kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный эколог"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская средняя общеобразовательная школа №1»


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: заместитель директора директор школы _________/Е.В.Прусакова _______/А.В.Пайль 27.08. 2016г. Приказ №559

Протокол № 1 от 31.08.2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»



Направление: социальное

Вид деятельности: познавательная

Возраст: 8-10 лет


Составитель: Соколова Светлана Николаевна, учитель начальных классов








г.п.Фёдоровский

2015 г.

Пояснительная записка


Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 2-4 классов начальной школы и рассчитана на 34 ч. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Рабочая программа «Юный эколог» для 2-4 классов разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образования», «Планируемых результатов начального общего образования» и авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» Ю.Н.Александровой.


Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.


Цель программы “Юный эколог – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.


Задачи программы:

– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.


Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.



Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.


Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.


Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.







Учебно-тематический план

Юный эколог” 34 часа.

2 класс


№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

УУД

Теоретических

Практических


1

Введение в экологию

1

1

 

✓ планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

✓ составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

✓ находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

2

Огородная поляна

4

1

3

3

В царстве Берендея

7

4

3

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;


✓ различать предметы наиболее известных народных промыслов;


✓ приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

4

Удивительное в мире животных зимой

10

3

7

✓ изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;


✓ проводить наблюдения за природными объектами;


✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;


✓ выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

5

Живительная водица

4

2

2

✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;


✓ записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;


✓ вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);


✓ применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

6

Мир насекомых

7

3

4

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;


✓ соотносить форму и свойства различных природных объектов;


✓ выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;


✓ применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;


✓ устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

7

Итоговое занятие

1

 

 1

 

ИТОГО:

34

14

20




Содержание программы


1 раздел "Введение в экологию(1 час)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.


2 раздел “Огородная поляна” (4 часа)


Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.


3 раздел “В царство Берендея” (7 часов)


Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.


4 раздел “Удивительное в мире животных зимой” (10 часов)


Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.


5 раздел “Живительная водица”(4 часа)


Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.


6 раздел “Мир насекомых” (7 часов)


Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”


7 раздел «Итоговое занятие» (1 час)









3 класс



№п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

УУД

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Что такое экология?

2

1

1

✓ планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

✓ составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

✓ находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

2

Красота природы.

14

4

10

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;


✓ различать предметы наиболее известных народных промыслов;


✓ приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

3

Животный мир родного края.

4

1

3

✓ изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;


✓ проводить наблюдения за природными объектами;


✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;


✓ выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

4

Растения на окне.

4

2

2

✓ планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

✓ составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

✓ находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

5

Помоги пернатым.

3

1

2

6

Мы за чистоту!

6

2

4

✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;


✓ записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;


✓ вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);


✓ применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

7

Итоговое занятие.

1


1

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;


✓ соотносить форму и свойства различных природных объектов;


✓ выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;


✓ применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;


✓ устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды


Итого:

34

11

23



Содержание программы


1 раздел «Вводное занятие. Что такое экология? (2 часа)


Знакомство детей с целями и задачами 3 года обучения. Беседа о сказочных чудищах, экологическая игра. Рисунки детей сказочных персонажей.


2 раздел «Красота природы» (14 часов)

Рисование листьев, раскрашенные красками. Составление из крашеных листочков узоров. Игра «Угадай что нарисовано».

Беседа «Почему люди делают гербарий? Как использовать сухие листья? Выполнение аппликации из сухих листьев. Беседа «Природная красота птиц». Выполнение аппликации. Экскурсия проходит в лесу. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Беседа о красоте лебедей. Вспоминаем в каких сказках присутствовали лебеди. Как и за что люди любят этих птиц. Изготовление поделок. Беседа о благородном олене, их питании, их месте проживания. Беседа о том, как и зачем мы должны беречь лес. Сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора». Викторина о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок. Беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости. Сочинение рассказов о насекомых, мелких животных. Прослушивание музыкальных произведений. Просмотр картин великих художников. Сочинения и рассказы детей о настроении в лесу, на море, у реки. В беседе затрагиваем климатические изменения. Осадки, явления природы. Праздник, на котором можно сделать выставку продукции из овощей, фруктов.


3 раздел «Животный мир родного края» (4 часа)


Обсуждение плана работы над проектом. Подготовка и сбор информации о животных родного края, оформление проекта. Представление на обсуждение своих набросков. Выставка проектов, защита проектов каждой группы. Беседа «Какие голоса имеют птицы, звери. Игра.


4 раздел «Растения на окне» (4 часа)


Беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений. Полезные и лекарственные растения. Беседа о правилах ухаживания за растениями. Рассказы детей о своих комнатных растениях. Викторина. Дети повторяют и знакомятся с экзотическими растениями.


5 раздел «Помоги пернатым» (3 часа)


Беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Уточнение знаний видов птиц. Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?» Экскурсия в лес с привлечением родителей, для установки кормушек. Подкормка птиц.


6 раздел «Мы за чистоту!» (6 часов)


Беседа о значении снега для человека, животных, о необходимости очистительных сооружений. Беседа «Почему по весне появляются мусорные «подснежники», как с ними бороться. Беседа о красоте весны. Рисование весенних изменений в природе. Конкурс рисунков. Беседа о личной гигиене «Как не стать грязнулей». Уточняем знания детей о пользе чистой кожи, чистых рук, носа, глаз. Беседа о правилах поведения в природе при прогулках в лесу, пикниках, рассказы детей о прогулках в природе семьей. Беседа о правилах поведения у моря, у реки. Подведение итогов работы кружка.


7 раздел «Итоговое занятие» (1 час)


Праздник. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.




4 класс



п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятий

УУД

Теория

Практика

1

Моя малая Родина.


2

1

1

  • поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование;


  • уметь находить ответ;


  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

2

Возможности природного материала.


5

1

4

3

Планеты солнечной системы.


3

1

2

  • мотивация учения;


  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

4

Растительный мир.


4

1

3

приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;


✓ различать предметы наиболее известных народных промыслов;


✓ приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

✓ изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;


✓ проводить наблюдения за природными объектами;


✓ работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;


✓ выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

5

Животный мир.

8

3

5

6

Почему они такие разные?


8

2

6

  • поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование;


  • уметь находить ответ;


  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

7

Мы юные экологи.


3

1

2

  • самостоятельное создание способов решения проблем и творческого и поискового характера;


  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


  • формирование основ гражданской индентичности личности

8

Итоговое занятие.


1


1

  • мотивация учения;


  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно


Итого:


34

10

24




Моя малая Родина (2 часа)

Знакомство с природными красотами Земли, показ фотографий природных сообществ. Рисование по представлению, конкурс рисунков. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в доме. Беседа, рассказы детей. Работа в группах. Рисование плакатов: грязный и чистый дом. Подведение итогов.


Возможности природного материала (5 часов)


Правила поведения в парке, сбор природного материала. Беседа, рассказы детей. Самостоятельное изготовление поделок из природного материала. Выставка поделок, сделанные детьми самостоятельно и с помощью родителей. Экскурсия проходит в лесу. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Сбор веточек, листочков. Вспоминаем сезонные изменения в природе. Расширяем знания о явлениях природы: смерч, гроза…


Планеты солнечной системы (3 часа)


Знакомство детей с образованием планет, их размерами. Продолжение знакомства с планетами солнечной системы. Лепка планет из пластилина. Создание макетов. Образование небесных тел. Составление собственных легенд образования небесных тел.


Растительный мир (4 часа)


Экскурсия проходит в лесу. Беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности. Вспоминаем сезонные изменения в природе. Беседа о многообразии растительного мира нашего края. Растения, занесенные в Красную книгу. Работа с пластилином , размазывание по контуру «Василек».


Животный мир (8 часов)


Беседа о содержании домашних животных. Рисование конюшни, коровника. Библиотечные книжки. Беседа о животных, описанных в книгах писателями. Час чтения. Беседа по созданию проекта о животных. Распределение обязанностей. Просмотр литературы, картинок. Составление плана работы. Организация работы групп, оформление титульных листов. Рисование животных, аппликации, лепка. Выставка проектов и их защита. Экскурсия в библиотеку. Природа нашего края. Викторина о животных, диких и домашних. Ролевая игра «В мире животных» распределение ролей, создание посильных декораций.

Беседа «Кто может быть другом человеку?». Рассказы детей о своих друзьях, событиях из их жизни. Беседа « Как человек может помочь природе?» правила поведения в лесу, у водоема. Создание знаков запрещающих и разрешающих.


Почему они такие разные? (8 часов)


Беседа о разнообразии комнатных растений. Рисование растений с натуры: фиалка, герань. Уход за комнатными растениями. Игра «Кто прав». Беседа о теплолюбивых и холодолюбивых растениях, о светолюбивых и тенелюбивых. Беседа о культурных растениях. Значение культурных растений в жизни человека. Беседа «Уход за культурными растениями». Аппликация методом обрыва «Колосок пшеницы». Беседа о культурных растениях: лён, хлопчатник. Беседа об экологических проблемах полей. Роль человека в восстановлении природного баланса. Игровое занятие. Загадки, интересные вопросы, игры.


Мы юные экологи (3 часа)


Рисование плакатов, рисунков о чистоте природы. Коллективная работа с помощью родителей. Беседа о животных, которые дают человеку мясо и молоко. Лепка животных: корова, конь, свинья. Беседа об экологической культуре людей. Подведение итогов работы кружка. Проведение праздника на природе. Игры с экологическими знаками, эстафеты по экологической тропе.


Итоговое занятие (1 час)


Праздник. Участие детей в сценках, чтение стихотворений, песен.




В результате реализации программы обучающиеся должны:


Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

Овладеть основными экологическими терминами;

Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

Научиться делать заключение на основе наблюдений;

Уметь работать индивидуально и в группе;

Быть способными отстаивать свою точку зрения;

Выполнять правила поведения в природе;

Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

Уметь изготовлять экологические памятки.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.



Ожидаемые результаты


Учащиеся должны знать :

          Что изучает экология;

          Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;

          Права и обязанности  граждан России по охране природы и рациональному

использованию природных ресурсов;

          Правила поведения в природе;

          Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и

общества;

          Главные особенности природы своей местности;

          Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее

чистоты;

          Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье

человека;

          Меры предупреждения вредных воздействий  хозяйственной деятельности

человека на окружающую среду;

          Понятие об экологическом кризисе;

Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения 

                 


Учащиеся должны уметь:

          Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и  из

природы в целом;

          Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;

          Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;

          Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей

местности;

          Приводить примеры загрязнения окружающей среды;

          Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему

экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;

           Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;

          Проводить подкормку птиц;

          Охранять растения и животных;

          Озеленять территорию школы;

          Выполнять исследовательские проекты.

Информационные ресурсы для педагога и учащихся:


Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.

Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.

Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.

Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.

Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.

Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.

Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).

Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .

Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.

"Все обо всем.” – М.1998 г.

"Я познаю мир” – М. 1995 г.




13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Юный эколог"

Автор: Соколова Светлана Николаевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_kratkosrochnaia_pr"
    ["file_id"] => string(6) "563628"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1605624840"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-ekologh-1"
    ["file_id"] => string(6) "260059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448888121"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(47) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_ekolog"
    ["file_id"] => string(6) "628042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1679419461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства