kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Юные экологи" имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ




Принята

На заседании

педагогического совета

Протокол №4

От ____________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СШ № 4»

_____________ Е.А.Власова

Приказ от_____ № _______






Дополнительная

Общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юные экологи»


Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год










Автор-составитель:

Хибакина М.Н.

Учитель начальных классов








Урюпинск 2024



I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на формирование экологической культуры младших школьников.

Обучение по программе способствует формированию у школьников внимательного отношения к окружающей среде и приобретению навыков поведения в мире природы.

Актуальность программы определяется необходимостью мотивации детей младшего школьного возраста к естественнонаучной деятельности и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и изучению биологических законов как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и общества.


Отличительной особенностью программы является то, что образовательный процесс ориентирован на создание условий для успешного овладения учащимися навыками практических элементов исследовательской и проектной деятельности.

Программа способствует формированию базовых знаний, умений, навыков, компетенций и устойчивого познавательного интереса в области биологии .


Уровень программы – стартовый.


Адресат программы: дети 9-10 лет, младший школьный возраст.

Младший школьный возраст - важный период многопланового развития интеллектуальных способностей детей, подходящий для формирования логического мышления. Важно обратить внимание на развитие познавательных процессов во взаимосвязи с окружающей действительностью и вовлечь учащихся в практическую деятельность. Для учеников младших классов характерна высокая познавательная активность, любознательность и интерес к знакомству с природой. Поэтому на данном возрастном этапе целесообразно проводить занятия, направленные на получение начальных знаний в области биологии.


Объём и срок освоения программы: 34 часа, 1 год обучения.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 35 минут.

Форма обучения: очная.

Язык обучения: русский.

Форма проведения занятий: групповая.

Особенности организации образовательного процесса: к программе может присоединиться любой желающий, независимо от уровня подготовки и физических данных.

Количество обучающихся в группе – 25 человек.

Обучение по программе может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

- создание условий для успешного освоения обучающимися практических элементов научно-исследовательской деятельности по биологии.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформулировать знания в области техники безопасности при проведении практических занятий ;

- способствовать формированию совокупности научных знаний о живой природе и первых представлений о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях

- способствовать формированию представлений о природной флоре региона, в том числе о растениях Красной книги Волгоградской области;

Развивающие:

- способствовать развитию умения применять полученные знания в последующей учебной, научной и практической деятельности.

‒ способствовать развитию навыка работы в команде;

‒ развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

‒ развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися.

Воспитательные:

- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к предмету живой природы;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении заданий, силу воли, настойчивость и упорство;

- воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности и ориентировать на понимание их значимости.



1.3. Учебный план

Учебный план ( базовый уровень 1 год обучения)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Дата проведения

теория

практика



1

Вводное занятие.

1

1

Опрос, беседа, анкета



Загадочный мир микробиологии.

1

1

Беседа, наблюдение


2

В мире микробов.

1

1

Наблюдена, практические задания


3

Разнообразие растений.

1

1

Беседа, экскурсия


4

Дендрология – наука о деревьях и кустарниках.

1

1

Беседа, экскурсия


5

Микология- наука о грибах.

1

1

Беседа, практическое задание


6

Зоология – наука о животных.

2

1

Опрос, викторина


7

Орнитология – наука о птицах.

2

1

Беседа с элементами опроса, викторина


8

Энтомология – наука о насекомых.

1

1

Виикторина, практическое занятие


9

Ихтиология – наука о рыбах.

2

2

Конкурс рисунков, викторина


10

Фенология- наука о птицах.

1

1

Опрос, игра, практическое задание


11

Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой.

2

2

Опрос, игра, практическое задание


12

Безопасность вокруг нас.

1

1

Опрос, игра, наблюдение


13

Итоговое занятие.

1

1

Тест, опрос




18

16




Итого:

34 часа




1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 


Тема 1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): 

Знакомство с группой. Обсуждение плана и целей работы кружка. Рекомендации по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука». Виды наук и их назначение и сферы изучения.


Практика (1 ч.): 

Анкета «Мои увлечения». Игра-викторина «Из чего сделаны привычные нам вещи». Просмотр презентации «В мире науки».


Раздел 2. Загадочный мир микробиологии 

Теория (1 ч.): 

Первые обитатели Земли. Каково влияние микроорганизмов на человека и другие организмы. Опасные и полезные микроорганизмы.

Практика (1 ч.): Презентация «Виды микроорганизмов». Игра «Опасные и полезные микроорганизмы».

Раздел 3. Ботаника – наука о растениях.

Теория (2 ч.): Разнообразие растений на Земле. Растения Волгоградской области. Дикорастущие и культурные растения. Что такое гербарий? Правила сбора растений для гербария.

Практика (2 ч.): Практическое занятие « Раскрашивание цветов»(раскраски) Экскурсия на участок «Растения школьного двора».Игра «Цветок и лепесток».

Раздел 4.  Дендрология - наука о деревьях и кустарниках

Теория (1 ч.):  Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие деревьев. Различия между деревьями и кустарниками

Практика (1 ч.): Экскурсия в парк «Деревья и их разнообразие».

Раздел 5.  Микология - наука о грибах.

Теория (1 ч.):  Разнообразие и строение грибов. Различия между наиболее распространенными съедобными, несъедобными и ложными грибами.

Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Какие бывают грибы». Творческая мастерская «Грибная поляна».

Раздел 6.  Зоология - наука о животных.


Теория (2 ч.): Разнообразие животного мира, развитие и изменение животных в меняющихся условиях жизни. Легенды и факты о животных. Повадки диких животных, особенности их поведения, их польза для природы. Животные Волгоградской области.

Практика (2 ч.): Просмотр фильма «Животный мир». Викторина «Все о животных»

Раздел 7. Орнитология – наука о птицах.

Теория (2 ч.): Разнообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растительноядные, насекомоядные, хищники). Места обитания птиц. Лесные птицы .Водные птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Птицы Волгоградской области.

Практика (2 ч.): Игра « Определение мест обитания птиц по внешнему виду», «Определение птиц по голосу». Просмотр фильма «Многообразие птиц». Познавательная викторина «Перелетные птицы нашего края».

 

Раздел 8. Энтомология - наука о насекомых.

Теория (1 ч.): Многообразие насекомых и их значение в природе. Типы и внешний вид насекомых. Сезонные изменения в жизни насекомых. Насекомые Волгоградской области. Редкие и исчезающие виды насекомых.

Практика (1 ч.): ): Зарисовка строения насекомых . Викторина «В мире насекомых». Конкурс рисунков на тему «Незнакомые насекомые».

Раздел 9. Ихтиология – наука о рыбах.

Теория (2 ч.): ): Разнообразие видов рыб . Внешнее и внутреннее строение рыб. Среда обитания. Многообразие видов рыб в аквариумах. Простейшее аквариумное оборудование. Правила ухаживания за аквариумными рыбками. Пресноводные рыбы Волгоградской области.

Практика (2 ч.): презентация «Подводное царство». Изготовление бумажной модели аквариума. Конкурс рисунков «Подводный мир» Викторина «Жители рек и озер».

Раздел 10.  Фенология – наука о птицах.

Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграция, перекочевка, спячка, дремота, осенний листопад и отдых. Причины сезонных изменений, адаптация к сезонным изменениям. Перелетные, зимующие птицы Волгоградской области.

Практика (1 ч.): Просмотр презентации «Сезонные изменения в природе и жизни человека». Рассматривается календарь фенологических изменений в природе. Игра «Распредели птиц на группы: зимующие и перелетные».


Раздел 11. Экология - наука о взаимодействии человека с окружающей средой.

Теория (2 ч.): Экологические проблемы Волгоградской области. Бытовые отходы. Использование отходов. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Флора и фауна Волгоградской области в Красной книге.

Экологические проблемы. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Волгоградской области. Растения и животные Урюпинского района, занесенные в Красную книгу.

Практика (6 ч.):  Просмотр презентации «Раннецветущие растения Урюпинского района». Конкурс рисунков «Защитим природу края». Поделки из бытовых отходов. Изготовление экологических плакатов и листовок . Игра «Собери пазл» ( экологические знаки).

Раздел 12. Безопасность вокруг нас.

Теория (2 ч.): Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие вас дома. Правила поведения на улице и в саду. Правила поведения в транспорте и общественных местах.

Практика (2ч.): Планирование безопасного маршрута «Мой путь: дом - школа - дом». Презентация : « Что вокруг нас может быть опасным?». Викторина: «Не бойся дороги», «Опасности дома».

 

Раздел 13. Итоговое занятия.

Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки природы».

Защита проектов.


1.5. Планируемые результаты

По завершении данной программы обучающиеся будут:

- уметь грамотно и успешно проводить исследования (эксперименты).

- использовать различные биологические источники информации.

- классифицировать биологические объекты и определять их принадлежность к той или иной группе:

- использовать терминологию в естественных науках.

- уметь обобщать и систематизировать полученные знания с целью уточнения выражения основных терминов;






Раздел №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график


Учебный период 1 год. 34 учебные недели.


п\п


Группа


Год обучения


Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных

дней

Режим занятий

Сроки промежуточной аттестации

1

1

1 год

сентябрь

май

34

34

1 час

1 раз в неделю

Декабрь, май


2.2. Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение:

- просторные, сухие и светлые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, легко проветриваемые естественным путем и имеющие достаточное дневное и искусственное освещение для проведения занятий.

2.2.2

Информационные средства: - аудио-, видео-, фото- и интернет-источники;

- наглядные пособия; методические пособия

- оборудование и материалы:

- оборудование для занятий: столы и стулья, ноутбук, проектор, магнитно-маркерная доска;

- наглядные пособия

- дидактические материалы в соответствии с разделами программы,

- распечатки - диагностические методики для определения знаний, полученных учащимися

2.2.3 Кадровое обеспечение программы:

Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования «Средняя школа № 4», соответствующим квалификационным требованиям по должности педагог дополнительного образования, образование- высшее.

2.3. Формы аттестации

Программа предусматривает следующие виды аттестации

Проводятся следующие виды аттестации:

- Входной контроль: на первом занятии проводится тест для определения уровня подготовки учащихся.

- Текущий контроль: проводится регулярно в форме наблюдений, бесед, опросов и анализа выполнения учащимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам.

- Промежуточная аттестация: организуется презентация проекта студента для определения уровня освоения программы



2.4. Оценочные материалы

Процесс реализации программы включает:

- тесты;

- практические задания/практические работы (текущий контроль);

- презентации проектов (промежуточная аттестация). В ходе реализации программы проводятся:

- тестирование (входной контроль);

- практическое задание/практическая работа (текущий контроль);

- защита проекта (промежуточная аттестация).


Уровни освоения программы и критерии оценивания


Показатели

Высокий

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями.

Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы .

Средний

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий.

Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное


Низкий

Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом.

Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы.


Результаты освоения программы:

Уровни освоения программы (в %):

Низкий__________________

Средний_______________

Высокий_________________


Тест «Природа и мы».

Что такое природа? ______________________________________________________________

Подчеркни названия природных объектов.

Клён, линейка, автомобиль, горы, песок птица, облака, тетрадь, дерево, дом, солнце, животное, почва, стул, растение.


3. Приведи примеры таких объектов, созданных человеком __________________________________________________________________

4. Подчеркни явления природы.

Сапог , солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган, радуга, гроза, таракан, заря, пурга.


5.Напиши, объекты живой природы: 3-4 __________________________________________________________________

6.Напиши, объекты неживой природы:3-4 _________________________________________________________________


Тест «Какие бывают животные?»

Распредели животных на группы:

Хищные , травоядные, всеядные :

Лось, лиса, волк, медведь, белка, кабан, мышь, корова.

Напиши известных тебе домашних животных

__________________________________________________________________

Напиши известных тебе диких зверей.

________________________________________________________________

Напиши названия животных. (по 3-4 представителя)

Рыбы______________________________________________________________


Птицы_____________________________________________________________


Насекомые ____________________ _________________ _________________

__________________________________________________________________

Тест «Природа».


Внимательно прочитайте вопрос, и выбери правильный ответ.

1.Растёт ли дерево зимой?

А) да; Б) нет; В) до определённого времени.

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

А) тетерева, куропатки, рябчики;

Б) воробьи, вороны, глуби;

В) снегири, синицы, клесты.

3. След, какого хищного зверя похож на человеческий?

А) тигра; Б) волка; В) медведя.

4. С какого дня по календарю начинается астрологическая зима?

А) 1 декабря;

Б) 22 декабря;

В) 15 ноября.

5. Какие птицы улетают на зиму на юге?

А) Ласточка, ворона, синица

Б) Воробей, сорока, аист

В) Журавль, лебедь, ласточка

II. Продолжите поговорку.

1.  Декабрь год кончает, ………………. .

2.  Цыплят по осени…………………………… .

3.  Зима кончается- ……… .

Тест «По описанию животное».

Ушки длинные, хвостик короткий и пушистый, задние лапки длиннее передних, с наступлением зимы меняет цвет шубки.

Большой пушистый хвост, цепкие лапки, большие, очень острые зубки, ушки с маленькими кисточками, мех летом рыжевато-золотистый, зимой – серебристо-серый.


Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки.

Очень похож на медведя, но значительно меньших размеров; белая полоса на мордочке; короткие лапки, любит чистоту.


Короткий хвост, кисточки на кончиках ушей, широкие бакенбарды по краям головы, шерсть рыжевато-серая с бурыми пятнами, опасная хищниц.



Похож на белку, но меньше по размеру с большими защёчными мешками, по спине идут пять продольных, чётко прорисованных чёрных полос


Тесть « Мир природы».

Итоговый тест (первый год).

I. Выбери правильный ответ.

1.  Каково значение снежного покрова для растений?

А) Снежный покров поддерживает питание растений в зимний период;

Б) Защищает растения от мороза;

В) Снежный покров мне имеет никакого значения для растений.

2. Какие из перечисленных грибов относятся к пластинчатым?

А) Подосиновик; Б) Сыроежка; В) Белый.

3. Когда происходит день весеннего равноденствия?

А) 1 марта; Б) 21 марта; В) 22 апреля.

4. Семена, каких из ниже перечисленных растений распространяются ветром?

А) Репейник (лопух); Б) Берёза; В) Лебеда

II. Закончи предложение.

1.  Движение льдин на реках и озёрах называется- _____________

2.  Ледяная корочка на поверхности снега называется - _____________

3.  Лёд пристывший к краю берега называется ___________________

III. Дайте определения следующим понятиям.

1.  Что изучает наука ФЕНОЛОГИЯ - __________________

2.  Кто такой ОРНИТОЛОГ - ________________________

3. Что изучает ЭКОЛОГИЯ? - __________________

Тест «В мире интересного »

1. По наличию какого животного в водоеме определяется его чистота?

а) кальмар; б) рак; в) лягушка.

2).Какая птица занесена в Международную Красную книгу?

а) сапсан; б) сорока ; в) тетерев.

3). Какая птица выводит птенцов зимой?

а) филин; б) клёст; в) стриж.

4). У кого уши находятся в ногах?

а) лягушка; б) кузнечик; в) таракан.

5). Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачный, не имеет запаха, имеет вес;

б) белый, не имеет запаха, имеет вес;

в) прозрачный, имеет запах, имеет вес.

6). Какой ягодный кустарник зимует с зелеными листьями?

а) черника; б) брусника; в) морошка.

7). Какой цветок без листьев цветёт?

а) мать-и-мачеха; б) ромашка; в) одуванчик.

8). Как называется оболочка земного шара, населенная живыми организмами?

а) биосфера; б) ноосфера; в) литосфера.

9). Какая наука изучает взаимоотношения человека с окружающей природной средой?

а) биология; б) геология; в) экология.


Практическое задание : « По словесному портрету ты скажи нам-кто же это»

« Посмотришь на эту небольшую птичку, размером с воробья и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть-чуть рыжеват…. А вечером или ночью приди в сад и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.» (Соловей).

«У неё на голове черная шапочка, спинка и крылья с хвостом темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет одета. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест различные зернышки, крошки хлеба, и любит лакомиться несоленым салом.» (Синица)

"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. ( Ёж. )

"Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". (Белка.)



"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" . Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". (Лиса )



Тест «Охрана здоровья человека».

Кого человека можно называть здоровым человеком?

__________________________________________________________________

Что такое закаливание?

__________________________________________________________________

Назовите приемы закаливания.

__________________________________________________________________


5. Что нужно делать человеку для предупреждения простудных заболеваний?

__________________________________________________________________


Напиши правильный режим дня.


__________________________________________________________________


Тест « Почва».

Что входит в состав почв?

__________________________________________________________________

Какие виды почвы вы знаете?

__________________________________________________________________

Что называется Плодородием почвы ?

_________________________________________________________________

Как улучшить плодородие почв ?

_________________________________________________________________

Какие живые организмы живут в почве?

__________________________________________________________________


Тест " Растения"

  1. Соотнесите названия цветов и растений.


2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:

Комнатные_________________________________________________

Садовые__________________________________________________

3.Перечислите основные условия жизни растений:

____________________________________________________________


4. Расскажите, какие комнатные цветущие растения вы знаете: ________________________________________________________________


5.Какую роль выполняют растения в жизни человека?

_______________________________________________________________

6. Что такое гербарий?

_________________________________________________________________


  


7.Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название



П рактическое занятие : «Экологические знаки»





2.5. Методические материалы

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

- групповые технологии;

- педагогика сотрудничества.

Методы обучения:

- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);

- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой);

- проектный метод (подготовка итогового проекта);

- метод контроля, самоконтроля и другие.

На занятиях могут быть использованы элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.

Принципы организации учебной деятельности:

- в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы;

- наглядность и доступность обучения;

- учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.

Формы учебного занятия:

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.

























Список литературы

  1. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / Волгоград:Учител, 2010.-331 с.

  2. Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников / Н.И. Асташина – М.: Учитель, 2013. – 94с.

  3. Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России: школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин, СПб.: БКК, 2019. – 76 с.

  4. Бернацкий А. С. Необычная жизнь обычных растений. Зеленые соседи / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2018. – 270 с.

  5. Васильева А. Б. Мой гербарий. Листья деревья / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 80 с.

  6. Волина В.В. Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. – СПб.: «Виктория – Специальная литература», 1997.- 304 с.: илл.

  7. Гриценко Е. Н. Растения / Е. Н. Гриценко, Ростов н/Д: Владис, 2020. – 63 с.

  8. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир».- Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.-128 с.

  9. Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Н.Ш. – 2000 № 6

  10. Пескова И.П. Травянистые растения средней полосы России. Фотоопределитель / И.П. Пескова, М.: Фитон ХХI, 2023. – 448 с.

  11. Лукашанец Д.А. Красная книга России: животные, растения, птицы, насекомые / Д.А. Лукашанец, М.: Эксмо, 2022. – 320 с.

  12. Майоров В. Д. Растения: деревья, кустарники, травы / Т. А. Куликовская, Т. Я. Ларина, Майоров В. Д., М.: Стрекоза, 2016. – 63 с.

  13. Моргун Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова, М.: ЭкоПресс, 2016. – 140 c.

  14. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:АРКТИ, 2008.-48 с.

  15. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей.-Смоленск: Русич, 1999.- 256 с.






















23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Хибакина Марина Николаевна

Дата: 05.03.2025

Номер свидетельства: 666162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства