kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Авиамоделизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию интеллетуальной сферы детей в области авиамоделизма через создание летательных аппаратов и макетов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Авиамоделизм"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский дом творчества»














Дополнительная общеразвивающая программа

«Авиамоделизм»

творческого объединения «Авиамоделизм»

(срок реализации программы – 4 года, возраст детей – 12-17 лет)











Составитель:

Попов Виктор Александрович,

педагог дополнительного образования





















Бийск 2015





Пояснительная записка

В настоящее время общество испытывает потребность в инженерных кадрах. Родители обучающихся, и чаще, всего мальчишек, наблюдая за ребенком, видят его заинтересованность техникой, и, соответственно, помогают своим детям в школьный период «погрузиться» в мир техники и освоить программу по техническому творчеству; а также быть занятым в свободное от школы время. Обучающимся интересна программа, поскольку велик познавательный интерес и желание совершенствовать знания, умения и навыки в области авиамоделизма. В личностном плане, у ученика, удовлетворяется потребность в самовыражении и самоутверждении, предоставляется возможность определиться с выбором профессии.

Авиамоделизм – это конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических и спортивных целях.

Авиация прочно вошла в современную жизнь, как самый скоростной и удобный вид транспорта. Летающие модели нередко называют «малой авиацией», с их помощью можно не только понять, как устроены и действуют летательные аппараты, глубже изучить законы физики и механики, но и проводить исследования в области аэродинамики, устойчивости и прочности летательных аппаратов.

Цель: способствовать формированию интеллектуальной сферы обучающихся в области авиамоделизма через создание летательных аппаратов (воздушный змей, авиамодель) и макетов.

Задачи: Образовательные

  • Обеспечить усвоение знаний, умений, навыков на занятиях авиамоделизмом.

  • Развивать способность использовать приобретенные знания и умения в новых ситуациях.

  • Формировать представление о технических специальностях

Воспитательные

  • формировать мировоззренческие понятия в познаваемости мира и природы.

  • Формировать нравственных, этических норм, эстетического вкуса.

  • формировать положительного отношения к труду и природе.

  • формировать умение преодолевать трудности в учении, доводить начатое дело до конца.

Развивающие

  • развивать умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изученные факты и понятия;

  • развивать монологическую и диалогическую речь во время обсуждения поставленных задач и проблем;

  • способствовать формированию устойчивого познавательного процесса в области авиамоделизма.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 12-17 лет, обучающиеся имеют высокий уровень мотивации к занятиям в авиамодельном детском объединении. Состав групп постоянный, количество детей первого, второго года обучения по10- 12 человек, третьего, четвертого года обучения 8- 10 человек (конструкторская группа).

Режим занятий:

1 года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часа в год.

2 года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов в год.

3 года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часа в год.

4 год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа, всего 324 часа в год.

Тип программы – модифицированная, технической направленности, предпрофильная.

Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательной школе.

Программа составлена с опорой на типовую программу «Кружки авиамоделистов». Москва. Просвещение. 1982 г.

В представленную программу на первом году обучения внесена тема «Изучение и освоение современного станка», на втором году обучения дополнена темами:

- Изучение и освоение токарного станка по дереву.

- Технология работы со слесарными инструментами.

- Отделка поверхности изделий из древесины.

На третьему году обучения добавлены темы:

- работа с электронными устройствами (блоки питания, защиты электронных устройств, работа с радиостанцией);

Практическое применение информационных технологий в авиамодельном спорте.

Четвертый год обучения:

- освоение программы «Глобус»;

- проектирование и изготовление основных узлов и крепежей самолета в 3D.

Основные понятия, которыми оперирует программа.

- категории и классы авиационных моделей;

- название узлов;

Законы:

- Бернулли;

- физические свойства воздуха;

- аэродинамические спектры обтекания тела;

- число Рейнольдса;

- закон Ома.

Ожидаемы результаты работы по программе включают то, что обучающиеся знают технологию проектирования, постройки радио моделей, экспериментальное исследование.

  • Оснастку современных спортивных моделей, используя передовые материалы.

Умеют:

  • Произвести расчет крыла радио модели со стандартными профилями.

  • Настроить радио модель на разные погодные условия, проектировать, вносить коррективы. Строить и вести экспериментальные исследования летающих моделей.

  • Пользоваться современной радиоаппаратурой.

  • Создавать простейшие радиоуправляемые модели радио планеров, используя современные двигатели.

Формы итоговой и промежуточной аттестации разделяются на входной, промежуточный и итоговый.

Входная аттестация проводится по собеседованию, его целью является определение уровня подготовленности.

Тематическая аттестация осуществляется по окончанию изучения темы, раздела программы. Форма

Итоговая аттестация проводится в конце периода обучения в форме зачета, участие в конкурсе, выставки, проекта, исследовательской работы. Результаты аттестации фиксируются в ведомости учета и успешности усвоения программы.












































Учебно-тематический план

1 год обучения

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными приемам работы с инструментом, используя материалы: древесина, картон, бумага;

  • формировать практические навыки по проектированию и построению свободнолетающей модели, воздушного змея и метательного планера;

  • познакомить учащихся с историей авиации, значением в жизни общества

  • формирование элементарных понятий в области аэродинамики, теории полета, устройств и принципов действия различных летательных аппаратов;

  • познакомить со спортивным авиамоделизмом, квалификацией и категорией спортивных моделей;

  • формировать знания и умения, правила ТБ при работе на сверлильном станке;

  • познакомить с содержанием деятельности специалиста по профессии - сверловщик.

Таблица 1

Темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

2

-

2

2

История авиации, летательных аппаратов, тяжелее воздуха

6

-

6

3

Техника безопасности, правила поведения в лаборатории

2

-

2

4

Древесина и её пороки. Материалы и инструменты

2

4

6

5

Изготовление простейших моделей из бумаги

1

1

2

6

Изготовление микромодели планера «Полет» (метательный планер)

14

20

34

7

Изготовление коробчатого «змея»

8

14

22

8

Изготовление планера (схематического)

10

66

76

9

Изучение и работа на сверлильном станке. Знакомство с профессией сверловщик

1

1

2

10

Знакомство с инструментом для сверления на станке

1

1

2

11

Регулировка и запуск моделей планера

2

8

10

12

Подготовка к соревнованиям

6

34

40

13

Соревнования. Выставки

2

8

10

14

Заключительные занятия

2

-

2

ИТОГО:

59

157

216



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Теория 2 часа:

Вводное занятие. Знакомство с каждым ребенком, его интересами и увлечением, с целями и задачами объединения, его традициями.

  1. Теория 6 часов:

История авиации летательных аппаратов, тяжелее воздуха разных лет. Понятие авиация. Летательные аппараты, строение.

  1. Теория 2 часа:

Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущим инструментом, шлифующим инструментом, наждачными бумагами, ножницами.

  1. Теория 2 час:

Материалы и инструменты. Породы древесины, и её пороки. Материалы, используемые в работе - породы древесины, бумага, картон, клей. Инструменты – наждачная бумага, напильник, резак. Понятие о древесине. Виды древесин. Пороки древесин.

Практика 4 часа:

Изготовление моделей с использованием изученных материалов и инструментов.

  1. Теория 1 час:

Понятие о простейших моделей из бумаги. Центр тяжести модели, воздух и его возможности, крыло модели.

Практика 1 час:

Изготовление модели по шаблону.

  1. Теория 14 час:

Понятие микромодели планера «Полет», метательный планер. Знакомство с терминами основных узлов, используемыми в модели.

Практика 20 часов:

Изготовление микромодели планера «Полет», метательного планера, запуск модели.

  1. Теория 8 час:

История коробчатого змея, область применения в научных целях. Технология изготовления коробчатого змея.

Практика 14 часов:

Построение чертежа, изготовление и запуск коробчатого «змея».

  1. Теория 10 часов:

Понятие о схематическом планере. История возникновения, область применения, модели планера (спорт, военное дело). Изучение составных частей планера. Технология работы над творческим проектом. Подбор материала инструмента, выбор оклейки модели и регулировка.

Практика 66 часов:

Изготовление схематического планера, регулировка, запуск.

  1. Теория 1 час:

Сверлильный станок. Механика станка. Правила ТБ при работе на сверлильном станке. Знакомство с профессией – сверловщик.

Практика 1 час:

Выполнение основных, вспомогательных узлов планера на сверлильном станке.

  1. Теория 1 час:

Знакомство с инструментом для сверления на станке. Виды сверл, их классификация и применение.

Практика 1 час:

Выполнение практической работы на сверлильном станке.

  1. Теория 2 часа:

Технология подготовки планера к полету.

Практика 8 часа:

Регулировка и запуск моделей планера. Контрольная проверка, центровка моделей. Тренировки по запуску моделей.

  1. Теория 6 часов:

Подготовка к соревнованиям. Осмотр модели, инструктаж по запуску модели, инструктаж по технике безопасности.

Практика 34 часов:

Тренировочная работа на стадионе.

  1. Теория 2 часа:

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Награждение призеров соревнований.

В конце этого года учащиеся умеют:

  • Работать с инструментом: напильник, рубанок, надфиля;

  • Проектировать и строить модель схематического и метательного планера, коробчатого воздушного змея, соблюдая технологию;

  • Работать на сверлильном станке.

Знают:

  • Правила ТБ при работе с режущим инструментом, клеем, сверлильном станке, строение сверлильного станка; содержание профессии - сверловщик.

  • Историю развития авиации;

  • Породы древесины, ее пороки;

  • Технологию построения воздушного коробчатого змея, метательного и схематического планера.



















2 год обучения

Задачи:

  • Расширять и углублять знания: по теории и практике полета; аэродинамике моделей и технике моделирования «H1», «G1», в процессе постройки свободнолетающих моделей.

  • Познакомить с правилами проведения соревнований, участие в соревнованиях;

  • Формировать знания и навыки, правила ТБ при работе на деревообрабатывающем станке

  • Познакомить с деревообрабатывающими инструментами

Темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

2

-

2

2

История военной, спортивной, морской авиации. Достижения.

8

-

8

3

Техника безопасности при работе с режущим инструментом и деревообрабатывающим станком и инструментами

2

-

2

4

Инструменты моделиста.

1

3

4

5

Материал, используемый в работе (дерево, металл).

1

1

2

6

Категории и классы авиационных моделей.

12

-

12

7

Аэродинамика и летающие модели.

4

-

4

8

Модель в свободном полете.

3

3

6

9

Фрезерование на сверлильном станке.

1

1

2

10

Отделка поверхности изделий из древесины

1

1

2

11

Модель планера «1H», «1G» Расчеты профиля моделей.

18

70

88

12

Регулировка и запуск модели планера «1H», «1G»

10

20

30

13

Работа со слесарной ножовкой

1

1

2

14

Строение токарного станка по дереву. Правила техники безопасности при работе на токарном станке. Работа на токарном станке.

2

8

10

15

Устройство, классификация авиамодельных двигателей, работа с электрическим двигателем.

2

28

30

16

Показательные выступления. Соревнования. Выставки

-

10

10

17

Заключительные занятия.

-

2

2

ИТОГО:

68

148

216


Содержание программы

  1. Теория 2 часа:

Вводные занятия. Цели и задачи на учебный год. Программа занятий. Правила поведения на занятиях и в перерыве, организация рабочих мест.

  1. Теория 8 часов:

История военной, спортивной, морской авиации. Достижения. Изучение типов самолетов первой мировой войны, ВОВ (1939-45). Спортивные достижения лучших спортсменов. Морская авиация – возможности применения

  1. Теория 2 часа:

Техника безопасности при работе с режущим инструментом. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом, на станках.

  1. Теория 1 час:

Общие сведения об инструменте. Инструменты моделиста.

Практика 3 часа:

Заточка и доводка инструмента для работы.

  1. Теория 1 час:

Материал, используемый в работе: древесина, лавсан, ткани, пенопласт, синтетические материалы, клей, проволока, цветные материалы.

Практика 1 час.

Практическая работа с изученным материалом.

  1. Теория 12 часов:

Категории и классы авиационных моделей.

  1. Теория 4 часа:

Понятия о категориях и классах авиационных моделей. Аэродинамика и летающие модели. Понятие об аэродинамике, как науке. Закон Бернулли, аэродинамические спектры обтекания тела, физические свойства воздуха. Число Рейнальдса.

  1. Теория 3 часа:

Понятие восходящие и нисходящие потоки, модель в свободном полете.

Практика 3 часа:

Запуск модели планера.

  1. Теория 1 час:

Фрезерование на сверлильном станке. Виды фрез.

Практика 1 час:

Работа на фрезерном станке.

  1. Теория 1 час:

Технология обработки поверхности древесины.

Практика 1 час:

Отделка поверхности изделий из древесины.

  1. Теория 18 часов:

Модель планера «H1», «G1», расчеты профиля моделей, составление чертежа, подбор материала.

Практика 70 часов:

Изготовление планера «H1», «G1» (по выбору).

  1. Теория 10 часов:

Понятие о профиле крыла, центровки модели «H1», «G1»

Практика 20 часов:

Запуск модели планера «H1», «G1» с последующей регулировкой.

  1. Теория 1 час:

Слесарная ножовка, назначение, строение.

Практика 1 час:

Выполнение работы со слесарной ножовкой.

  1. Теория 2 часа:

Составные части токарного станка по дереву, правила техники безопасности.

Практика 8 часов:

Выполнение работ на токарном станке.

  1. Теория 2 часа:

Понятие авиамодельный двигатель, назначение. Устройство и классификация, рецептура рабочих смесей авиамодельных электрических двигателей.

Практика 2 часа:

Запуск и работа двигателя.

16. Практика 10 часов:

Показательные выступления. Соревнования.

17. Практика 2 часа:

Заключительное занятие. Подведение итогов года, поощрение учащихся.

В конце второго года обучения учащиеся

Знают:

  • Правила ТБ с режущим инструментом (резец), токарным станком по дереву, модульного сверления (фрезерование).

  • Закон Бернулли, физические свойства воздуха, аэродинамические спектры обтекания тела, число Рейнольдса.

  • Аэродинамику летающих моделей,

  • Технологию построения моделей «H1», «G1» (по выбору)


Умеют:

  • Работать с режущим инструментом, на токарном станке по дереву, выполнять фрезерование деталей конструкции.

  • Читать технический чертеж.

  • Создавать и запускать модели «H1», «G1».

  • Работать с измерительным инструментом (транспортир).













3 год обучения

Задачи

  • Расширять и углублять знания: по теории и практике полета; аэродинамике моделей и технике моделирования «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P», в процессе постройки свободнолетающих моделей, с использованием современных материалов и узлов летательных аппаратов;

  • расширять и углублять знания по теории полета;

  • познакомить учащихся с методами проектирования и конструирования летающих моделей, экспериментальным исследованием, внося свои изменения: материал, изготавливая индивидуальный инструмент, технологию изготовления.


Темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Новейшие достижения в науке, авиации, моделизме.

6

-

6

3

Современные материалы и их обработка.

6

4

10

4

Техника безопасности на токарном станке.

2

-

2

5

Работа на токарном станке.

6

4

10

6

Измерение штангенциркулем, микрометр

1

1

2

7

Разметка заготовок для модели.

1

1

2

8

Техническая оснастка модели.

-

20

20

9

Теория свободно-летающих моделей в термическом потоке.

4

-

4

10

Исторический материал моделей – сбор информации.

2

-

2

11

Постройка и исследовательская работа над проектом моделей «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P»,

10

80

90

12

Тренировка на поле, исследовательская экспериментальная работа на запусках моделей и их узлов.

10

40

50

13

Показательные выступления моделей.

-

10

10

14

Разбор моделей после запусков. Совершенствование в запуске.

2

-

2

15

Введение в профессию

2

-

2

16

Заключительно занятие

2

-

2

ИТОГО:

56

160

216



Содержание программы

  1. Теория 2 часа:

Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год, программа обучения.

  1. Теория 6 часов:

Новейшие достижения в науке, авиации, моделизме. Новая техника в авиации, приборы в авиации, и что они измеряют. Новейшие технологии в авиамоделизме.

  1. Теория 6 часов:

Современные материалы и их обработка. Общее понятие о материалах, используемых при работе (стеклоткань, углеткань, разделительные материалы, пенопласт, пластик).

Практика 4 часа:

Работа с разными материалами.

  1. Теория 2 часа:

Правила техники безопасности на токарном станке.

  1. Теория 6 часов:

Знакомство с устройством токарного станка.

Практика 4 часа:

Работа на токарном станке, изготовление узлов к авиамодели.

  1. Теория 1 час:

Устройство, назначение, правила пользования штангенциркулем, микрометр

Практика 1 час:

Измерение, работа со штангенциркулем.

  1. Теория 1 час:

Технология составления разметки основных узлов модели.

Практика 1 час:

Разметки заготовок для модели. Выполнение заготовок основных узлов модели.

  1. Практика 20 часов:

Техническая оснастка модели. Изготовление по самостоятельно составленным шаблонам нервюр, лонжерон, кромок задних, передних, кессонов, балок для фюзеляжа, винт.

  1. Теория 4 часа:

Теория свободно-летающих моделей в термическом потоке, учитывая разные погодные условия и силу ветра. Изменение центровки модели в термике.

  1. Теория 2 часа:

Работа с литературой. Сбор информации, исторических материалов моделей – копий для собственных моделей.

  1. Теория 10 часов:

Понятие о методах проектирования «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P», о технических требованиях к летающим моделям (прочность, вес, эксплуатационные удобства, надежность). Основные требования к крылу (понятие об аэродинамическом качестве крыла). Зависимость подъемной силы и лобового сопротивления крыла от скорости полета, от площади и удлинения крыла, от плотности воздуха и угла атаки, а также от формы профиля и качества отделки. Условия устойчивого полета модели. Понятие о профилях крыла и применение их на различных моделях. Прочностные требования, предъявляемые к моделям. Основные направления исследовательской работы: влияние профилей крыла на качество планирования модели; влияние крыльев с различными формами угла на устойчивость полета; действие турболизаторов крыла на качество полета модели; возможности использования турболизатора на лопастях винта для резиномоторной модели, определение влияния удлинения крыла на качество планирования. Рекомендации по проектированию сложных моделей: выбор схемы и основных размеров модели, соответствующих ее назначению и типу двигателя; выбор профиля крыла и хвостового оперения; расчет несущих и стабилизирующих площадей модели, выбор формы фюзеляжа, конструкции каркаса и оформления. Рекомендации по выбору материалов, определению последовательности изготовления деталей и сборки узлов модели, обтяжка и отделка, по выбору системы питания, аппаратуры радиоуправления, таймера. Правила регулировки.

Практика 80 часа:

Проектирование моделей «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P». Обсуждение и утверждение проектов. Выполнение рабочих чертежей модели, ее узлов и деталей. Построение моделей «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P», с применением современных материалов и технологий.

  1. Теория 10 часов:

Тренировки в запуске моделей.

Практика 40 часа:

Тренировка на поле, исследовательская экспериментальная работа по запуску моделей.

  1. Практика 10 часов:

Показательные выступления моделей.

  1. Теория 2 часа:

Разбор моделей после запуска.

15. Теория 2 часа:

Знакомство с профессиями: слесарь, сборщик, токарь, фрезеровщик, заточник

16.Практика 2 часа:

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Подготовка моделей и учебно-наглядных пособий к отчетной выставке. Выделение команды и отдельных моделистов для участия в соревнованиях.

В конце третьего года обучения учащиеся:

Знают:

  • Правила ТБ работы на токарно-винторезном станке по металлу.

  • Технологию проектирования, постройки летающей модели, экспериментальное исследование.

  • Оснастку современных спортивных моделей, используя передовые материалы.

  • Технологи построения моделей «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P»,

Умеют:

  • Работать на токарно-винторезном станке.

  • Проектировать модели класса «F-1-А», «F-1-B», «F-1-P».

  • Производить расчет крыла модели со стандартными профилями.

  • Настроить модель на разные погодные условия, проектировать, вносить коррективы. Строить и вести экспериментальные исследования летающих моделей.


4 год обучения

Задачи:

  • Расширять и углублять знания: по теории и практике полета; аэродинамике моделей и технике моделирования и радио планеров и моделей оснащенных электродигателями, в процессе постройки свободнолетающих моделей, с использованием современных материалов и узлов летательных аппаратов;

  • расширять и углублять знания по теории полета радио моделей;

  • познакомить учащихся с методами проектирования и конструирования радио моделей, экспериментальным исследованием, внося свои изменения: материал, изготавливая индивидуальный инструмент, технологию изготовления.

Темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Новейшие достижения в науке, авиации, моделизме.

6

-

6

3

Современные материалы и их обработка.

6

4

10

4

Работа и конструктивные особенности радиоаппаратуры. Работа с симулятором

10

10

20

5

Исполнительные механизмы радиоаппаратуры. Подбор для данной модели

4

4

8

6

Тяги модели и их постройки (регулировка)

2

2

4

7

Источники питания, передатчика, приемника. Уход за ними

2

2

4

8

Техническая оснастка модели.

-

50

50

9

Постройка и исследовательская работа над проектом (радио модель)

20

100

120

10

Станок ЧПУ

-

2

2

11

Тренировка на поле, исследовательская экспериментальная работа на запусках моделей и их узлов.

19

64

83

12

Показательные выступления

-

10

10

13

Разбор моделей после запусков. Совершенствование в запуске.

2

-

2

14

Введение в профессию

1

-

1

15

Заключительно занятие

2

-

2

ИТОГО:

84

240

324


Содержание программы

1. Теория 2 часа:

Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год, программа обучения.

2.Теория 6 часов:

Новейшие достижения в науке, авиации, моделизме. Новая техника в авиации, приборы в авиации, и что они измеряют. Новейшие технологии в авиамоделизме.

3.Теория 6 часов:

Современные материалы и их обработка. Общее понятие о материалах, используемых при работе (стеклоткань, углеткань, разделительные материалы, пенопласт, пластик).

Практика 4 часа:

Работа с разными материалами.

4.Теория 10 часов:

Виды аппаратуры, их недостатки и преимущества, параметры и характеристики

Практика 10 часов

Работа и конструктивные особенности радиоаппаратуры, установка на модель. Работа с симулятором.

5.Теория 4 часа

Подбор исполнительных механизмов на модели по весу и усилию.

Практика 4 часа:

Монтаж на модель

6.Теория 2 часа:

Правила расчета тяг на модель

Практика 2 час:

Установка и регулировка

7. Теория 2 часа:

Виды аккумуляторов и батарей, их недостатки и преимущества, вес и емкость

Практика 2 часа:

Крепление, защита от повреждений, источников питания на модели.

8. Практика 50 часов:

Техническая оснастка модели. Изготовление по самостоятельно составленным шаблонам нервюр, лонжерон, кромок задних, передних, кессонов, балок для фюзеляжа, винт.

9. Теория 20 часов:

Понятие о методах проектирования, о технических требованиях к летающим моделям (прочность, вес, эксплуатационные удобства, надежность). Основные требования к крылу (понятие об аэродинамическом качестве крыла). Зависимость подъемной силы и лобового сопротивления крыла от скорости полета, от площади и удлинения крыла, от плотности воздуха и угла атаки, а также от формы профиля и качества отделки. Условия устойчивого полета модели. Понятие о профилях крыла и применение их на различных моделях. Прочностные требования, предъявляемые к моделям. Основные направления исследовательской работы: влияние профилей крыла на качество планирования модели; влияние крыльев с различными формами угла на устойчивость полета; действие турболизаторов крыла на качество полета модели. Рекомендации по проектированию сложных моделей: выбор схемы и основных размеров модели, соответствующих ее назначению; выбор профиля крыла и хвостового оперения; расчет несущих и стабилизирующих площадей модели, выбор формы фюзеляжа. Рекомендации по выбору материалов, определению последовательности изготовления деталей и сборки узлов модели, обтяжка и отделка. Правила регулировки.

Практика 100 часов:

Проектирование моделей. Выполнение рабочих чертежей модели, ее узлов и деталей. Постройка радио модели современных технологий и материалов

10. Теория 2 часа

Станок ЧПУ строение и назначение

11. Теория 19 часов:

Тренировки в запуске радио управляемых моделей на тренажере.

Тренировка на поле, исследовательская экспериментальная работа на запусках

Практика 64 часа

Тренировка на поле, исследовательская экспериментальная работа на запусках радио модели

12. Практика 10 часов:

Показательные выступления моделей.

13. Теория 2 часа:

Разбор моделей после запуска.

14. Теория 1 час

Знакомство с профессиями: конструктор, инженер-электрик, инженер компьютерных систем, лекальщик

15. Практика 2 часа:

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Подготовка моделей и учебно-наглядных пособий к отчетной выставке. Комплектование команды и отдельных моделистов для участия в соревнованиях.

В конце четвертого года обучения учащиеся:

Знают:

  • Технологию проектирования, постройки радио моделей, экспериментальное исследование.

  • Оснастку современных спортивных моделей, используя передовые материалы.

Умеют:

  • Произвести расчет крыла радио модели со стандартными профилями.

  • Настроить радио модель на разные погодные условия, проектировать, вносить коррективы. Строить и вести экспериментальные исследования летающих моделей.

  • Пользоваться современной радиоаппаратурой.

  • Создавать простейшие радиоуправляемые модели радио планеров, используя современные двигатели.




Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используются следующие формы организации занятий:

  • Учебный проект (1 год обучения)

  • Экскурсии

  • Выставки

  • Соревнования

  • Исследовательская работа (3 год обучения)

Экспериментальная работа учащихся третьего года обучения планируется следующим образом: выбор темы, последовательности изготовления, определение новизны, предполагаемый результат. Учащийся с педагогом определяются во времени выполнения экспериментальной работы. (см. приложение)

Основные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстрированный

  • Показательный

  • Репродуктивный

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации

1 год обучения


Учебный раздел. Тема.

Вид диагностики

(входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый).

Объект диагностики

(знания, практические умения).

Формы диагностики (тест, практическое изготовление работы, собеседование, защита модели, соревнования).

1

Вводное занятие.

Входной

Знания

Собеседования по вопросам

2

Техника безопасности. Правила поведения в лаборатории.

Тематический

Знания

Опрос

Практическое задание

3

Материалы и инструменты.

Тематический

Знания

Умения

Опрос

Практическое задание

4

Изготовление воздушного змея.

Тематический

Знания

Умения

Опрос

Практическое задание

5

Изготовление планера.

Тематический

Знания

Умения

Зачет

Защита творческого проекта

6

Заключительное занятие.

Итоговый

Знания

Умения

Соревнования




Тест 1. Вопросы для собеседования:

Цель: определения исходного уровня знаний.

(1 год обучения)

  1. Ф.И.О.

  2. Школа, класс.

  3. Дом, адрес.

  4. Состав семьи, место работы.

  5. Что включает понятие авиамоделизм.

  6. Какими инструментами умеете пользоваться:

- наждачная бумага

- напильник

- ножницы

- нож

  1. Для чего служит сверло?

  2. Что такое дрель?

  3. Какие виды отверток ты знаешь?

  4. Назначение весов.

  5. Что измеряют линейкой?

  6. Что б ты хотел получить от знаний в детском объединении?

Критерии оценки:

Высокий – самостоятельно отвечает на вопросы.

Средний – не четко формирует ответ, на вопрос отвечает самостоятельно.

Низкий – не знает ответы на большинство вопросов.

Т3. Теоретические вопросы по теме: «Материалы и инструменты»

(1 год обучения)

  1. Какая порода древесины самая легкая?

  2. Какая порода древесины склонна к изгибу, почему?

  3. Какая порода древесины легче всего обрабатывается, почему?

  4. Какая из древесин самая крепкая, докажи.

  5. Назови пороки древесины.

  6. Содержание смолы, влияние её на качество изделия.

Критерии оценки:

Высокий – 6 ответов

Средний – 3 ответа

Низкий – 1 ответ

Практическое задание по теме: «Материалы и инструменты»

Вытачивание реек из древесины.

Критерии оценки:

Высокий – работа выполнена аккуратно, самостоятельно в соответствии с технологией.

Средний – работа выполнена с небольшими недочетами, допущены незначительные ошибки в технологии.

Низкий – работа выполнена аккуратно, не соблюдена технология.

Тест №4. (1 год обучения)

  1. Что такое воздух?

  2. Назначение свойств обтекаемости.

  3. Назовите практические возможности «воздушного змея».

  4. Последовательность перевязки уздечки по плоскому воздушному «змею».

  5. Понятия длина –

ширина –

Т5. Вопросы к зачету по теме: «Планер». (1 год обучения)

  1. Назначение фюзеляжа.

  2. Планер и его назначение в промышленности.

  3. Планер и его значение в ВОВ.

  4. Планер и его назначение в сельском хозяйстве.

  5. Планер и его назначение в спортивных целях.

  6. Перечислить составные части планера.

  7. Киль и его назначение.

  8. Стабилизатор, его назначение.

  9. Крыло и его назначение.

  10. Нервюра и его назначение.

  11. Пилон и его назначение.

  12. Лонжерон и его назначение.

  13. Материал, используемый для изготовления крыла, почему.

  14. Материал, используемый для изготовления киля, почему.

  15. Материал, используемый для изготовления стабилизатора, почему.

  16. Материал, используемый для изготовления нервюра, почему.

  17. Материал, используемый для изготовления пилона, почему.

  18. Подъемная сила в градусах, почему.

  19. Под каким углом устанавливается стабилизатор на планере.

  20. Правила ТБ на сверлильном станке.

  21. Правила ТБ С режущим инструментом.

  22. Технология изготовления передней кромки крыла, почему.

  23. Способы оклейки модели.

  24. Модель кабрирует при регулировке, объясни почему.

  25. Модель пикирует при регулировке, объясни почему.

  26. Модель уходит вправо, объясни почему.

  27. Модель уходит влево, объясни почему.

  28. Виды сверл, их классификация и применение.

  29. Легкая порода древесины, почему.

  30. Древесина. Породы древесины и её пороки.

  31. Содержание смолы в древесине, докажите, как влияет она на качество изделия.

  32. Крепкая порода древесины, почему.

  33. ТБ на сверлильном станке.

  34. ТБ на режущем станке.

  35. Использование весов в изготовлении планера.

  36. Дрель, область применения.

  37. Угломер, приемы измерения.

  38. ТБ при работе с ножницами.

  39. Клей, виды клеев, правила пользования клеем.

  40. Технология запуска с руки.

  41. Технология запуска с лира.

  42. Руль киля, его назначение.



Критерии оценки:

Высокий – самостоятельно отвечает на все вопросы билета, использует примеры.

Средний – самостоятельно отвечает, но допускает неточности в ответе.

Низкий – отвечает с наводящими вопросами, не использует примеры.

2 год обучения

Учебный раздел. Тема.

Вид диагностики (входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый).

Объект диагностики (знания, практические умения).

Формы диагностики (тест, практическое изготовление работы, собеседование, защита модели, соревнования).

Т1

Правила ТБ при работе с режущим инструментом, на сверлильном станке.

Текущий

Знания

Опрос

Т2

Инструмент моделиста.


Знания

Тест

Т3

Материалы и инструменты.


Знания

Умения

Опрос

Практическая работа

Т4

История техники. Категории и классы авиационных моделей.


Знания

Умения

Составление презентации

Т5

Регулировка и запуск модели планера А1.

Тематический


Умения

Соревнования. Подготовка к соревнованиям.

Т6

Кордовая модель.

Тематический

Знания

Умения

Тест №2

Показательные выступления.

Тест №1. (2 год обучения).

  1. Назови основные части инструмента моделиста.

  2. Чем отличается напильник от надфиля?

  3. Назови последовательность использования наждачной бумаги в обработке изделия.

  4. Чем отличается бомбардировщик от истребителя?

  5. Чем отличается винтовой самолет от реактивного?

  6. Чем отличается планер от самолета?

  7. Категории и классы свободнолетающих моделей.

  8. Понятие - аэродинамика.

  9. Движение модели в восходящем и нисходящем потоке.

  10. Технология отделки поверхности изделия из древесины.

  11. Механика запуска модели планера А1.

  12. Технология работы руля киля.

Критерии оценки:

Высокий – 8-12 правильных ответов.

Средний – 4-8 правильных ответов.

Низкий – ниже 4-х правильных ответов.

Тест №2. (2 год обучения).

  1. Устройство микродвигателя «Марс»

  2. Винт, назначение.

  3. Части управления кордовой модели.

  4. Траектория движения кордовой модели, почему.

  5. Расположение мотора к/м, почему.

  6. Последовательность регулировки к/м.

  7. Вид топлива к/м, компрессионного микродвигателя «Марс».

  8. Последовательность заводки, регулировки.

  9. Траектория движения к/м при команде вверх – вниз.

  10. Ручка управления к/самолета.


Критерии оценки:

Высокий – 8-10 правильных ответов.

Средний – 4-8 правильных ответов.

Низкий – ниже 4-х правильных ответов.

Критерии оценки практической работы:

Высокий:

  • Изготовление модели осуществлялось самостоятельно

  • Соответствует размерам чертежа, выкройки

  • Аккуратно изготовлены составные части модели

  • Эстетически оформлена

Средний:

  • Изготовление модели осуществлялось с незначительной помощью педагога

  • Небольшие неточности в размерах

  • Аккуратно изготавливает части модели

  • Эстетическое оформление требует доработки

Низкий:

  • Изготовление модели с помощью взрослого

  • Имеются значительные неточности в размерах

  • Неаккуратно изготовлены части модели

  • Эстетическое оформление требует существенной корректировки

3, 4 год обучения

Создание модели осуществляется по индивидуальному проекту, последовательность работ фиксируется в творческой книжке, а результатом практической деятельности является участие в соревнованиях.

Дидактический материал

  • Учебный комплекс – стенды:

- шасси

- кордовые и RС модели, не чемпионатные конструкции

- класс F1 свободнолетающие модели

- кордовые модели, не чемпионатные конструкции

- правила по ТБ и правила работы

- аэродинамические схемы и сопряжения

- классы р/управляемых моделей

  • Образцы моделей:

- радиоуправляемые

- кордовые

- макеты копий

- полукопии

- пилотажные

- свободнолетающие

- воздушные змеи

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной работы программы необходимо:

  • Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, столы, стол, стулья.

  • Оборудование:

- станки: сверлильный, токарный, заточный.

- верстак

- весы

- барометр

- секундомер

- плащ, палатки

- прибор измерительный - авуметр

  • Инструменты:

- сверла разного диаметра

- фрезы

- пассатижи

- ножовки по металлу, по дереву

- стамески

- резак

- тесы универсальные

- лобзик

- пилочки для лобзика

- отвертки универсальные

- круглогубцы

- керн

- надфиля разной конфигурации

- напильники разной конфигурации

- наждачная бумага с 10 по 200 номер

- кусачки

  • Материалы:

Древесина различных пород, проволока, цветной металл, алюминий, бронза, латунь, сталь, фанера различной толщины 1 мм – 10 мм, пластмассы, стеклоткань, углеткань, бамбук, лавсановые пленки, бумага, ткань, кожа, пенопласт, металлизированные пленки и бумаги.






















































Список литературы

Нормативные документы

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 « О мерах по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 « О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. № 33660);

закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»

Для педагога

«Справочник администрации по организации учебного процесса» 9 часть 2), М-1999г.

«Методические пособия для учителей технического труда. Активные формы организационной работы учащихся на уроках технологии», Бийск. 2001г.

«Образовательная область. Технология», Ю.А. Никитин, Бийск. 2001 г.

«Трудовое обучение 4 класс», М.-1988г.

«Руководство по техническому труду», В.Е. Печкуренко, Минск.-1982г.

«Методика профессионального - трудового обучения» С.Л. Марский, М.-1988г.

«Авиамоделирование», О.К. Гаевский, М.-1990г.

«Авиамодельный спорт», В.С. Рыжков, М.-1986г.

«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», высшее образование, М.-1999г.

«программы. Государственный комитет СССР по народному образованию», М.-1980г.

«Экспериментальная работа», Г.С. ветров, М.-1982г.

«От идеи до модели», В.А. Заворотов, М.-1976г.

«Интификация учебно-воспитательного процесса «, Ю.К. Бабанский, М.-1987г.

«Проблемы развивающего обучения», В.В. Давидов, М.-1989г.

«Обучение и развитие», Л.В. Занков, М.-1991г.

«Сотрудничество в обучении», В.К. Дьяченко, М.-1991г.

«Самолеты особых схем», Д.А. Соболев.

«Теория полетов летательных аппаратов», А.Л. Болонкин, М.-1972г.

«Как построить модель?», В.Ф. Есков, М.-1973г.

«Труд в школе», А.А. Бак, М.-1981г.

«Древесина и ее обработка», П.П. Успенский, М.-1971г.

«Устройство и управление модельным самолетом», Л.Б. Пушкин, М.-1975г.




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МОДЕЛИСТА-УЧЕНИКА


  1. «Учите детей мастерить», Э.К. Гульянц, М-1975г.

  2. «От идеи до модели», В.А. Заворотов, М.-1976г

  3. «Авиамоделирование», О.К. Гаевский, М.-1990г.

  4. «Самолеты особых схем», Д.А. Соболев.

  5. «Крылья под окном», В.А. Ченин, О.А. Ченин, М.-1973г.

  6. «Один «МиГ» из тысячи», Ю.А. Жуков, М.-1980г.

  7. «Летающие модели», В.В. Куманин, М.-1979г.

  8. «Авиамодельные двигатели», О.К. Гаевский, М.-1980г.

  9. «Как построить летающую модель», О.М. Смирнов, М.-1975г.

  10. «Лети модель», М.С. Лебединский, М.-1970г.

  11. «Сколько профессий у самолета», М.Ф. Ребров, М.-1969г.

  12. «Столярные работы в школе», А.С. Ардынский, М.-1988г.

  13. «Скорость кордовой модели», Т.Ф. Фит, М.-1982г.

  14. «В воздухе пилотажные модели», Ю.А. Сироткин, М.-1973г.

  15. «Планеры», А.П. Красильников, М.-1990г.

  16. «Рассказы инструкторов», А.С. Яковлев, М.-1967г.

  17. «Как сделать модель вертолета», В.Т. Поков, М.-1977г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Программа "Авиамоделизм"

Автор: Попов Виктор Александрович

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Программа "Авиамоделирование" "
    ["seo_title"] => string(30) "proghramma-aviamodielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "111701"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407819904"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Проект «Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды  деятельности с использованием новых технологий» "
    ["seo_title"] => string(141) "proiekt-profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-na-tiekhnichieskiie-vidy-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-novykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "113771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411037735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды  деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(160) "profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-na-tiekhnichieskiie-vidy-dieiatiel-nosti-s-primienieniiem-novykh-tiekhnologhii-na-2009-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "113872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411105133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства