Организация и занятия любого технического объединения, а, следовательно, и объединения - «Авиамоделизм», отличаются от школы тем, что это занятие любительское добровольное. А любительством можно заниматься всю жизнь, не зависимо от основной профессии. Ребята идут в технические кружки тогда, когда у них пробудился интерес к технике, появилось желание самим, своими руками строить модели. Основная задача объединения - закрепить и развить интерес ребят к технике.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках.
Цель программы:
Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков.
Обучение основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.
Ø Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Развивающие:
1. Развить творческие способности
2. Формировать конструкторские умения и навыки
3. Закрепить интерес к занятиям авиамоделизмом
Воспитательные:
1. Развить активную и всесторонне – развитую личность
2. Подготовить к труду и сознательному выбору профессии
3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Ожидаемые результаты
Результатом работы объединения « Авиамодельный» можно считать:
Обучающиеся будут знать:
1. Основные типы авиамоделей,
2. Различия между выполнением стендовых и действующих моделей.
3. Основные элементы простейших конструкций моделей.
4. Терминологию моделизма.
5. Основы макетирования.
6. Виды материалов, применяемые в моделировании.
7. Технику безопасности при работе с инструментами.
8. Правила проведения соревнований по модельному спорту.
Обучающиеся будут уметь:
1. Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги.
2. Изготавливать планеры с резиномоторным двигателем.
3. Изготавливать кордовые модели.
4. Регулировать модели.
5. Проводить соревнования.
Настоящая программа предполагает обучение учащихся с 4 по 9 классы. Программа рассчитана на 130 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 6 - 8 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Авиамоделирование" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
МБОУ ДОД СЮТ
Протокол № 1
от « 03» сентября 2013 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД СЮТ
____________Божедомов Г.А.
« 03» сентября 2013 г
ПРОГРАММА
«Авиамоделирование»
(первого года обучения, на 130 часов)
возраст обучающихся 11 -16 лет,
срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Немкин Константин Васильевич,
педагог дополнительного образования
г.ХАНТЫ-МАНСИЙСК,
2013 г
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Конвенция о правах ребенка, Уставом СЮТ.Программа является модифицированной и спортивно-технической направленности.
Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у школьников творческого мышления. В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество. Сегодня мальчишка мастерит модель, а завтра он может стать рационализатором и изобретателем. Тяга к технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве. Главная наша задача своевременно заметить способности и любознательность ребенка, вовремя помочь ему. В детском техническом творчестве мы видим и решение другой важной проблемы - увлечь даже самых «трудных» подростков, приобщить их к полезному делу. Конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов и приспособлений и т.п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового обучения и воспитания школьников. Трудовое воспитание и техническое творчество взаимосвязаны, обусловливают друг друга, являясь двумя сторонами единого процесса подготовки школьников к творческой трудовой деятельности, решают одновременно задачи нравственного и эстетического воспитания. Использование полуфабрикатов, новых материалов, специальных приспособлений и некоторых станков позволяет уменьшить в несколько раз время на выполнение трудовых операций, повысить качество работы, приблизить труд к современному высокоразвитому производству и тем самым улучшить педагогическую направленность всей деятельности объединения. Организация и занятия любого технического объединения, а, следовательно, и объединения - «Авиамоделизм», отличаются от школы тем, что это занятие любительское добровольное. А любительством можно заниматься всю жизнь, не зависимо от основной профессии. Ребята идут в технические кружки тогда, когда у них пробудился интерес к технике, появилось желание самим, своими руками строить модели. Основная задача объединения - закрепить и развить интерес ребят к технике. Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках.
Цель программы:
Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков.
Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.
Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.
Задачи программы:
Образовательные:
Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Развивающие:
Развить творческие способности
Формировать конструкторские умения и навыки
Закрепить интерес к занятиям авиамоделизмом
Воспитательные:
Развить активную и всесторонне – развитую личность
Подготовить к труду и сознательному выбору профессии
Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Ожидаемые результаты
Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:
Учащиеся будут знать:
Основные типы авиамоделей,
Различия между выполнением стендовых и действующих моделей.
Основные элементы простейших конструкций моделей.
Терминологию моделизма.
Основы макетирования.
Виды материалов, применяемые в моделировании.
Технику безопасности при работе с инструментами.
Правила проведения соревнований по модельному спорту.
Учащиеся будут уметь:
Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги.
Изготавливать планеры с резиномоторным двигателем.
Изготавливать кордовые модели.
Регулировать модели.
Проводить соревнования.
Настоящая программа предполагает обучение учащихся с 4 по 9 классы. Программа рассчитана на 130 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 6 - 8 человек.
Календарно-тематический план 1-го года обучения
Дата
Раздел
Теоретическая часть
Кол-во
часов
Практическая часть
Кол-во
часов
Всего
часов
1.Вводное
занятие
Цель и задачи объединения.
Основы техники безопасности труда.
30 мин.
Изготовление бумажной летающей модели «Планер».
1,30 мин.
2
2. Основные понятия теории полётов
1.Воздух и его основные свойства.
2.Атмосфера.
3.Подъемная сила.
4.Лобовое сопротивление.
5.Крыло и его характеристики.
6.Центр тяжести, устойчивость в полете.
2
Изготовление бумажной летающей модели:
1.Модель «Коршун»
2.Модель самолёта «Скат»
3.Модель самолёта «Шаттл»
4.Модель самолёта «Канары»
5 Модель самолёта «Дельта»
6.Соревнования с бумажными моделями.
10
12
2
2
2
2
2
2
3. Воздушные змеи и их модели
1.Из истории воздушных змеев.
2.Типы воздушных змеев.
3.Воздушный змей, как летающий аппарат.
4.Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.
5.Правила безопасной работы.
6.Загадки
7. Правила запуска воздушного змея.
8.Коробчатый змей – один из видов.
9.Виды материалов и их обработка.
10.Правила безопасной работы.
11.Кроссворд «Летающие аппараты».
12.Аэродинамические силы.
13.Правила ТБ при запуске коробчатого змея.
2
Изготовление плоского воздушного змея
1.Черчение эскиза воздушного змея с нанесением точных размеров.
2. Нарезание реек согласно размерам в эскизе.
Обработка реек наждачной бумагой.
3.Пропилы с торцов реек.
Отметить места пересечения реек. Закрепить места пересечения реек ниткой.
Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.
4.Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.
5.Расположение каркаса змея на ткани, пленке, бумаге и разметка контура змея с припуском в 2 сантиметра.
1.Изготовление фюзеляжа, который состоит из двух вертикальных реек, двух бобышек и крылышек.
2.Изготовление крылышек вертолета и их обтяжка.
3.Изготовление воздушного винта.
4.Изготовление резиномотора. Запуск.
13
14
2
2
2
2
2
2
2
Самолеты и их модели
1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.
2.Гражданские и военные самолеты.
3.Основные элементы конструкции самолетов.
4.Работа воздушного винта.
5.Реактивные самолеты.
6. Правила безопасной работы.
7. Ведущие авиаконструкторы страны.
2
Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.
1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.
2.Изготовление крыла и нервюр.
3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.
4.Изготовление шасси, винта.
5. Сборка модели:
-крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;
- нахождение ЦТ модели;
-установка крыла и его закрепление.
6.Регулировочные запуски, соревнования.
12
14
2
2
2
2
4
2
Стендовые и коллекционные модели самолётов
1.Стендовый авиамоделизм, как один из видов технического творчества.
2.Особенности покраски стендовых моделей.
3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.
4.Коллекционные стендовые модели.
5.Секреты технологии сборки стендовых самолётов.
6.Правила безопасной работы.
7.Беседа «Самолёты».
8. Кроссворд «Авиация».
2
Изготовление стендовых самолётов:
1.Сборка самолёта марки «Як-9д»
2.Покраска самолёта марки «Як-9д»
3.Сборка самолёта марки «Ан-2»
4.Покраска самолёта марки «Ан-2»
5.Сборка самолёта марки «И-270»
6.Покраска самолёта марки «И-270»
7.Сборка самолёта Ф – 15
8.Покраска самолёта Ф - 15
22
24
4
2
4
2
4
2
4
2
Изготовление стендовых вертолётов
1.Беседа «Полёт на вертолёте»
2.Коллекционные стендовые вертолёты
3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.
4.Особенности покраски стендовых моделей.
5.Правила ТБ
5.Секреты технологии сборки стендовых вертолётов.
7.Кроссворд «Вертолёты»
8.Виды покрытия стендовых вертолётов.
2
Изготовление стендовых вертолётов:
1.Сборка вертолёта «Ми – 8»
2.Покраска вертолёта «Ми – 8»
3.Сборка вертолета «Ночной охотник»
4.Покраска вертолёта «Ночной охотник»
5.Сборка вертолёта
«Ми – 26»
6.Покраска вертолёта
«Ми – 26»
14
16
2
2
4
2
4
2
Заключительное занятие
1.Правила ТБ
2.Подведение итогов работы объединения.
1
Показательные запуски.
Выставка моделей, изготовленных за год.
3
4
2
2
14,30
115,30
130
Тематический план 1-го года обучения
Темы
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
30 мин.
1, 30 мин.
2
2
Основные понятия теории полётов
2
10
12
3
Воздушные змеи и их модели
2
24
26
4
Планеры и их модели
2
16
18
5
Вертолёты и их модели
1
13
14
6
Самолёты и их модели
2
12
14
7
Стендовые и коллекционные модели самолётов
2
22
24
8
Изготовление стендовых вертолётов
2
14
16
9
Заключительное занятие
1
3
4
Всего:
14,30
115,30
130
Тема 1: Вводное занятие – 2 часа
Теоретическая часть
Цель и задачи объединения.
Основы техники безопасности труда.
Практическая работа
Изготовление бумажной летающей модели «Планер».
Тема 2: Основные понятия теории полётов – 12 часов
Теоретическая часть
1.Воздух и его основные свойства. 2.Атмосфера. 3.Подъемная сила. 4.Лобовое сопротивление. 5.Крыло и его характеристики. 6.Центр тяжести, устойчивость в полете.
Практическая работа
Изготовление бумажной летающей модели:
1.Модель «Коршун»
2.Модель самолёта «Скат»
3.Модель самолёта «Шаттл»
4.Модель самолёта «Канары»
5 Модель самолёта «Дельта»
6.Соревнования с бумажными моделями.
Тема 3: Воздушные змеи и их модели – 26 часов
Теоретическая часть
1.Из истории воздушных змеев.
2.Типы воздушных змеев.
3.Воздушный змей, как летающий аппарат. 4.Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.
5.Правила безопасной работы.
6.Загадки
7. Правила запуска воздушного змея.
8.Коробчатый змей – один из видов.
9.Виды материалов и их обработка.
10.Правила безопасной работы.
11.Кроссворд «Летающие аппараты».
12.Аэродинамические силы.
13.Правила ТБ при запуске коробчатого змея.
Практическая работа
Изготовление плоского воздушного змея
1.Черчение эскиза воздушного змея с нанесением точных размеров.
2. Нарезание реек согласно размерам в эскизе.
Обработка реек наждачной бумагой.
3.Пропилы с торцов реек.
Отметить места пересечения реек. Закрепить места пересечения реек ниткой.
Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.
4.Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.
5.Расположение каркаса змея на ткани, пленке, бумаге и разметка контура змея с припуском в 2 сантиметра.