Обеспечение и сохранения жизни и здоровья обучающихся - важный компонент педагогического прцесса. Актуальность даной программы обусловлена современными условиями жизни, которые диктуют осознание обучающимися нобходимости личной безопасности, потребности в получении знаний, умений, навыков по противопожарной безопасности. Пожарная безопасность зависит от просвещённости человека, от осведомлённости его о возможных факторов, источниках пожарных бедствий, от умения действовать в чрезвычайных ситуациях, пожарах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный пожарный"»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №29
г. Ставрополя
Л. В. Назаренко
« « сентября 2013-2014г.
Дополнительная образовательная программа
творческого объединения
«Юный пожарный»
Для обучающихся 7-8 лет
Срок реализации -1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Семенова И. В.
Пояснительная записка
Обеспечение и сохранение жизни и здоровья обучающихся- важный компонент педагогического процесса. Современные условия жизни диктуют осознание обучающимися необходимости личной безопасности, потребности в получении знаний, умений, навыков по противопожарной безопасности. Пожарная безопасность зависит от просвещенности человека, от осведомленности его о возможных факторах, источниках пожарных бедствий, от умения действовать в чрезвычайных ситуациях – пожарах. Опасности подстерегают человека повсюду- в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легковоспламеняющиеся жидкости, пожароопасные объекты), в природе ( лесные пожары, степные пожары, молния).
Программа поможет детям больше узнать об опасности огня, чувствовать себя увереннее при возникновении чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся смогут сделать выводы о том, что беспечность, недальновидность, неосторожность, легкомыслие человека часто приводят к непоправимой трагедии.
Основная цель программы- учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара, довести до сознания детей мысль о важности изучения основ личной безопасности жизнедеятельности, о серьезном отношении к проблеме пожарной безопасности.
Современное дополнительное образование напрямую занимается проблемой нравственного и физического развития личности, профилактикой здорового образа жизни. Дополнительное образование является развивающим, обогащающим школьников знаниями и способами разнообразной деятельности, строится сообразно здоровьесберегающим технологиям. Необходимо научить воспитанников находить правильные, оптимальные решения в различных чрезвычайных ситуациях, быть подготовленными к ним. Дополнительная образовательная программа «Юные пожарные» призвана заниматься профилактикой здоровьесбережения, оптимального поведения в ЧС. Развитие индивидуальности школьников на основе их взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению социальной стороны жизни – важная сторона воспитания.
Данная образовательная программа призвана сформировать из участников творческого объединения умелых организаторов разнообразных интересных дел по профилактике здорового образа жизни и поведения в чрезвычайных ситуациях.
Внеурочные занятия предназначены для организации и проведения профилактических мероприятий по пожарной безопасности в разнообразной форме ( дидактические и сюжетные игры, практикумы, беседы, анализ конкретных ситуаций), составленные на основе современных педагогических технологий, соответствующие законодательным актам и отвечающие требованиям ФГОС.
Цель: сформировать элементарные понятия и навыки противопожарной безопасности.
Задачи:
Повысить образовательный уровень детей в области пожарной безопасности.
Отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Учить соблюдать правила пожарной безопасности.
Научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии.
Воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.
Режим занятий:
Занятия проходят в группе из 15 человек два раза в неделю по 1 ч. Общее количество часов-72.
Расписание: вторник и четверг ( с13ч 45 мин до 14 ч 00 мин)
Образовательная программа рассчитана на воспитанников 7-8 лет.
Содержание программы.
По целевой направленности данная программа дополнительного образования является учебно-познавательной. По тематической направленности социально-педагогическая. Доминирующая форма организации деятельности детей групповая. По нормативным срокам реализации – годичная. По возрастному уровню предназначена для младших школьников (7-8 лет).
Программа состоит из 9 разделов:
Огонь-друг и враг человека.
Из истории развития пожарной охраны.
Причины возникновения пожаров.
Как действовать при пожаре.
Соблюдение противопожарной безопасности в школе и дома.
Средства пожаротушения.
Поражение электрическим током и молнией.
Возникновение пожаров в общественных местах.
Оказание первой медицинской помощи.
Тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Юный пожарный»
№№ п.п.
Раздел/тема занятия
Всего часов
Теория
Практика
1 раздел: Огонь-друг и враг человека.
8
7
1
Вводное занятие. Ознакомление с правилами ТБ.
1
1
-
Значение огня в жизни человека.
2
2
-
Польза и вред огня для человека.
2
1
1
Шалости с огнем и их последствия.
2
2
-
Профессия пожарного.
1
1
-
2 раздел: Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны.
6
5
1
Погребальные костры.
1
1
-
Лесные пожары.
1
1
-
Пожар в степи.
1
1
-
Задача пожарной охраны.
1
1
-
Предупреждение пожаров. Использование последних достижений науки и техники.
2
1
1
3 раздел: Причины возникновения пожаров.
9
6
3
От маленькой искры большой пожар бывает.
1
1
-
Что нужно делать при пожаре.
2
1
1
Пожарная служба 01.
2
1
1
Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации.
2
1
1
Чтобы праздник был в радость.
1
1
-
Опасные игрушки.
1
1
-
раздел: Как действовать при пожаре?
10
6
4
Если возник пожар(игра-загадка).
1
1
-
Твои действия при пожаре(практикум).
2
1
1
«Это я, это я, это все мои друзья!(игра-загадка).
1
1
-
Если горит у соседей (практикум).
1
-
1
Способы тушения пожара.
2
1
1
Как вести себя при сигнале «Внимание всем!»
2
1
1
Если возник пожар (игра-сказка).
1
1
-
раздел: Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома.
6
5
1
Угарный газ.
1
1
-
Противопожарные объекты в здании.
1
1
-
Горючие вещества.
1
1
-
Противопожарные требования к территории и помещению школы.
1
1
-
Меры предосторожности при обращении с аэрозолями, предметами бытовой химии.
2
1
1
раздел: Средства пожаротушения.
7
4
3
Основные типы огнетушителей.
2
1
1
Противопожарное оборудование и его применение.
2
1
1
Назначение пожарных автомобилей.
3
2
1
раздел: Поражение электрическим током и молнией.
8
5
3
Осторожно-электричество!
1
1
-
Правила безопасного поведения с электроприборами.
2
1
1
Чем опасно поражение электрическим током.
1
1
-
Что такое молния и как вести себя во время грозы.
2
1
1
Правила электробезопасности. Анализ и решение ситуативных задач.
2
1
1
8 раздел: Возникновение пожаров в общественных местах.
10
5
5
Возникновение пожара в помещении.
2
1
1
Возникновение пожара в транспорте.
2
1
1
Возникновение пожара на природе.
2
1
1
Правила безопасного обращения с огнем.
2
1
1
Поле безопасных чудес(дидактическая игра).
2
1
1
9 раздел: Оказание первой медицинской помощи.
8
4
4
Помощь при поражении электрическим током.
2
1
1
Ожоги. Причины получения ожогов.
2
1
1
Оказание помощи при ожогах.
2
1
1
Оказание помощи при электротравме.
2
1
1
Итого
72
47
25
ИС
Содержание программы
Занятие №1
Вводное занятие. Ознакомление с правилами ТБ.
Познакомиться с членами кружка. Ознакомить детей с правилами ТБ. Показать детям значимость их будущей работы в целях просвещения младших школьников в вопросах противопожарной безопасности. Помочь воспитанникам в выборе эмблемы, девиза. Учить подбирать материал, доступный возрасту.
Занятие №1-2
Значение огня в жизни человека. Польза и вред огня для человека.
Показать роль огня в жизни человека, как положительную так и отрицательную.
Занятие №3-4
Шалости с огнем и их последствия. Профессия пожарного.
Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии. Учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара.
Занятие № 5-7
Погребальные костры. Лесные пожары. Пожар в степи.
Ознакомить детей с материалами, рассказывающими о событиях, связанных с пожарами в мировой истории, фрагментами широко известных литературных произведений, запечатлевших пожары, крупные катастрофы.
Занятие № 8-9
Задача пожарной охраны .Предупреждение пожаров. Использование последних достижений техники.
Убедить детей в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды. Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Занятие № 10-11
От маленькой искры большой пожар бывает. Что нужно делать при пожаре.
Закрепить знания детей о правилах ПБ, развивать умение находить решения в ЧС. Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, развивать умение правильно действовать в случае обнаружения пожаров. Разгадывать загадки, ребусы, анализировать рисунки опасных ситуаций.
Занятие № 12-13
Пожарная служба 01.Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации
Отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара, вызов по телефону пожарной службы 01
Занятие №14-15
Чтобы праздник был в радость. Опасные игрушки.
Закрепить с детьми правила ПБ в быту, дома, при проведении новогоднего праздника и каникул, научить детей предвидеть и прогнозировать небезопасные ситуации.
Занятие № 16
Если возник пожар (игра-загадка)
Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Занятие № 17
Твои действия при пожаре.
Учить детей правильно действовать в ЧС, закреплять знания правильного поведения при пожаре, прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Занятие № 18
«Это я, это я, это все мои друзья!»(игра-загадка)
Учить детей соблюдать правила ПБ, обучать действиям при возникновении пожара.
Занятие № 19-20
Если горит у соседей. Способы тушения пожара.
Выработать правила безопасного поведения при пожаре у соседей, закрепить знания о способах тушения пожара. Отработать вызов по телефону пожарной службы 01.
Занятие № 21
Как вести себя при сигнале «Внимание всем!»
Охарактеризовать обстановку в районе по месту жительства детей ( возможные пожары, аварии, катастрофы), обучить действиям согласно обстановке при предупредительном сигнале «Внимание всем!»
Занятие № 22
Если возник пожар.
Выработать представление о способах тушения пожара, закрепить знания о вызове пожарной службы 01.
Занятие № 23
Угарный газ
Ознакомление с опасными местами просачивания бытового (угарного газа), развивать умение быть предупредительными и внимательными к своему жилищу, формировать привычку своевременного устранения неполадок и недопущения неправильной эксплуатации газоснабжения.
Занятие № 24
Противопожарные объекты в здании.
Ознакомить детей с противопожарными объектами в здании- пожарными щитами, огнетушителями, запасными выходами, учить ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара, учить последовательности действий при пожаре.
Занятие № 25-27
Горючие вещества. Противопожарные требования к территории и помещению школы. Меры предосторожности при обращении с аэрозолями, предметами бытовой химии.
Закреплять навыки поведения во время ЧС, ознакомление с опасностями при обращении с горючими веществами и недопустимостью их использования детьми.
Занятие № 28-30
Основные типы огнетушителей. Противопожарное оборудование и его применение.
Назначение пожарных автомобилей.
Ознакомление детей с основными типами огнетушителей ( химический пенный, углекислотные, порошковый), противопожарным оборудованием и его применением.
Занятие № 31-33
Осторожно- электричество! Правила безопасного поведения с электроприборами. Чем опасно поражение электрическим током.
Изучить правила безопасного поведения с электроприборами, показать, чем опасно поражение электрическим током, научить оказывать первую помощь при поражении электрическим током.
Занятие №34-35
Что такое молния и как вести себя во время грозы. Правила электробезопасности. Анализ и решение ситуативных задач.
Научить детей предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражением молнией.
Занятие № 36-39
Возникновение пожара в помещении, в транспорте, на природе. Правила безопасного обращения с огнем.
Разобрать причины, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе, учить детей правилам безопасного обращения с огнем.
Занятие № 40
Поле безопасных чудес.
Закрепить знания детей о правилах ПБ, тренировать у них умение находить решения в ЧС.
Занятие № 41- 44
Помощь при поражении электрическим током. Ожоги. Причины получения ожогов. Оказание помощи при ожогах. Оказание помощи при электротравмах.
Ознакомление с причинами получения ожогов, степенью их тяжести, обучать действиям по оказанию первой помощи при ожогах.
По окончании года обучения воспитанники должны
знать:
-правила пожарной безопасности;
- последовательность действий во время пожара;
-назначение профессии пожарного;
- телефон пожарной службы 01;
- основные способы тушения пожара;
- противопожарные объекты в здании;
- меры предосторожности при обращении с предметами с предметами бытовой химии, аэрозолями;
- основные типы огнетушителей;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- причины получения ожогов
уметь:
- осторожно обращаться с электроприборами;
- находить решение в ЧС;
- правильно действовать в случае обнаружения пожаров;
- вызвать по телефону пожарную службу 01;
- прогнозировать и предвидеть небезопасные ситуации;
- правильно пользоваться газовым оборудованием;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током, молнией;
- оказывать помощь при ожогах.
Условия для реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике, будут учитываться возрастные, личностные особенности воспитанников, а также предоставлен кабинет для занятий.
Программа рассчитана на 72 часа. Программа может быть реализована в полном объеме, т. к. педагог может выдать весь материал.
Для занятий кружка предусмотрен кабинет № 4, в котором имеется необходимое количество парт и стульев, доска. Используются наглядные пособия, плакаты, информация которых используется на занятиях.
Используемая литература:
«Основы безопасности жизнедеятельности.» 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками \ авт.-сост. Г. П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.
«Классные часы: 2 класс» Авт.-сост. Т. Н. Максимова .-М.: ВАКО, 2008.
«Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов» / сост. О. В. Павлова, Г. П.Попова, Г. Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007
«Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы)» Обухова Л. А.Лемяскина Н. А. ВАКО, 2008
«Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов» О. В. Павлова, Г. П. Попова- Волгоград:Учитель,2007
«Доступно о пожарной безопасности» С. В. Собурь,.- М.: ПожКнига,2004