kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно –оздоровительного направления «Юный ОСВОДовец» для учащихся 7 класса на 2015-2016 уч.год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность программы заключается в формировании условий безопасного образовательного пространства при сотрудничестве с сотрудниками ВОСВОД.Проблемва безопасности на водных объектах на сегодняшний день остаётся наиболее актуальной. Пропаганда правил безопасности на воде в разные сезонные времена - вот задача ОСВОДовцев в школе. Наряду с отрядами юных пожарных, ЮИД, необходимо создать в школах и ОСВОД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно –оздоровительного направления «Юный ОСВОДовец» для учащихся 7 класса на 2015-2016 уч.год »



Рабочая программа

внеурочной деятельности спортивно –оздоровительного направления

«Юный ОСВОДовец»

для учащихся 7 класса на 2015-2016 уч.год









Программу составила

Учитель биологии, заместитель директора по ВР Назарова Е.И.

Пояснительная записка


Программа кружка  «Юный ОСВОДовец» разработана в рамках Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г.), закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на воде в сезонные периоды».Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на водных объектах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации в водных объектах разного уровня и сезонных изменений. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на воде, на общественном пляже, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности на водных объектах имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.

         Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ВОСВОД.  Реализация программы рассчитана на один год. Отряд Юный ОСВОДовец состоит из учащихся 7 классов.  Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении правилам поведения на воде и спасения утопающих учащихся начальной  школы. 

        Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем рассчитаны на 1 год при недельной нагрузке 1 час.  Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Проблема безопасности на водных объектах на сегодняшний день остаётся одной из актуальных.

Как предупредить несчастные случаи на воде с детьми, снизить уровень несчастных случаев с детьми и подростками на воде? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд Юных ОСВОДовцев.

Чем же занимается отряд ЮныйОСВОДовец

Прежде всего, проводит разъяснительную работу в школе по Правилам поведения на водных объектах, выпускает стенные газеты; пропагандистские материалы; организует соревнования, конкурсы, викторины; обустраивает учебно-тренировочные площадки в образовательном учреждении; проводит занятия с детьми- не умеющими плавать. Все это – внутришкольная работа, цель которой – популяризовать вопросы безопасности пребывания на воде в разные сезонные периоды среди детей и подростков.       

    

Цели: Повышение уровня безопасности учащихся в ЧС. Основная цель деятельности отряда – вовлечение в целенаправленную и систематическую работу учащихся, учителей, родителей, общественности.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это и выпуск информационных наглядных материалов; организация конкурсов, викторин.

Задачи:

социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с правилами безопасного поведения на водных объектах.

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере практической деятельности;

ориентация в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; охрана водных ресурсов;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о правилах поведения на воде и помощи утопающим; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения правил, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностносмысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к людям.

Тематическое планирование:


№п/п

Темы разделов:

Количество часов:

1

Информационная деятельность:

8часов

2

Пропагандистская деятельность:

20 часов

3

Шефская деятельность:

7 часов


Содержание тем:

Информационная деятельность:

1.Вводное занятие. Цели и задачи юных ОСВОДовцев.2. Что такое вода? Вода как явление. 3. Основные характеристики водной среды и источников опасности.4. Отчего происходят несчастные случаи на воде? 5.Экскурсия к местному водоёму.6. Уровни опасности.7. Сезонные изменения воды.8. Изучение материалов стендов ВОСВОД.

Пропагандистская деятельность:

1. Данные по несчастным случаям на воде за последний год.2-5. Что делать при ЧС на воде? 6. Ответственность за нарушение правил безопасности на водных объектах.7. Водный кодекс Российской Федерации.8. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. 9. Сохранение особо охраняемых водных объектов.

10. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.11. Утверждённые правила охраны жизни людей на водных объектах.12. Невыполнение или нарушение Правил охраны жизни людей на водных объектах, несоблюдение установленных мер безопасности гражданами;

13-15. Бесконтрольное нахождение детей на водных объектах.16-17. Купание граждан, переход по льду, осуществление рыбной ловли, плавание на маломерных судах в нетрезвом состоянии.18.Правила поведения на воде в летний период. 19.Правила поведения на воде в период ледостава. 20.Правила поведения на водных объектах в период таяния льда.

Шефская деятельность: 1.Конкурс рисунков среди учащихся: « Правила безопасности на воде»2. Викторина: «Купальный сезон»3. Конкурс рисунков: «Азбука безопасности».4. Проведение курса бесед о безопасности на воде в детском саду. 5. Оформление уголка-памятки для учащихся «Поведение на воде во время купания».

6.Составление свода правил по безопасности на воде. 7. Зачёт по изученному материалу.


Календарно – тематическое планирование:

№п/п

Дата:

Наименование раздела программы,количество часов,тема занятия:

Форма проведения:

1. Информационная деятельность(8 часов)

1.


Вводное занятие. Цели и задачи юных ОСВОДовцев

беседа

2.


Что такое вода? Вода как явление.

лекция

3.


Основные характеристики водной среды и источников опасности.

лекция

4.


Отчего происходят несчастные случаи на воде?

беседа,практика

5.


Экскурсия к местному водоёму

экскурсия

6.


Уровни опасности.

лекция

7.


Сезонные изменения воды.

беседа

8.


Изучение материалов стендов ВОСВОД.

практика

2. Пропагандистская деятельность (20 часов)

9.


Данные по несчастным случаям на воде за последний год.

беседа

10.


Что делать при ЧС на воде?

беседа, практика

11.


Что делать при ЧС на воде?

Беседа, практика

12.


Что делать при ЧС на воде?

практика

13.


Что делать при ЧС на воде?

практика

14.


Ответственность за нарушение правил безопасности на водных объектах.

лекция

15.


Водный кодекс Российской Федерации.

практика

16.


Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

лекция

17.


Сохранение особо охраняемых водных объектов.

практика

18.


Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

лекция

19.


Утверждённые правила охраны жизни людей на водных объектах.

лекция

20.


Невыполнение или нарушение Правил охраны жизни людей на водных объектах, несоблюдение установленных мер безопасности гражданами;

лекция

21.


Бесконтрольное нахождение детей на водных объектах.

практика

22.


Бесконтрольное нахождение детей на водных объектах.

практика

23.


Бесконтрольное нахождение детей на водных объектах.

лекция

24.


Купание граждан, переход по льду, осуществление рыбной ловли, плавание на маломерных судах в нетрезвом состоянии.

лекция

25.


Купание граждан, переход по льду, осуществление рыбной ловли, плавание на маломерных судах в нетрезвом состоянии.

практика

26.


Правила поведения на воде в летний период.

беседа

27.


Правила поведения на воде в период ледостава.

практика

28.


Правила поведения на водных объектах в период таяния льда.

Беседа, практика

3. Шефская деятельность(7 часов)

29.


Конкурс рисунков среди учащихся: « Правила безопасности на воде»

Беседа

30.


Викторина: «Купальный сезон»

практика

31.


Конкурс рисунков: «Азбука безопасности».

практика

32.


Проведение курса бесед о безопасности на воде в детском саду.

практика

33.


Оформление уголка-памятки для учащихся «Поведение на воде во время купания».

практика

34.


Составление свода правил по безопасности на воде.

Беседа

35.


Зачёт по изученному материалу.

Беседа, практика





Формы контроля:

  • Проведение викторин.

  • Зачёты

  • Конкурсы

  • Проекты.

Ожидаемый результат:

Дети будут знать:

  • - основные положения нормативных документов по безопасности на водных объектах

  • - принципы организации и порядок спасения утопающих;

  • - особенности применения специальных плав- средств, оборудования, инструментов, приспособлений;

  • - приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;

  • - способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.

  • Дети научатся:

  • - применять и эффективно использовать специальную технику, плав-средства, приборы, оборудование и средства связи;

  • - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

  • - контролировать личное морально-психическое состояние при чрезвычайных ситуациях.

  • Дети будут иметь представление:

  • - об отечественном и зарубежном опыте спасения пострадавших;

  • - о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств;

  • - о природных явлениях региона;

  • - о процессе изменения воды.

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет ОБЖ и его оснащение;

  • учебные стенды ВОСВОД

Научно – методическое обеспечение:

  1. Учебный план и учебные программы школы.

  2. Методические рекомендации по курсу для проведения уроков ОБЖ

  3. Методические рекомендации районного ВОСВОД

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н, Князева Н.А., Стеркина Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по ОБЖ для детей смтаршего дошкольного возраста-СПб: «Детство-пресс»,2002


  1. Книга В. Ю. Давыдова "Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим"



  1. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: Альбом.-М.:-Издательство АСТ-ЛТД, 1997.32с.:ил.-(страна чудес)

Интернет-ресурсы:


  1. Азбука безопасности на водоёме.http://azbez.com/

  2. Дошкольник-основы безопасности-Безопасность на воде.http://adalin.mospsy.ru


Мультфильмы:

    1. Уроки Тётушки Совы. Уроки Безопасности.Водоёмы.www.usovi.com.ua 2009-2013

    2. Смешарики. Азбука безопасности.(2010)DVD5







































ПРИЛОЖЕНИЕ:

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления. Каждый год в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. Ребенок может просто споткнуться и упасть лицом в воду даже на мелком месте. 

Безопасность детей на воде. Правила безопасности на воде

Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде:


- Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче-запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

- купаться можно не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

- не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду.

- нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги.

- не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей.

- желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места.

- не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны.

- не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей.

- не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина.

Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды. 

- нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи".

- нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде.

- категорически запрещается входить в воду и купаться в нетрезвом состоянии.

- ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках – подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.

- нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя.

- если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу.

- если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

- никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

- нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется. 

- нельзя подавать крики ложной тревоги.

- нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно. 

- если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего – иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь. 


Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает. 

- не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности. 

- соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.

Как выглядит тонущий человек?

Многие думают, что сигналом к тому, чтобы спасать утопающего, нужно считать крики: «Караул! Тону! Помогите!» Это не совсем так (вернее совсем не так). Как подсказывает статистика, реально утопающий не кричит во весь голос и не размахивает руками.

Дело в том, что человек, который начинает тонуть (причем нередко это происходит рядом со спасительным берегом), не может кричать, потому что уже «наглотался» воды. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать хотя бы один глоток воздуха, а у него не получается, потому что он идет ко дну именно в этот момент. Он не думает о том, как найти выход, а мечтает лишь о том, чтобы ему хватило воздуха для дыхания.

Спросите у любого опытного спасателя: как выглядит действительно тонущий человек. Вам ответят, что он не размахивает руками и не кричит: у него просто нет на это сил. Он по мере возможностей активно пытается подняться над водой, чтобы вдохнуть живительный воздух. Он молчит, пытаясь выкарабкаться. Рядом могут резвиться другие люди, совершенно не обращая внимания на этого безмолвного товарища. Нередко люди вообще не понимают, что рядом погибает человек.

Если у человека вытаращены глаза, его голова наполовину погружена в воду, он молча целенаправленно пытается двигаться в сторону берега, но у него это плохо получается, он барахтается, как тонущая собачка, - не раздумывайте! Ему нужна помощь!

Помощь утопающему. Первая помощь утопающему

Если случилось несчастье и кто-то тонет - не впадайте в панику, бегите по берегу до места, откуда ближе всего можно доплыть до тонущего. При этом постарайтесь приметить на берегу какой-нибудь ориентир, чтобы в случае погружения тонушего на дно знать, где его искать, ориентируясь на эту метку.

Успокойте и ободрите пловца, заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде около 6 минут. 

Если пострадавший в сознании, пульс и дыхание удовлетворительные и нет жалоб на недостаточность дыхания, то его следует уложить на жесткую сухую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, раздеть, растереть сухим полотенцем, дать горячее питье (чай, кофе или 1-2 ст. ложки водки) и укутать теплым одеялом. 

Если пострадавший извлечен после некоторого пребывания под водой и находится без сознания, в состоянии удушья (асфиксии) или так называемой клинической смерти, нужно вызвать врача.

Клиническая (обратимая) смерть – это состояние организма, при котором дыхание и сердечная деятельность прекращаются, однако ткани еще живут и обмен в них, хотя и снижен, но продолжается. В этот период (5-7 минут) можно вернуть организм к жизни, восстановив основные функции.

Не теряя времени, до прихода врача следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. Пострадавшего раздеть, очистить ему рот и нос от ила, песка, рвотных масс. Также необходимо освободить его дыхательные пути и желудок от воды. Для этого переклоните пострадавшего через колено, положив на живот головой вниз. Затем тряхните несколько раз. Ребенка или подростка можно взять за ноги и потрусить головой вниз. 

Искуственное дыхание

Прежде чем начать искусственное дыхание необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, без этого применять любой метод бессмысленно.

В бессознательном состоянии у человека расслабляются мышцы шеи и головы, что приводит к западению корня языка и надгортанника и как следствие закупорке дыхательных путей.

Самый простой и надежный способ обеспечения проходимости дыхательных путей у больного без сознания – запрокидывание головы назад. При запрокидывании головы выдвигается нижняя челюсть, корень языка поднимается и открывается вход в дыхательное горло. Можно использовать валик высотой 15-20 см, который подкладывают под плечи, но тратить драгоценные минуты на то, чтобы найти такой валик или сделать его из чего-нибудь, недопустимо!

Запрокинуть голову можно, положив одну руку под шею пострадавшего, а другую – на лоб. 

Техника искусственного дыхания по способу "изо рта в рот":

1. Встать сбоку от пострадавшего.

2. Одну руку положить под шею пострадавшего, большим и указательным пальцами другой руки зажать носовые ходы, а краем ладони, опираясь на лоб, запрокинуть голову, при этом рот, как правило, открывается.

3. Сделать глубокий вдох, слегка задержать выдох и, нагнувшись к пострадавшему плотно прижать свои губы ко рту пострадавшего, создавая как бы непроницаемый для воздуха купол над его ртом, после чего нужно сделать быстрый выдох.

Внимание! Отсутствие герметичности – частая ошибка при оживлении: утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия! При проведении искусственного дыхания необходимо непрерывно следить, хорошо ли поднимается грудная клетка пострадавшего при искусственном вдохе. Вдох должен длиться около одной секунды.

4. После окончания вдоха оказывающий помощь разгибается, ни в коем случае не меняя положения головы пострадавшего, так как иначе его язык западет и полноценного выдоха не будет. Выдох обычно длится около 2 секунд.

5. В паузе перед следующим вдохом выполняется 4-6 массажных движений на сердце.

Весь цикл повторить, выполняя 16-18 вдохов в минуту в сочетании с массажем сердца (70-72 массажных движения в минуту).

Массаж сердца

Начиная с 60-х годов XX века при остановке кровообращения стали широко пользоваться методом непрямого, или закрытого, массажа сердца. Именно этот метод в связи с его простотой, доступностью и малой травматичностью позволил сделать успешным оживление при внезапной смерти вне лечебных учреждений.

Каков механизм массажа сердца?

Как известно, сердце расположено между двумя костными образованиями: грудиной и позвоночником.

Если человека в состоянии клинической смерти положить на спину на что-нибудь жесткое (пол, стол, край кровати и т. п.), а на нижнюю треть грудины нажимать двумя руками с такой силой, чтобы грудина прогибалась на 3-5 см, сердце сдавливается между костными поверхностями – происходит искусственное сжатие, т. е. систола сердца, во время которой кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии. Стоит отпустить руки от груди, как за счет эластичности сердце возвращается к первоначальному объему, то есть происходит диастола, во время которой кровь из крупных вен вливается в полость сердца.

Техника непрямого массажа сердца:

1. Больного уложить на спину на жесткое основание (на землю, на пол, на край кровати и т. п.).

Внимание! Проведение массажа сердца на мягкой поверхности не только неэффективно, но и опасно: можно разорвать печень!

2. Расстегнуть поясной ремень (или часть одежды, стягивающую верхнюю часть живота), чтобы избежать травмы печени при проведении массажа сердца.

3. Встать слева или справа от пострадавшего.

4. Очень ответственным моментом непрямого массажа сердца является правильная постановка рук человека, оказывающего помощь. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх нее помещают вторую руку. Важно, чтобы обе руки были выпрямлены в локтевых суставах и располагались перпендикулярно поверхности грудины, а также, чтобы обе ладони находились в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т. е. с приподнятыми над грудной клеткой пальцами. В таком положении давление на нижнюю треть грудины производится начальной частью ладоней. 

 


5. Оказывающий помощь быстро наклоняется вперед и, используя тяжесть тела, делает массажное движение, прижимая грудину по направлению к позвоночнику на 3-5 см. Это возможно лишь при средней силе нажима около 50 кг, поэтому массаж сердца следует проводить не только за счет силы рук, но и массы тела. 

6. При сдавливании сердца между грудиной и позвоночником кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии.

7. После надавливания на грудину нужно быстро опустить руки. В это время искусственное сжатие сердца (систола) сменяется его расслаблением (диастолой).

8. Оптимальным темпом непрямого массажа сердца можно считать для взрослого 70-72 движения в минуту.

Проведение непрямого массажа у детей и подростков намного легче, так как их грудная клетка более подвижна и эластична. Детям в возрасте до 12 лет непрямой массаж сердца проводят одной рукой в темпе 30-60 движений в минуту. Грудину можно смещать на 1,5-2 см.

Особенно осторожным нужно быть при оказании помощи новорожденным и грудным детям. Для выполнения непрямого массажа сердца у грудных детей достаточно усилий двух пальцев руки взрослого человека. Частота толчков должна быть больше 100-110 в минуту.

Внимание! При проведении непрямого массажа сердца возможно осложнение: перелом ребер, который определяется по характерному хрусту во время сдавливания грудины. Это осложнение не должно служить основанием для прекращения массажа.

Достоверный признак эффективности массажа сердца – сужение зрачков.

Итак, комплекс мер по оживлению можно считать эффективным, если сузились зрачки, порозовела кожа, при массажных толчках ясно ощущается пульс на сонной, бедренной или лучевой артериях.

О чем говорят признаки эффективности комплекса оживления? Прежде всего о том, что улучшилось мозговое кровообращение. В этих условиях оживление может продолжаться даже несколько часов, пока не появится самостоятельное сердцебиение у пострадавшего.

Если вы начали оживление при внезапной остановке сердца и ваши приемы реанимации оказались полноценными (сузились зрачки, порозовели губы, определяется пульс на крупных сосудах во время массажа сердца) и грудная клетка при проведении искусственного дыхания расширяется, а самостоятельные сокращения сердца не возобновляются, продолжайте оживление и ждите прибытия "скорой помощи". Если вы устали, пусть вас кто-нибудь сменит, но проследите, чтобы он проводил оживление так же грамотно. При необходимости можно и нужно проводить массаж сердца и искусственное дыхание несколько часов.

Статья подготовлена по материалам книги В. Ю. Давыдова "Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим"


Техника безопасности на воде

 

Правила безопасного поведения на водоемах Каждый гражданин обязан оказывать посильную помощь людям, терпящим бедствие на воде.

  Что за летний отдых без купания? Тоска, да и только. Особенно когда солнышко припекает, прохладная вода пруда или речки, озера или карьера так и манит, так и приглашает окунуться.

  Окунуться и поплавать - это хорошо, даже полезно. Но мелочи, о которых и дети, и взрослые частенько забывают, могут испортить всё удовольствие.

   Главная заповедь у воды гласит: не зная броду - не суйся в воду!

  Повышенную опасность для человека, если он, конечно, не живет в центре безводной песчаной пустыни, представляют водоемы: побережье морей, реки, озера, пруды, карьеры и пр. И даже строительные котлованы и траншеи, заполненные водой. Чаще всего несчастные случаи на воде бывают связаны с купанием в случайных, не приспособленных для этого местах, при переправах по льду через замерзшие водоемы, катаниях на лодках и других плавсредствах и пр. Кто может поручиться, что водоем, который вы облюбовали для купания, не используется недобросовестными водителями, ленящимися вывозить мусор на дальние свалки, в качестве выгребной ямы, на дне которой может быть все, что угодно. Прыгнуть сверху в такую воду - все равно, что нырнуть в мусорное ведро: запросто можно напороться на кучу битых кирпичей, вертикально торчащий прут металлической арматуры или запутаться в клубке колючей проволоки, которого еще вчера не было.

 Вчерашний обжитой пляж сегодня может представлять смертельную опасность. Собираясь купаться, особенно если среди вас маленькие дети, не поленитесь лишний раз проверить состояние дна. Это обережет вас от многих неприятностей.

  Если вы не умеете плавать - не следует чрезмерно доверять себя надувным матрасам, автомобильным камерам и прочим подручным плавсредствам. Во-первых, в самый неподходящий момент они могут лопнуть. Во вторых, течением и ветром вас может отнести далеко от берега. А в море так очень далеко!

  Известен случай, когда уснувшую на надувном матрасе женщину унесло, чуть ли не в центр Черного моря. Она умудрилась пересечь государственную границу и больше недели (!) дрейфовала на своем утлом суденышке без воды и пищи, пока ее не подобрали пограничники.

Вот вам и матрас!

  Купание полезно только здоровым людям, поэтому проконсультируйтесь с врачом, можно ли вам купаться. Лучшее время суток для купания - 8-10 часов утра и 17-19 часов вечера. Не следует купаться раньше чем через час-полтора после приема пищи.

  Взрослые должны ознакомить детей с правилами безопасности на водных объектах, прежде чем дети отправятся в лагеря, туристические походы, пикники.

  Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Перед купанием следует отдохнуть. Не рекомендуется входить в воду разгоряченным. Не отплывайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки. Купайтесь в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Перед купанием в незнакомых местах обследуйте дно. Входите в воду осторожно, медленно, когда вода дойдет вам до пояса, остановитесь и быстро окунитесь. Никогда не плавайте в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах. Не подавайте ложных сигналов бедствия.

   Теперь о любителях марафонских заплывов. С этого берега - на тот свет.

  Крайне опасно переоценивать свои силы. Общеизвестно, что реже всего тонут люди, которые хорошо плавают и которые плохо плавают. Больше всего - пловцы, которые считают, что хорошо плавают. Они чувствуют себя в воде довольно уверенно и из-за этой, не подтвержденной опытом уверенности, и тонут.Никогда не считайте себя отличным пловцом, и тогда, обещаю, будете плавать до глубокой старости!

  Купание ребенка в открытом водоеме считается опасным. Но это вовсе не значит, что нужно лишать малыша такого удовольствия. Риск прямо связан со здравомыслием взрослых, и есть два основных способа предотвратить несчастный случай: своевременное обучение детей плаванию и элементарная дисциплина. При соблюдении этих условий купание принесет не только радость, но и пользу.

  Летом в жару дети готовы часами сидеть в воде, несмотря на то, что взрослым она кажется ледяной. На самом деле это объясняется тем, что обмен веществ у ребенка заметно активнее, и в единицу времени ребенок вырабатывает на единицу массы тела больше тепла, чем его родители. Поэтому главным критерием разрешать или нет ребенку купаться, должны быть не личные ощущения родителей, а желание ребенка. К тому же купание — однозначно полезная процедура, благотворно влияющая на здоровье, стимулирующая иммунитет, укрепляющая мышцы, развивающая легкие, сердце, сосуды.

  Что касается ограничений по здоровью, то возможное переохлаждение и попадание воды в нос и уши заметно повышают риск активизации хронических воспалительных процессов в носоглотке и ушах. А вот для болезней бронхов и легких, костей и суставов купание лечебно. В то же время, если у вашего ребенка имеется конкретное заболевание, то будет совсем не лишним посоветоваться с вашим лечащим врачом именно по вопросу купания. Например, при повышении внутричерепного давления купаться можно, а вот нырять нельзя. То же можно сказать и про многие воспалительные процессы в ушах. Но с уверенностью вам скажет любой врач: если у вашего ребенка имеются хронические воспалительные процессы в носоглотке или если он часто болеет ангинами, пресная вода нередко оказывает раздражающее действие на воспаленные ткани, а вот соленая (морская), напротив,— лечебное.

   Морские купания оказывают более сильное воздействие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и механическое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соленость и др.)

  Ни в коем случае не оставляйте без присмотра вблизи открытой воды малолетних детей!  Даже на мелководье будьте с ними всегда рядом!

  При нахождении на пляже необходимо одевать пляжные тапочки. При нахождении под дождем лучше всего бегать босиком: пляжные тапочки - "вьетнамки" соскакивают с ноги, и сами по себе очень скользкие, могут стать причиной падений и травм, мокрые сандалии натрут ногу, да и вообще - просто приятнее бегать под теплым дождем босиком - по себе помню.

И самое главное:

  •  не допускайте грубых игр на воде: нельзя подныривать под плывущего человека, «топить» его, подавать ложные сигналы о помощи и т.п.;

  •  купание детей должно проходить под присмотром взрослых, которые хорошо умеют плавать. Не оставляйте малышей одних возле воды. 

  •  купаться следует только в специально оборудованных местах;

  •  на природе за городом место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное дно, нет сильного течения.

   Следите за играми детей даже на мелководье. Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами - в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание. Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых.

   Сейчас в продаже имеется достаточно большое количество надувных плавсредств. При покупке следует обращать внимание на то, чтобы плавсредство состояло из нескольких независимых надувных частей, – при повреждении одного из них ребенка будет держать на воде неповрежденная часть.

   И еще о плавсредствах. В продаже имеются круги - лодочки с пластиковыми "трусиками" или отверстиями для ног. Во-первых, пластиковые "трусики" натирают ребенку кожу между ножек и могут травмировать ее, а вторые, помимо этого, склонны к опрокидыванию. Более того, многие специалисты настаивают на том, что вертикальное положение в круге неестественно для пловца, длительное привыкание препятствует обучению плаванью по всем правилам, в горизонтальном положении.

Правила безопасного поведения на воде:

На пляжах и в местах массового отдыха запрещается:

  • купаться в местах, не отведенных для купания в соответствии с Правилами;

  • купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;

  •  заплывать за буйки, обозначающие отведенный для купания участок акватории водного объекта;

  • подплывать к судам и иным плавучим средствам;

  •  прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;

  • распивать спиртные напитки, купаться в состоянии алкогольного опьянения;

  •  не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде;

  • не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1,2 метра;

  • приводить на пляж и купать собак и других животных;

  • плавать на досках, бревнах и других, не приспособленных для этого средствах (предметах);

  • ловить рыбу на пляжах;

  •  загрязнять и засорять поверхность и берега водных объектов общего пользования и территорию пляжа;

  •  играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать на водных объектах неприемлемые действия, связанные с нырянием и захватом купающихся;

  • прыгать в лодку и нырять с лодки;

  • долго купаться в холодной воде.

Не предвиденные ситуации.

    Попав в водоворот, не паникуйте - наберите в легкие побольше воздуха, погрузитесь поглубже в воду и, резко выгребая руками и ногами, отплывайте в сторону от воронки. Впрочем, я считаю, что угроза водоворотов сильно преувеличена. И попасть в него - большая удача. В смысле - большая неудача.

    Не стоит пытаться переплывать реки, озера и океаны на спор. Вы можете проспорить. В связи с этим, очень советую, прежде чем совершать дальние заплывы, научиться отдыхать на воде. Лучше всего лежа на спине. Для чего набрать побольше воздуха (при полном вдохе вы почувствуете, как ваше тело всплывает), расправить руки и ноги и, слегка подгребая ими, расслабиться. В таком положении можно находиться на плаву часами.

   При сильном волнении, когда вода, перехлестывая через вас, заливает нос и рот, можно использовать менее комфортный способ отдыха - плавание "поплавком". Обычно с этого упражнения начинают обучать плаванию детей в бассейнах. В этом случае следует вдохнуть побольше воздуха, согнуться в поясе, обхватить руками колени и находиться в таком положении, пока хватит воздуха. До тех пор пока у вас в легких есть воздух - утонуть вы не сможете. Потом надо, быстро подняв голову, набрать новую порцию воздуха. И снова всплыть спиной вверх. И так, потихоньку помаленьку, чередуя отдых и плавание, добраться до берега. Особенно хорош этот способ в случае, когда у вас свело судорогой ногу и вам надо высвободить руки, чтобы помочь себе. Для того чтобы избежать несчастного случая на воде,прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги

Если тонет человек:

1. Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

2. Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

3. Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

Меры обеспечения безопасности детей на воде.

   Безопасность детей на воде обеспечивается выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности.

  • Купание детей разрешается группами не более 10 человек и продолжительностью не свыше 10 минут.

  • Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.

  • Перед началом купания детей проводится подготовка пляжа.

  • По окончании подготовки пляжа дети группами выводятся на свои участки купания и проходят инструктаж по правилам поведения на воде.

  • Купание детей должно вестись под непрерывным наблюдением плаврука, физрука, вожатых и медицинских работников.

  • Детям запрещается нырять с перил, мостиков, заплывать за границу плавания.

  • После длительного пребывания на солнце входите в воду медленно. Резкое погружение может привести к остановке дыхания.

  • Наблюдайте при купании за детьми - особенно, если на пляже много людей.

  • Умейте отличить на берегу и в воде своих детей от чужих - на самом деле это не так быстро можно сделать, как кажется.

  • Детям более старшего возраста одевайте яркие и заметные плавки, купальники.

  • Детям - близнецам не одевайте ничего одинакового цвета - пусть на них будут хотя и одного фасона, панамы, круги, нарукавники, пляжная одежда.

  • Не позволяйте детям заплывать на большую глубину.

Во время купания детей на участке запрещается:

  • купание и нахождение посторонних лиц;

  • катание на лодках и катерах;

  • проведение игр и спортивных мероприятий.

  Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, стекла, водорослей и ила дном. Плавруком и вожатыми проводится обследование места купания и осуществляется наблюдение за купанием детей.

12 правил купания детей в открытых водоёмах.

   Купание детей в открытых водоёмах (море, реке, озере) благоприятно сказывается на их самочувствии и настроении. Но чтобы получить желаемый результат, необходимо соблюдать некоторые правила. Эти правила не зависят от того куда Вы поехали в Сочи или Актау, они универсальны на любом водоеме.

1. Первое купание ребёнка можно проводить, когда ему исполнится 2 года.

2. Начинать купаться нужно при температуре воздуха не менее 25 С и температуре воды не меньше 22 С.

3. Купание должно происходить в утренние часы.

4. Перед купанием желательно немного отдохнуть (минут 15).

5. Входить в воду с ребёнком нужно постепенно, приучая тело к новому ощущению.

6. Находиться в воде в первое время желательно не более 2 – 3 минут.

7. Легковозбудимым и не слишком упитанным детям нежелательно купаться более 5 – 10 минут.

8. При появлении озноба следует немедленно выйти из воды.

9. Нельзя окунать ребёнка с головой в воду, если он ещё не привык купаться.

10. Нельзя купаться натощак. После приёма пищи должно пройти не менее часа.

11. После купания важно тщательно вытереться насухо и отдохнуть в тени.

12. Перерыв между купаниями должен быть не менее 3 – 4 часов.

   Купание в открытом водоёме – это прекрасная оздоровительная и закаливающая процедура. При правильном подходе ребёнок укрепляет организм и получает массу положительных эмоций.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Назарова Елена Ивановна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства