Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных 5-9 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных 5-9 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5-9-х классов, рассчитана на 170 часов. Составлена с учётом требований к составлению рабочей программы по ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных 5-9 класс"»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
(МАОУ «СОШ № 78»)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 3 от14.02.2016
Согласовано
замдиректора по УВР
________Копылова А.В.
Утверждаю
директор МАОУ «СОШ №78»
_____________Н. С. Дьяченко
приказ № от 14.02.2016
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
(социальное направление)
5-9 класс
Срок реализации:
основное общее образование (5 лет)
Составитель:
Цыркунова Ольга Александровна,
учитель математики
Кемерово, 2016г.
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» 3
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 7
Тематическое планирование 14
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»:
1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;
2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;
7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук: объяснение, использование статистических данных;
8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки;
10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;
11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;
15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Личностные результаты освоения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) использовать речь для регуляции своего действия;
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации курса внеурочной деятельности – кружок.
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции.
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Тема 2. Герои огненного фронта.
Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.
Тема 3. Будущее пожарной охраны.
Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.
Тема 4. Экскурсия в пожарную часть
Формы проведения занятий:
Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; дискуссия.
Виды деятельности:
Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности.
Формулируют цель и задачи работы объединения
Формируют представление об обстановке по пожарам
Распределяют обязанности по работе в объединении
Формируют представление об истории пожарной охраны, о роли пожарных организаций
Формируют представление о правилах пожарной безопасности.
Формируют представление о профессии пожарного.
Раздел 2. Огонь и друг, и враг человека
Тема 5. Огонь – друг человека.
Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
Тема 6. Огонь – враг человека.
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем.
Тема 7. Спички – детям не игрушки!
Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике.
Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
Тема 8. Огонь. Основы горения.
Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ.
Формы проведения занятий: беседа; презентация; дискуссия; лекция.
Виды деятельности:
Формируют представление о понятии горение, условиях горения, классификации веществ и материалов по группам возгораемости.
Раздел 3. От чего происходят пожары?
Тема 9. Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество.
Тема 10.Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление.Газ. Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!».
Тема 11. Электробезопасность.
Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество – помощник или коварный враг?».
Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; викторина.
Виды деятельности:
Формируют представление о признаках возникновения пожаров, типах пожаров и признаках.
Формируют представление о причинах возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях.
Изучать первичные и вторичные факторы пожара, анализировать статистических данных по пожарам.
Изучают поведение людей при пожаре.
Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них.
Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома.
Тема 14. Как вести себя при пожаре? Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде».
Тема 15. Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.
Тема 16.Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий.
Тема 17. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Тема 18. Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников.
Тема 19. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём». Подведение итогов.
Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; дискуссия, игра.
Виды деятельности:
Систематизируют знания по пожарной безопасности.
Формируют представление об опасностях осеннего сезона, правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок.
Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в школе.
Формируют представление о правилах пожарной безопасности на уроках.
Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в кабинетах повышенной опасности.
Изучают правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д.
Изучают правила пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий.
Формируют представление об опасности и последствиях применения пиротехнических изделий.
Изучают правила поведения при эвакуации.
Учатся анализировать ситуацию и выбирать безопасный путь при эвакуации.
Изучают план эвакуации, основные элементы.
Учатся ориентироваться по плану эвакуации.
Изучают способы борьбы с паникой, признаки паники, правила поведения во время паники в общественном месте.
Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре.
Изучают опасные ситуации при проведении массовых мероприятий.
Изучают причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Изучают действия в нештатных ситуациях.
Раздел 5. Средства пожаротушения.
Тема 20. Первичные средства тушения пожаров. Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Тема 21. Знаки безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
Формы проведения занятий: беседа; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.
Виды деятельности:
Изучают классификацию огнетушащих средств, принципы пожаротушения, правила применения.
Изучают классификацию средств пожаротушения,
Изучают назначение знаков пожарной безопасности
Раздел 6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Тема 22. Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Тема 23. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
Тема 24. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.
Виды деятельности:
Изучают виды пожарной техники, основные их характеристики.
Раздел 7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации Тема 25. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; соревнование; экскурсия.
Виды деятельности:
Изучают классификацию автоматических систем пожаротушения, принципы их действия.
Раздел 8. Оказание первой помощи
Тема 26. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.
Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.
Виды деятельности:
Изучают правила оказания первой помощи при пожарах.
Раздел 9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров.
Тема 27. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию.
Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия.