kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный пожарный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Отряд юных пожарных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» под редакцией В.А.Горского 2013 г.

Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный пожарный"»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ ЛИЦЕЙ №16

Протокол №1

__________ Малюточкина О.П.

_____________ Деменко О.В.

____________ Антонова М.В.

от « » августа 2016 г.

«___» ______________ 2016 г.

Приказ от №







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 16 ПРИ УлГТУ

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Рабочая программа


Наименование творческого объединения Юный пожарный

Класс 7-8

Уровень общего образования кружок

Учитель Аряпов А.Р.

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану

всего 68 часов: 2 ч в неделю

Планирование составлено на основе примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожаоных» под редакцией В.А.Горского, 2013г.





Рабочую программу составил учитель физической культуры первой квалификационной категории __________________ Аряпов А.Р.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Отряд юных пожарных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» под редакцией В.А.Горского 2013 г.

Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий


Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

ЦЕЛИ:

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

патриотическое воспитание подрастающего поколения;

социальное становление личности ребенка;

формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.


ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Цель данной программы в области формирования системы знаний и умений: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формировать навыки безопасного поведения;

  • ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;

  • изучить методы и приемы защиты от опасностей;

  • изучить основы медицинских знаний;

  • обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

  • изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;

  • расширить кругозор;

  • развить воображение детей;

  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Срок реализации – 1 год.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, 2 часа.



Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

Программа составлена на основе следующих принципов общекультурного развития и воспитания:

принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;

принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни;

принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;

принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;

принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий от простого к сложному;

принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.

Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных видов УУД:

- личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция;

- познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаково-символические; информационные; логические;

- коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Планируемые результаты:

Обучающиеся научится:


1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

5. Виды травм, полученных при пожаре.

6. Знаки пожарной безопасности.


Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Пользоваться спичками.

  2. Эвакуироваться из здания школы.

3.Пользоваться всеми видами огнетушителей.

  1. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.



Формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;

  • экскурсии;

  • викторины;

  • презентации;

  • практические занятия



Содержание программы курса внеурочной деятельности.


I. Пожарно-профилактическая подготовка

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дел. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;

как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.

Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.


II. Тактико-техническая подготовка

1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.

3. Основы профессии пожарного

Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

5. Противопожарное водоснабжение

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

7. Подведение итогов.

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.






Календарно-тематическое планирование

тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата проведения

план

1,2

Вводное занятие.

2

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Текущий\беседа

Знать правила поведения во время проведения занятий.

Доклад Пожарная охрана России


3,4

Цели и задачи дружины юных пожарных.

2

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

Текущий\беседа

Знать значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

Причины пожаров в жилом доме.


5,6

Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

2

Что такое пожарная охрана. Какие бывают пожарные организации в России.

Текущий\устный опрос

Знать причины пожаров в жилом доме.

Выпуск буклетов на тему «Огонь не игра».



7,8

Что такое огонь? Пожар как явление

2

Рисунки на тему «Огонь не игра».

Рисунок.


Рисунки

Участие в конкурсе

Доклад «Огонь не игра».


9

10

Основные характеристики горючей среды

2

Выступления (доклад): Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Что такое горючая среда


Текущий\устный опрос

Знать меры безопасности при обращении со спичками

Изготовление буклетов Спички - детям не игрушка.


11

12

Отчего происходят пожары?

2

Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Текущий\устный опрос

Умеить правильно эвакуироваться из

помещения.

Способы эвакуации изпомещения.


13

14

Данные по пожарам за последний год .Виды пожаров

2

Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Текущий\устный опрос

Умеить правильно эвакуироваться из

помещения.

Противопожарная безопасность в школе.


15

16

Правила ПБ в школе, в быту.

2

Лекция (беседа): Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных

мастерских, на детских праздниках и утренниках.

Текущий\устный опрос

Умеить правильно эвакуироваться из

помещения.


Противопожарная безопасность в школе.


17

18

Пожарные автомобили.

2

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.


Рисунки

Участие в конкурсе

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.


19

20

Первичные средства пожаротушения.

2

Беседа: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды

и назначение. Подсобные средства тушения пожара.


Текущий\устный опрос

Знать подсобные средства тушения пожара.

Первичные средства пожаротушения.


21

22

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2

Выстудление (доклоад): Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.


Текущий\беседа

Знать правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Первичные средства пожаротушения.


23

24

Героическая профессия пожарного. Основы профессии пожарного

2

Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки.

Изготовление листок\брошюр

Знать как правильно изготавливать новогодние костюмы и украшение ёлки.

Выступление агитбригады


25

26

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

2

Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.

Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.


Текущий\беседа

Знать меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.


Выступление агитбригады


27

28

Виды и назначение огнетушителей.

2

Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Текущий\беседа

Знать виды и назначение огнетушителей.

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


29

30

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре

2

Выступление (доклад): Травмы, полученные при пожарах.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.


Текущий\беседа

Знать правила пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


31

32

Викторина «Знаешь ли ты?»

2

Игра на противопожарную тему.

Промежуточный\ устный опрос

Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения.



33

34

Экскурсия в пожарную часть.

2

Беседа (рассказ):Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.


Текущий\беседа

Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.



35

36

Катастрофические пожары на территории РТ.

2

Беседа (рассказ):Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Татарстане. ЧС в нашем населенном пункте.


Текущий\беседа


Знаки пожарной безопасности


37

38

Знаки пожарной безопасности.

2

Выступление (доклад): Знаки для использования на путях эвакуации.


Текущий\устный опрос

Знать знаки пожарной безопасности.

Знаки пожарной безопасности


39

40

Пожарно-прикладной вид спорта.

2

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.


Текущий\устный опрос

Знать вида пожарной техники.

Проведение

бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками


41

42

Противопожарная профилактика.

2

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение

бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Текущий\устный опрос

Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика.»

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности».


43

46

Соревновательная деятельность.

4

Участие в городских соревнованиях среди ДЮП.


Уметь применять знания на практике



47

48

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

2

Рассказ — презентация. Обучение правилам первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека.



Текущий/беседа


Знать правила оказания первой медицинской помощи


Изготовление ватно-марлевых повязок


49

50

Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему

2

Примение знаний по оказанию первой медицинской помощи на практике.

Практическое занятие

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему

Изготовление ватно-марлевых повязок


51

52

Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему

2

Примение знаний по оказанию первой медицинской помощи на практике.

Практическое занятие

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему

Изготовление ватно-марлевых повязок


53

56

Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание

4

Применение знаний на практике

Практическое занятие

Уметь работать с пожарными рукавами, стволами, боевое развертывание



57

58

Экскурсия в пожарную часть.

2

Беседа:Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.


Текущий\беседа

Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета.

Экскурсия в пожарную часть.


59

60

Просмотр видеофильма на противопожарную тематику

2

Просмотр видеофильмов

Текущий




61

62

Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов.

2

Беседа: рассказ. Знакомство с соревнованиями

Текущий/опрос

Уметь применять знания на практике



63

66

Соревновательная деятельность.

4

Участие в городских соревнованиях среди ДЮП.


Уметь применять знания на практике

Соревновательная деятельность.


67

68

Противопожарная профилактика в летнее время

2

Выступление по теме

Текущий/бесела

Уметь работать с аудиторией, доводить до сведения детей тему «Огонь друг и враг»

Проведение бесед с детьми на тему «Огонь друг и враг»








ЛИТЕРАТУРА:

1 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г

  2. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.

  3. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г

  4. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.

  5. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.



Электронные ресурсы по пожарной безопасности.

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности

  2. http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт

  3. http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности

  4. http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности

  5. http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»

  6. http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов «Финли. Пожарная машина»

  7. http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель

  8. http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный пожарный"

Автор: Аряпов Альберт Растямович

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360318

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства