Психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе.
Можно воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а можно и самим на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика вредных привычек у дошкольников»
Профилактика вредных привычек у дошкольников
Психологи уверяют, что трудно найти людей, у которых не оказалось бы вредных привычек. Часто человек даже не замечает, как раскачивается на стуле, щелкает пальцами, грызет карандаш, употребляет слова-паразиты. Подобные действия кажутся достаточно безобидными, не доставляющими особых неудобств окружающим. Однако специалисты обращают внимание на то, что они негативно влияют на физическое и психологическое состояние, отражаются на культурном уровне, определяют положение человека в обществе. Нужно учитывать, что любые привычки формируются в детстве и постепенно становятся манерами поведения, не зря пословица гласит, что привычка - вторая натура человека. Заботливые родители, понимая это, стараются так воспитывать свое дитя, чтобы привить как можно больше положительных, позитивных, навыков. Поэтому полезно знать, как появляются вредные привычки у детей и как устранить их, если они уже закрепились в поведении.
К наиболее часто встречающимся у ребятишек, казалось бы, безобидным, но неприятным для окружающих, относятся такие привычки, как стремление постоянно грызть ногти, чавканье во время еды, ринотиллексомания (привычка ковырять в носу), шмыганье носом, гримасничанье, раскачивание на стуле, накручивание волос на палец, теребление одежды у себя или у собеседника, слова-паразиты в речи.
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить. Главное - нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе.
Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Можно воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а можно и самим на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения.
Например,
Игровое упражнение "Доскажи словечко"
В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:
Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все ... (грязнуля).
Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я - … (неряха).
Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода - ... (наши лучшие друзья).
Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как ... (спички).
Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.
Игра «Правила гигиены»
Цель: расширять представления детей о правилах личной гигиены.
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Взрослый с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Игра «Привычка»
Привычки формируются в результате многократных повторений. Когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь. Увидеть, как формируется привычка, нам поможет данная игра.
Описание игры:
Дети встают в круг. Если команда ведущего начинается со слова «Прошу!», то все выполняют различные движения: «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять левую руку» и так далее. Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники игры привыкли выполнять их. В определенный момент перед командой не произносится слово «Прошу», и тогда дети не должны выполнять его указания.