Курить – здоровью вредить!
Проблема пагубного влияния на подрастающее поколение неподобающего поведения и вредных привычек взрослых, в частности употребления алкоголя и табачных изделий, по-прежнему остается актуальной. Молодой человек или девушка с сигаретой в руке и бутылкой пива становятся для детей символом уверенности, раскрепощённой, независимости и взрослости. Как следствие, постоянно, растет интенсивность употребления алкоголя и табака детьми, которые не осознают, насколько опасны для их здоровья эти вредные привычки.
Учитывая всю серьезность вопроса профилактики употребления табачных изделий среди детей, разработали и реализовали совместно с воспитанниками проект «Курить – здоровью вредить!". Его целью стало формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей к употреблению табачной продукции.(2 слайд)
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
? формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и вреде курения (посредством бесед, игр, использования наглядного материала);
разъяснение пагубного воздействия курения на здоровье организма;
? пропаганда среди родителей здорового образа жизни путем отказа от курения;
? обучение детей путем релаксации и дыхательных методик способам снятия стрессов;
? формирование веры в собственные силы;
? обучение воспитанников навыкам сопротивления (умению говорить "нет") и умению распознавать опасные ситуации (в т. ч. групповое давление) путем обыгрывания ситуаций и проведения бесед.
Для выполнения задач проекта был разработан план его реализации, состоящий из четырёх этапов (приложение 1)
На первом этапе с воспитанниками группы была проведена беседа о вредных привычках "Курение — это вред или польза?" (приложение 2), цель которой — формирование у детей представления о здоровом образе жизни и вреде курения.(4 слайд) Во время беседы дошкольники называли разные вредные привычки, но курения среди них не было. На эту мысль детей пришлось натолкнуть, после чего беседа пошла довольно оживленно. Они наперебой рассказывали о курящих родителях, родственниках и делали предположение о вреде этой привычки на организм человека. На занятиях по ЗОЖ детям рассказывали о последствиях курения, показывали картинки с изображением легких курильщиков. Рассматривали энциклопедии («Тело человека»), альбомов с иллюстрациями о вреде курения («Вредные привычки», «Береги своё здоровье») помогло детям глубже осознать опасные последствия курения. (5 слайд) Особое внимание уделялось тем органам, которые в первую очередь страдают от табачного дыма. По картинкам дети определяли, как следует вести себя, чтобы избежать ситуации пассивного курения.
Второй этап предусматривает создание копилки "Вред курения", материалы которой дают возможность показать детям зависимость состояния здоровья людей от наличия или отсутствия привычки курить, а также собрать советы и узнать способы борьбы с курением. На этом этапе работа велась по трем направлениям: анкетирование родителей, интервьюирование сотрудников ДОУ (6 слайд), сбор картинок с изображением курящих людей и рекламы табачных изделий.
Когда родители заполнили анкеты с вопросами о курении (приложение 3), результаты оказались довольно любопытными. Выяснилось, что около 50 % опрошенных родителей курят. Отрадно, что лишь 25% из них составляют мамы, а 75% отцы. Причины курения различные. Большинство главной причиной курения называют стресс. Остальные утверждают, что курение не повлияло на их здоровье.
Интервьюирование о пользе или вреде курения среди сотрудников детского сада провели педагоги совместно с дошкольниками.(приложение 4) Детям дали микрофон и фотоаппарат, таким образом, все интервью фиксировались. Работники детского сада рассказывали про курящих родственников, советовали, что делать, если на улице детям вдруг предложат сигарету. Рекомендовали воспитанникам заниматься спортом, есть больше фруктов, полезных для растущего организма, а также призывать родителей отказаться от вредной привычки.
На третьем этапе, совместно с педагогом психологом (7 слайд) составляли картотеку, обучали детей способам снятия стресса, избавления от негативных эмоций, релаксации, навыкам говорить «нет» вредным привычкам. Следующим мероприятием в ходе реализации проекта стало проведение мини- тренинга «Дышу и расслабляюсь, но не курю» (приложение 5). Дети обыгрывали ряд случаев, когда старшие ребята предлагают им сигареты. При обсуждении ситуаций воспитанники активно рассматривали различные способы выхода из них: сломать сигарету и посоветовать курильщику поступить так же; пройти мимо курящих ребят, не обращая на них внимания; рассказать о вреде курения; выкинуть сигареты и угостить конфетами.
Из всех сложных ситуаций дошкольники смогли найти правильный выход, а если у кого возникали трудности, подгруппа приходила на помощь. Подобные упражнения не только развивают в детях умение не растеряться в сложной ситуации, но и помогают сплотить коллектив, вызывают доверие друг к другу и повышают самооценку. Таким образом, вся собранная информация была систематизирована и собрана в папку.(9 слайд)
На заключительном этапе — изготовление тематического продукта — включал в себя элементы тренинга. Сидя в кругу, дети делились своими знаниями и впечатлениями о вреде курения, рассматривали картотеку. В ходе тренинга было принято решение о создании собственной антирекламы, направленной против курения. Дети решили, что им по силам создать плакат, призывающий курящих бросить это занятие, а некурящих людей — не начинать курить. Совместно с педагогами дети лист ватмана разделили. На одной половине поместили картинку с зажжённой сигаретой, вокруг нее наклеили свои рисунки, доказывая тем самым, что табачный дым опасен для здоровья и детей, и взрослых. На второй половине ребята предложили свои рисунки на тему, чем можно заниматься вместо курения. (10 слайд) Презентация данного проекта состоялась на педагогическом совете, посвященном оздоровлению детей. Подготовленную антирекламу курения было предложено донести до широкой общественности, чтобы её увидели как можно больше родителей и детей. Плакат повесили в холле для всеобщего обозрения. По окончанию проекта можно сделать вывод, что дети много узнали о вреде курения, о том, как никотин пагубно действует на здоровье человека.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о последствиях курения для человека, побудило родителей и общественность задуматься о своем здоровье и о здоровье детей.