kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балаларды өз құқықтары мен міндеттерін білу үшін әңгіме жүргізу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Права, обязанности и ответственность подростка"»

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Цели:

1. Показать, как изменяется правовой статус подростка по мере его взросления.

2. Изучить права и виды ответственности подростков 13-14 лет

Ход классного часа:

1. Беседа с учащимися

- В чем различие прав взрослого и ребенка?

- Вспомните определение понятия «ребенок». Согласны ли вы с тем, что формально вы приравнены к пятилетнему малышу? Согласился ли бы с этим пятилетний ребенок?

- Какие возрастные градации вы можете предложить? Для чего они нужны?

2. Работа с тестом (индивидуально или в парах)

Тест «Что я знаю о своих правах и ответственности?»

Задание: внесите свои ответы в графу «Ваш ответ»

С какого возраста человек…

Ваш ответ

Правильный  ответ

Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии



Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)



Приобретает право на гражданство



Несет уголовную ответственность за любые преступления



Имеет право поступить на работу



Дает согласие на усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей



Имеет право самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки



Может вступать в детские общественные объединения



Имеет право на вступление в брак



Имеет право на получение паспорта



Подлежит первоначальной постановке на воинский учет



Дает письменное согласие для выхода из гражданства РК вместе с родителями



Имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства



Может вступать в молодежные общественные объединения



Имеет право управлять мопедом



Может быть исключен из школы за нарушения



Становится полностью дееспособным



Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами



3. Работа с теоретическим материалом для проверки выполнения теста.

Ваши права и ответственность.

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих законных прав  и законных интересов.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

1,5 года

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет

Шестилетний гражданин

- вправе посещать школу;

- вправе самостоятельно заключать:

    - мелкие бытовые сделки;

    - сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие  
     нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными

      представителями или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели

      или для свободного распоряжения.

8 лет

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет

Десятилетний гражданин

- дает согласие свое согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;

- выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного  или административного разбирательства.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин

- дает письменное согласие для выхода из гражданства РК вместе с родителями;

- может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;

- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

- вправе осуществлять права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

15 лет

Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить с согласия профсоюзного органа предприятия  (сокращенная рабочая неделя – 24 часа, другие трудовые льготы).

16 лет

Шестнадцатилетний гражданин имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения  у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства) вправе осуществлять самостоятельно родительские права.

Может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.    

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта), сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

17 лет

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

18 лет

Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

4. Обсуждение

- Почему для разных прав и разных степеней ответственности установлены именно такие возрастные рамки?

- Не противоречит ли это ст. 1 и 2 Всемирной декларации прав человека?

5. Работа в группах  (Класс делится на группы по 4-5 человек.)

- Выберете два-три возрастных ограничения, которые вы хотели бы изменить?

  1. Сначала каждый учащийся выбирает самостоятельно, а затем каждая группа составляет свой иерархический список предпочтений.

 - Каждая группа имеет возможность изменить одно возрастное ограничение.

2. - Для этого вы должны подготовить обращение к Государственной Думе и объяснить:

- Что именно вы хотите изменить?

- какие требуются изменения?

- Почему необходимы эти изменения?

3. Представителю каждой группы дается 1 минута на выступление. Другие группы должны представить по одному возражению: «Эти изменения не нужны (вредны, бесполезны), потому что…».

4. Итоговое обсуждение.

- При рассмотрении дел в суде учитывается не формальный возраст, а соответствие определенному возрасту. Как вы это понимаете? Для чего это нужно?

- Почему взрослые нередко с недоверием относятся к подросткам, к их попыткам проявить самостоятельность?

- Что могут сделать подростки, чтобы изменить эту ситуации?

Подведение итогов:

1. Кратко запишите себе в тетрадь ответы на два вопроса:

- Чему я научился сегодня? (Что узнал нового?)

- Какие вопросы у меня остались?

2. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3. Представитель каждой группы задают вопросы всему классу.

4. Вопросы обсуждаются.  



"Права, обязанности и ответственность подростка"



Форма: творческая мастерская

Цель: закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.

 Задачи:

-продолжить отработку умений взаимодействия  в группе, ведения дискуссии в  микрогруппе;

 -дать возможность  учащимся  проявить творческие и аналитические способности.

План творческой мастерской

1. Мотивация, вводная речь учителя , определение целей и задач классного часа.                                                                                                                    

2.  Краткая беседа и викторина школьного инспектора.                    

3. Знакомство с условиями работы мастерской.                                 

4. Первый блок " Разминка".                                                                     

5. Второй блок " Синквейн".                                                                       

6. Третий блок" Размышление".                                                              

7. Четвертый блок " Познание".                                                               

8. Пятый блок "Творческий".                                                                  

9. Подведение итогов. Награждение.                                                  

Ход классного часа

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.    

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наш классный час пройдет в  форме творческой мастерской.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них  сделаны пропуски. Пропущены слова:    "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы.  (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1.      "Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер  (Ответственность)

2.      "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)

3.    "Корень слова "…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо (Ответственность)

4.      "Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)

5.   "  ...         влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно  "права", "обязанности", "ответственность", именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе .Тема его звучит так : Права, обязанность и ответственность подростка" .  

2.  Краткая беседа и викторина

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

  За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

 Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

 Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 

Классный руководитель: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас  вам будут  даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

 

Вопросы:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

 3. Избил одноклассника (У)

 4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

 Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

 

-Ребята.  Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов  ответственности).

-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили о этих важных  понятиях. Давайте проверим ваши знания . Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон.  Победитель будет награжден грамотой.

 Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

 Ответ .Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ.    Право на защиту закона , на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых,  и т.д.

3 вопрос. Какие документы защищают твои права?

Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос. Какие   обязанности появляются  у подростка, достигшего 14 ти лет?

 Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопросКакие виды  ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ . Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6. Что такое "Комендантский час"?

Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах  без сопровождения взрослых.

Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде» ( классный руководитель)

Давайте проведем  анонимный тест для выявления правонарушения  в школьной среде.

Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».

1. Твой пол

- мужской

- женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением

б) равнодушно, без удовольствия

в) с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе

б) со сверстниками на улице

в) со старшими ребятами в школе

г) со старшими ребятами на улице

д) с другими людьми

е) такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе

б) да, сверстники на улице

в) да, старшие ребята в школе

г) да, старшие ребята на улице

д) да, другие люди

е) нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?

а) да, случалось

б) нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителям

б) рассказывал старшему брату (сестре)

в) рассказывал другу, подруге

г) рассказывал учителю

д) пытался защитить себя, дрался

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

ж) такого не случалось

3. Знакомство с условиями работы мастерской.                                

    Продолжаем творческую мастерскую. Основная задача нашей встречи закрепить знания о правах ,  обязанностях , ответственности подростка . Проявить свои творческие способности.  (Далее оглашаются условия работы мастерской).

- Наша мастерская разделена на блоки. Каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще  соревнуемся и   между группами. За правильный ответ получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту и памятные подарки. Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Права, обязанности и ответственность подростка"

Автор: Боранбаев Гарифолла Косманович

Дата: 19.12.2020

Номер свидетельства: 567724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Методика проведения внеурочного мероприятия по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов "Обязанности и ответственность несовершеннолетних" "
    ["seo_title"] => string(163) "mietodika-proviedieniia-vnieurochnogho-mieropriiatiia-po-pravovomu-vospitaniiu-uchashchikhsia-9-11-klassov-obiazannosti-i-otvietstviennost-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "225726"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439837414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока по ПДД для 5 класса Основные понятия и термины Правил дорожного движения. "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-5-klassa-osnovnyie-poniatiia-i-tierminy-pravil-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238821"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444660096"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Классный час «Ребёнок и закон»"
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-riebionok-i-zakon"
    ["file_id"] => string(6) "281898"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453621535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час " Мои права и обязанности2"
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi_chas_moi_prava_i_obiazannosti2"
    ["file_id"] => string(6) "569172"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609582206"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "ЗАНЯТИЕ.  Тема:  МОИ  ПРАВА  В  СЕМЬЕ "
    ["seo_title"] => string(35) "zaniatiie-tiema-moi-prava-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "215733"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432788584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства