kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика проведения внеурочного мероприятия по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов "Обязанности и ответственность несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного мероприятия

для обучающихся 9-11 классов по теме:

 «Обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Тема мероприятия: «Обязанности ответственность несовершеннолетних  (9-11 классы)»

Цели мероприятия:

Познавательные: содействовать актуализации и  углублению знаний о сущности обязанностей и  ответственности несовершеннолетних.

Развивающие: способствовать развитию правовой культуры, ценностных ориентаций личности, самостоятельности, независимости суждений, критичность мышления.

Воспитательные: формировать уважение к закону, воспитывать чувство ответственности и понимания необходимости выполнять обязанности.

 Оборудование: компьютер и медиапроектор, текст  Конституции РФ, Устав образовательного учреждения.

 Основные понятия и термины: правовой статус; права; обязанности; несовершеннолетние; моральная и юридическая ответственность; дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная ответственность; наказание, проступки, преступления.

Форма проведения: внеурочное занятие с элементами интерактивной беседы и заданиями.

Длительность мероприятия: 1 час

Эпиграф мероприятия: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.» Э. Берк

                                                                                  Ход мероприятия

   Ведущий (классный руководитель, учитель): Добрый день, уважаемые старшеклассники! Наше мероприятие посвящено не вполне популярной в подростковой среде теме – обязанностям и ответственности несовершеннолетних (ведущий обращает внимание на эпиграф мероприятия)

   Сегодня все больше учебники, учителя, родители, СМИ поднимают крайне важные, конечно же, вопросы о правах и свободах обучающихся, о формах, методах их защиты, организациях, которые помогают их отстоять. Так и должно быть в правовом государстве. Но статистика правонарушений среди несовершеннолетних, результаты психолого-социологических исследований указывают на то, что очень многие подростки весьма не плохо знают свои права, пытаются их предъявить по всякому поводу и без него, но при этом совсем упускают наличие у них обязанностей.

   А между тем Конституция РФ устанавливает правовой статус личности.

Фронтальная беседа: А что такое правовой статус?

Из различных вариантов ответов можно сформулировать определение: правовой статус – это совокупность прав и обязанностей.

Интерактивная беседа - задание: учащимся поочередно предлагается подойти к классной доске и записать их права и свободы (по одному примеру).

  Ведущий (классный руководитель, учитель): Но кроме свобод правовой статус включает в себя и обязанности. Предположите, что это такое?

 На основе предположений совместно можно дать следующее определение: это  то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо.

Интерактивная беседа: А зачем вообще нужны обязанности?

Учащиеся предлагают варианты, а затем формулируют тезисы о необходимости обязанностей в обществе.

  Ведущий (классный руководитель, учитель): А если люди  обязанности не выполняют? Что тогда?

Из фронтальной беседы выясняется, что в этом случае, может последовать ответственность – неблагоприятные последствия, меры принуждения к тем, кто нарушает обязанности.

   Таким образом, между обязанностями и ответственностью существует тесная взаимосвязь. К тому же и  то и другое во многом зависят от возраста: чем  взрослее, тем  больше обязанностей и серьезнее ответственность за их невыполнение.

Фронтальная беседа: А с какого возраста человек обладает всей полнотой обязанностей и ответственности?

   Обучающиеся без труда отвечают, что с достижения совершеннолетия.

Непосредственным переходом к содержательной части мероприятия служит риторический вопрос ведущего: А какие обязанности  возлагаются на вас, старшеклассников, уже достигших 14 лет, но еще не являющихся совершеннолетними, тех, кого закон считает несовершеннолетними?

  Объяснение ведущего

Существуют два основных вида обязанностей: моральные и юридические. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.

 Моральные обязанности состоят в уважении общественного мнения и закона, в нежелании быть подвергнутым осуждению окружающих, их презрению, в проявлении чувства собственного достоинства и чести. Моральные обязанности несовершеннолетнего носят обобщенный характер. Их  можно представить следующими требованиями:

      1. Уважать родителей, старших, слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание

  1. Помогать в беде.
  2. Не лгать.
  3. В общем виде: не делать другим того, чего себе не желаешь («Золотое правило морали»).

Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность, которая выражается, прежде всего, в том, что этот человек,  вызывает осуждение со стороны общества, коллектива сверстников, отдельных людей.

За невыполнение моральных обязанностей, нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: общественное осуждение в виде отрицательного мнения о том, кто нарушил моральные требования, или чувство стыда, угрызения совести самого нарушителя.

 Однако среди обязанностей, в том числе подростков, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура). Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует правовые или юридические обязанности, и за их невыполнение следует юридическая или правовая ответственность.

Рассмотрим виды юридических обязанностей.

    Прежде всего – это конституционные обязанности, их устанавливает Конституция РФ  (ведущий демонстрирует этот документ и называет их, либо представляет на экране в Power Point)

Все граждане Российской Федерации обязаны:

1) соблюдать Конституцию и законы;

2) платить налоги и сборы, установленные законом;

3) сохранять природу, окружающую среду и природные богатства;

4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

5) защищать Отечество;

6) заботиться о детях и нетрудоспособных родителях

            7) получить основное общее образование.

   Таким образом, основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина, старшеклассника – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Конечно, эти конституционные обязанности носят общий характер и поэтому конкретизируются нормами различных отраслей права. За их невыполнение  гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

- уголовной;

- административной;

- гражданской;

- дисциплинарной.

Ведущий (классный руководитель, учитель): Рассмотрим их более подробно.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

            Она наступает в том случае, когда не выполняется обязанность не нарушать уголовное законодательство, Уголовный кодекс РФ. Уголовная ответственность - это самый строгий вид ответственности. Она следует за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.

     Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются:

1) штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества); 2) лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством); 3) обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда); 4) исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка); 5) арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

            Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причинённый вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Другим видом ответственности  несовершеннолетних является административная ответственность

            Она следует за невыполнение обязанности соблюдать административное законодательство на основе Кодекса законов об административных правонарушениях. Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения – административные проступки.

            Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений, за которые такая ответственность наступает, являются: приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима,  занятие проституцией, мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд). 

            Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают его (в том числе, такое возможно, если он совершит какие-либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в его ненадлежащем воспитании)

Необходимо помнить, что административная и уголовная ответственность за одно и то же правонарушение вместе налагаться не могут.

Следующим видом ответственности несовершеннолетних является гражданско-правовая.

            Она наступает за причинение имущественного ущерба кому-либо или  причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если несовершеннолетний причинил ущерб имуществу, вред  здоровью кого-либо или оскорбил чью-то честь и достоинство, то компенсировать это  нужно будет в виде определённой денежной суммы. Она наступает с 14 лет.

            Если правонарушителю нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый тобой вред будут нести его  родители или лица, их заменяющие.

            Если несовершеннолетнему -  от 14 до 18 лет – он сам должен будет возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если такового нет или его недостаточно то возмещать опять же будут  родители.

Необходимо знать и помнить, что уголовная и гражданско-правовая ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (к примеру, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданско-правовая ответственность.

Еще один вид ответственности несовершеннолетних – дисциплинарная.

      Этот вид ответственности наступает для несовершеннолетних, если они не выполняют обязанностей по соблюдению учебной, служебной или трудовой дисциплины.

       Участникам мероприятия предлагается по возможности разработать Памятку об обязанностях старшеклассника в виде компьютерной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирошникова Рузина Мунировна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства