Цели: Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.
Задачи:
Образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе; познакомить с основным законом - Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка»
Развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, наблюдательности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительную литературу. Воспитательные: развитие нравственного, гражданско-правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения.
Формирование УУД.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час " Мои права и обязанности2»
Классный час на тему: «Мои права и обязанности» 3 класс
Цели: Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.
Задачи:
Образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе; познакомить с основным законом - Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка»
Развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, наблюдательности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительную литературу. Воспитательные: развитие нравственного, гражданско-правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения.
Формирование УУД.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались с вами для важного разговора о правах детей. Об этом мы уже говорили с вами во 2-м классе на уроках окружающего мира. Вы узнали о том, что каждый ребёнок имеет определённые права и обязанности. Сегодня вы познакомитесь подробнее с правами ребёнка. Как вы думаете, кто является первым защитником прав ребенка (родители, семья).
Конечно, родители. Но иногда участия родителей бывает недостаточно и возникает необходимость в защите государства.
2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка». Я хочу, чтобы вы подумали над вопросом: «Почему ребёнку нужны права и особая защита не только со стороны родителей, но и со стороны государства?» (Детям предлагается продолжить предложение: «Ребёнок нуждается в определённой защите, потому что») –ответы фиксируются на отдельных листах. Может быть, кто-то хочет озвучить свои мысли, поделиться с остальными? (Заслушиваются ответы детей по желанию)
Вы все, конечно, правы. Ребёнок нуждается в особой защите, потому что он маленький и беззащитный, не такой сильный, как взрослые. Случаются ситуации в жизни, когда помощи только близких людей оказывается недостаточно.
По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.
Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Знакомство с электронной презентацией «Права ребёнка» с комментарием учителя).
3. Практическая часть. А сейчас мы попробуем разобраться с правами на практике. (Дети работают в группах, комментируя предложенные ситуации из жизни и из литературных произведений. В помощь детям предлагается минимальный набор, раскрывающий права детей:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.)
Вопрос: Всем известна сказка про Маугли? Как вы думаете, является ли Маугли, ребенком имеющим равные с прочими права? Правильный ответ. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
Вопрос: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Имеют ли право поймавшие его люди, запереть в клетке и обращаться с ним, как с животным? Правильный ответ. Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)
Вопрос: Опекун известного вам Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? Правильный ответ. Право на тайну переписки. Ст. 16.)
Давайте рассмотрим права сказочных героев.
Вопрос: Какие права соблюдаются или нарушаются в сказках:
«Золушка» (слушаем ответы детей)
Правильный ответ. Право на отдых и досуг; запрет на использование тяжёлого детского труда)
«Мороз Иванович» (слушаем ответы детей)
Правильный ответ. Право на отдых и досуг; запрет на использование тяжёлого детского труда, право на жизнь, жестокое обращение к детям)
«Волк и семеро козлят» Волк, проникнув в домик козлят, съел их.
Правильный ответ. Нарушено право на жизнь
«Крошечка Хаврошечка» Девушку заставляли трудиться с утра до вечера, одной выполнять всю работу по дому. Даже отдохнуть ей было некогда.
Правильный ответ. Нарушено право на отдых и досуг
«Заюшкина избушка» Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из
избушки.
Правильный ответ. Нарушено право на неприкосновенность жилища
Ситуация. (Дети в группах обсуждают ситуацию, представляют свой вариант ответов)
Мама: Сынок, я ухожу, приберись у себя в комнате, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Слушаем ответы детей)
Правильный ответ. Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.
Учитель. Вы правильно разобрались в предложенной ситуации и нашли верные решения. Скажите, а что должно быть непременным условием, чтобы права работали? (нужно, чтобы их соблюдали все).
Правильно. Соблюдение правил является важнейшим условием. Так, например, если родители применяют жестокое обращение к детям, то заботу о ребёнке возьмёт на себя государство. (Обращение к опыту детей, присутствовавших на благотворительном концерте с участием ребят из детского дома и приюта). И все-таки именно семья должна быть главным защитником ребёнка и его опорой в жизни. Вы каждый день возвращаетесь домой, к мамам и папам, бабушкам и дедушкам, близким вам людям. В семье вам тепло и спокойно. Цените свои семьи, родных, присушивайтесь к их советам.
Но иногда и сами дети могут быть жестоки по отношению к другим детям (рассматриваются случаи активной и пассивной детской жестокости, анализируются ситуации).
Делаем вывод. Когда люди жестоки друг к другу, становится трудно жить.
И еще одно правило. Пользуясь своими правами, не нарушайте права других!
Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.
4.Подведение итогов и рефлексия.
Учитель. Закончить наш разговор я хочу на светлой ноте. Вы все, конечно, помните замечательную сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Девочка Женя могла исполнить много желаний для себя. А от какого желания она оказалась действительно счастливой? Почему? (Потому, что помогла мальчику и сделала счастливым его, вернула ему здоровье, приобрела друга). Только принося в мир частичку своей доброты, человек становится по-настоящему счастливым. Говорят, что желания, которые идут из глубины души, от самого сердца обязательно сбываются. У вас на парте лежит волшебный лепесток «Цветика-семицветика». Напишите только одно желание, но пусть оно будет светлым и принесёт в мир немного тепла. (Дети работают по составлению волшебного цветка, записывая свои желания на лепесток). Из ваших искренних пожеланий мы составим волшебные цветы. У нас получилась целая полянка доброты.
Я надеюсь, что сегодня вы не только познакомились с правами детей, но и поняли, как важно самим соблюдать права и обязанности.
Детям предлагалось подумать и продолжить предложение: «Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
… когда ребенок маленький, он беззащитный и ничего не может сделать против взрослого человека, не может себя защитить.
…он маленький и многое не понимает.
…дети- цветы жизни. Родители говорят, что дети – это их будущее.
…ребёнка могут украсть, его нужно охранять.
…он маленький, не может за себя постоять
…он солнце будущего
…ребёнок еще маленький и не может защититься. Поэтому ему нужна защита не только родителей, но и государства.
Взрослые сильнее, а ребёнок слабый.
«Цветик-семицветик»:
…Я желаю, чтобы все дети были здоровы.
…я желаю, чтобы в мире не было зла, а было только добро.
…Чтобы на земле все были добрыми, не было бы войны и зла. Чтобы все были счастливыми и радостными. Это мое искреннее желание.
…Я желаю, чтобы весь мир был счастлив.
…Я думаю, что надо помогать всем…
…Я хочу, чтобы мама и папа были вместе с нами.
…Чтобы на земле не было больше войны
…Чтобы всегда на Земле были мир и красота. Чтобы наши дети были счастливы.