2 | Постановка цели урока. | Формулирует цели урока Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок? Определяет тему урока и задачи. | Изучение нашего урока мне хочется начать с одной очень хорошей древней легенды. Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали так черны, как головешки. И получились афроамериканцы. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы. А хорошо пропеченные фигуры – это были монголоиды. Дети отвечают, предлагают свои варианты. Правильно тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Расы и народы. Многообразие стран». Ребята, запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и тему к себе с тетрадь. На сегодняшнем уроке мы с Вами узнаем о населении Земли, рассмотрим его расовый состав. Выясним, как разместились люди на Земле, и в каких странах и городах они проживают. | 4 мин. |
3 | Актуализация знаний. | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке. Ребята, только помним, если Вы хотите ответить поднимаем руку и ждём, когда учитель Вас спросит. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему | Фронтальный опрос 1. Когда на Земле появился первый человек разумный? (около 40 тыс. лет тому назад). 2. Что такое присваивающее хозяйство? (то хозяйство, которое вначале вели люди (охота, рыболовство, собирательство) «человек присваивал почти готовую еду»). | 4-5 мин |
4 | Изучение нового материала | Молодец, давайте запишем это определение к себе в тетрадь. Ученик: Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих родителей (предков). Дети называют: Европеоидная, монголоидная, негроидная. Смешанная раса. За счет смешения трёх рас. Ребята обсуждают, приходят к единому мнению. Один представитель от команды у доски составляет кластер. Всем классом сверяем правильность работы с готовой таблицей на слайде. Далее по - одному (уже другой ученик) показывает места расселения на физической карте мира. Ученики: конечно нет. Ведь среди представителей разных рас есть учёные, артисты, политики, спортсмены и другие. Что же указывает на равенство рас? Ребята ,а вы слышали о таком понятии как расизм? Это ошибочная теория Предписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам. Толерантность не географический термин но он очень подходит к теме нашего урока. Мы все разные. А кто же из нас с вами лучше или хуже? В праве ли мы ставить такой вопрос? (Правильно мы все равны) .И отношения между собой и между представителями других стран и народов мы должны строить на основе толерантного отношения .А что такое толерантность? | Ребята, как Вы понимаете, что такое раса? Давайте обратимся к учебнику § 18, стр. 61(Это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков).- Читает ребёнок. Учитель: А как Вы думаете, цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретённые признаки? Какие три основные расы выделяются на Земле? Молодцы, а кто догадался, какую еще расу можно выделить, и она у нас на Земле занимает – 30%. Правильно, а как же она смогла появиться. Молодцы, ребята. А сейчас, Вы попробуете составить кластер. У каждой команды на столе лежат листочки, на которых вразброс даны характерные черты всех рас. Ваша задача составить такой кластер (ромашку Блума), который будет охарактеризовать определенную расу. 1 группа – европеоидную расу; 2 группа– негроидную расу; 3 группа) – монголоидную расу; 4 группа– смешанную расу. Чтобы нам быть честными, Вы все закроете учебники. Но на слайде, Вы можете увидеть, как выглядят представители данных рас. И аргументировать свой выбор, почему Вы так решили. Для данной работы, я Вам даю от 3 до 5 минут. Начинаем работу. Когда каждый представитель составит кластер. Я задаю вопрос, а почему Ваша команда решила, что данной расе принадлежат данные характеристики, и с чем это связано. Молодцы, Вы, Все справились с заданием. Учитель: Все мы с вами относимся к одному виду «современных» людей , составляем единое человечество. Как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, умение сопереживать, радоваться – от цвета кожи, формы глаз и других различий? . -Одинаковое количество хромосом 46. -Одинаковые группы крови. -Строение стопы ,руки -Уровень развития мозга. -Строение черепа. -Один биологический вид. Ребята, и как же Вы поняли его слова? Правильно. Важно помнить, дорогие мои, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. Существует общечеловеческий закон «Люди Всех рас и народов равны между собой». А какое близкое по значению слово можно подобрать, кто догадался? Запишите это определение к себе в тетрадь. | 15-20 мин. |
6 | Динамическая пауза (физкультминутка) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учитель просит учащихся встать, повернуться на север, юг, запад, восток, северо-запад и т.д. Опираясь на знания о материках и океанах, современной карты, показать на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.) | Играют, демонстрируя свои творческие таланты. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 2 мин. |
7. | Рефлексия. | Фиксирует результаты урока, успехи учащихся. Закончить предложение (только одно любое) 1. На этом уроке самым интересным было………… 2.Я считаю полезным …… 3.Самым скучным было ……… 4 Я буду вспоминать о…….. 5. Теперь бы я хотел узнать…….. | Фиксируют выводы Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р). Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что нового Вы узнали сегодня на уроке, и какие выводы смогли для себя сделать. | 2 мин. |
8 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся, аргументирую отметки. | Озвучиваю, что отметки за работу по карточкам будут выставлены после проверки. И подвести итог нашего урока мне хочется одним очень хорошим стихотворением, в которое автор заложил самую главную мысль «Дружба на Всей Земле». Вместе живут на огромной планете Разные взрослые ,разные дети Внешностью разные и цветом кожи, Но безусловно, мы чем то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть . | 2-3 мин. |