kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Petrova OI - annotasiya»

Аннотация

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности.

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен как привычным документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и совершенно новым – портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.

Эта система должна быть четко спланированной, гибкой, неформальной. Эта система должна:

  • обеспечивать объективное определение уровня обученности учащихся;

  • стимулировать процесс обучения на любом этапе образовательного процесса;

  • обеспечивать эффективность личностных достижений.

Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач основное содержание деятельности по формированию портфолио направить на участие в различных творческих делах и создание творческих продуктов. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому педагогам, родителям крайне важно усвоить и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 



Просмотр содержимого документа
«материал»

Аннотация

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности.

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен как привычным документом (свидетельство об окончании школы, аттестат), так и совершенно новым – портфолио.

Цель портфолио – подвести итог деятельности ученика в определенный период, увидеть картину его различных результатов, отметить прогресс ученика в разных сферах деятельности, показать его способности практически применять полученные знания и умения.

Ученик приходит в школу, чтобы получать знания, получать развитие.

Знания важны, это бесспорно. Но, наверное, еще важнее общая образованность. Это не только знания, но и созданный интеллектуальный потенциал – мобильность, глубина мышления, наличие творческих наклонностей и т.д. Знания – первичные характеристики человека, а убеждения – глубинные, которые характеризуют его сущность. И весь образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на личностные достижения учащихся. Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений.

Эта система должна быть четко спланированной, гибкой, неформальной. Эта система должна:

  • обеспечивать объективное определение уровня обученности учащихся;

  • стимулировать процесс обучения на любом этапе образовательного процесса;

  • обеспечивать эффективность личностных достижений.

Портфолио – это коллекция работ и результатов ученика, которая показывает его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач основное содержание деятельности по формированию портфолио направить на участие в различных творческих делах и создание творческих продуктов. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому педагогам, родителям крайне важно усвоить и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 










Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Он включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Соответствие требованиям ФГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.

Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:

1. показатели, характеризующие качество учебного процесса

2. показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся



Одним из существенных недостатков традиционной воспитательной системы является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непо­средственно воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью обра­зования подрастающего поколения.

«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». Эти слова отражают глубокий смысл педагогической деятельности любого учителя. Принимая ребёнка в 1- ый класс, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно, слажено, интересно и результативно, то это залог большого успеха. Мне как классному руководителю очень хотелось бы, чтобы класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно заложить ценностные основы в коллективе, создать в классе ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Сегодня в своем классе эту проблему я решила, используя технологию портфолио. Такой подход даёт нам возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и внеурочной работы, так как создание такого портфолио становится объединяющим делом для каждого ребёнка, его родителей и классного руководителя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте чётко говорится о необходимости формировать у ученика такие личностные качества, как социальная и культурная зрелость, уверенность в себе, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Именно эти задачи и позволяет решать технология портфолио. Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания (предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося).

Таким образом, можно считать, что портфолио – это современная эффективная форма повышения самооценки и формирования положительных качеств личности младшего школьника. Она помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слабораз­витое умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио.

Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой ау­тентичного (действительного, подлинного) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному уча­щимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Су­щественное значение портфолио придает планированию и оцениванию, учащимся результатов собственной деятельности.

Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, ра­бот, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

  • оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.

Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические задачи, такие как:

  • поощрение активности и самостоятельности учащихся;

  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Сама по себе идея создания портфолио не так уж и нова. В дошкольных учреждениях папка с достижениями ребенка за период нахождения в детском саду вручается родителям на память на выпускном празднике. В тридцатые годы прошлого века у А.С. Макаренко тоже был подобного рода документ, где он отмечал все поступки и возможные выходки (как положительные, так и отрицательные) своих воспитанников. А Л.Н. Толстой, обучая и воспитывая крестьянских ребят в Ясной Поляне, вел графическое отслеживание влияния семьи и уровня сословия на развитие детей.

Российская школа богата своей историей и всегда активно включается в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания учеником собственных образовательных целей, личный интерес к данной форме работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной работы с учащимися привели к необходимости ответить на два вопроса: нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Определения портфолио:

  1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

В настоящее время наличие портфолио у ученика зависит от желания учителя, родителей или самого ученика.  Но с приходом в нашу жизнь новых образовательных стандартов формирование портфолио становится обязательным условием.  Это один из способов оценки достижений учащихся. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.  

Функции портфолио состоят в том, чтобы:

  • отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, коррек­тировать этот процесс применительно к каждому учащемуся;  

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути по­вышения уровня образованности;

  • формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план

достижений;

  • обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест;

  • составлять общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по про­филям обучения;

  • оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представ­ленных документально в виде результатов экзаменов, уровня информированности по от­дельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста);

  • получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускни­ков школ и их динамике по годам;

  • обеспечивать комплексность в сертификации выпускников школ;

  • поддерживать линию практической ориентации школьного образования.

Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для ученика стимул роста. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.

3 июля 2012 года в ходе круглого стола в РИА Новости, посвященного дополнительному образованию детей, обсуждалось ведение портфолио учащегося. Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приеме в российские вузы, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

"Когда человек поступает в российский вуз, то приемная комиссия смотрит только на его результаты ЕГЭ. Но его портфолио тоже очень важно, и во многих странах мира оно является частью пакета документов, который должен подать абитуриент», - сказал Бунимович.

Он отметил, что портфолио - результат дополнительного образования, которым дети занимают в свободное от школьных занятий время. Для того чтобы оно влияло на результаты при приеме в вуз, у дополнительного образования нужно изменить статус и признать его частью общего обучения, считает эксперт.

"Мне кажется, проблема начинается уже в названии. Почему образование называется дополнительным, когда в часы, на него отведенные, ребенок изучает то, что он любит? Он формирует свой будущий досуг, а, возможно, и свою будущую профессию", - заявил Бунимович во время круглого стола, организованного Московским кредитным банком.

Итак, портфолио ребёнка необходимо было бы создавать, даже если бы оно не имело никакой официальной силы. Прежде всего, потому, что оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики его достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка воспоминаний о школьном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения. 

 Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.
«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка. 
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: 

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Типы портфолио

«Общий портфель» («сборный»)  представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику. В «общий портфель» следует включать:

  • образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;

  • списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений;

  • впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;

  • магнитофонные записи чтения вслух;

  • фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;

  • контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.


«Демонстрационный портфель» - («витрина ученика») представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.

В этот «портфель» входят:

  • отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;

  • размышления ученика о своих достижениях; 

  • «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.


«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») –  набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:

  • копии материалов из «демонстрационного портфеля»;

  • записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;

  • записи бесед;

  • описание интересов ученика;

  • материалы тестов, контрольных работ.

Формирование «портфелей» в какой-то степени субъективно.

В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов).

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио, с целью получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся копии заданий, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Работа учителя с учащимися по составлению портфолио.

Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ре­бенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с това­рищами.

Учитель лишь помогает им организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу. Вот несколько советов, помогающих повысить уровень мотивации.

  • Педагог сам должен понимать важность создания портфолио обучающимися для их собственного развития (а не только как внедрение новой, модной технологии).

  • Необходимо провести урок, в ходе которого педагог не только объяснит, каким образом будет проходить работа учащихся и выскажет свои требования, но и обсудит с ними их взгляды на собственное развитие и то, как они видят место преподаваемого им предмета в данном процессе.

  • На вводном уроке очень важно рассказать содержание предмета на ближайшую четверть (семестр, полугодие, год). Только зная основное содержание предмета, сроки и формы контроля, учащиеся по-настоящему смогут поставить цели в разделе «Портрет». Содержание изучаемого материала, сроки и формы контроля, список основной и дополнительной литературы целесообразно представить визуально (в форме краткого текста или схемы) для того, чтобы обучающиеся в любой момент могли обратиться к этому разделу. При постановке учащимися целей необходимо проконтролировать, чтобы цели соответствовали критериям их эффективной постановки. Только в этом случае учащиеся смогут затем определить уровень реализации поставленной цели. При необходимости цель может быть разбита на частные задачи.

  • Каждый обучающийся сам может выбрать форму создания портрета – эссе, рисунок, коллаж, схема – всего существует более десяти форм портрета. Самостоятельный выбор делает рефлексию более глубокой и повышает уровень творчества.

  • В раздел «Коллектор» входят материалы, которыми пользуется учащийся при работе по предмету – учебники, список дополнительной литературы, образцы работ других учащихся, основные теоретические положения, глоссарий, статистические данные, другие источники информации. С одной стороны, нет необходимости перегружать данный раздел. С другой стороны, учитель должен помогать детям при составлении данного раздела, обучать их основам поиска информации, ее классификации, фиксации, конспектированию и т. д.

  • Раздел «Рабочие материалы» включает обязательные и дополнительные работы самого обучающегося и именно он в основном подвергается анализу и оценке. При его создании необходимо соблюдать перечисленные ниже правила оценки. Если учащиеся выполняли коллективную работу, например, проект, необходимо договориться о форме его краткого отражения в портфолио каждого из выполнявших.

  • Раздел «Достижения» чаще всего бывает самым сложным, так как педагоги не располагают разнообразием методов оценки достижений обучающихся. Кроме дневника и контрольной тетради в этот раздел включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и др. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать ее и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.


Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководи­телю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса или школы, родитель начинает более серьезно задумываться о причи­нах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотно­го выхода из сложившихся ситуаций.

Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для работы обучающихся.

Оценка портфолио может проходить:

1. В индивидуальной встрече педагога и обучающихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч, или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.

2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

3. На основе выступлений учащихся, на конференции по портфолио. Конференцию целесообразно организовывать в том случае, если портфолио собирались по различным темам (например, портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же - на ответы по вопросам. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям). 

Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Приведу пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым.

1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

- самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),

- обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),

- самообучение,

- самореализация.

2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:

- оценка качества оформления портфолио,

- оценка структуры портфолио,

- оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.

Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.


Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Таким образом, опыт работы с портфолио дает возможность, к числу достоинств отнести следующие:

  • в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;

  • портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;

  • создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;

  • процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

 

Портфолио – это:

 Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.

 Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

 Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

 

Структура портфолио

I раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:

1. «Мое имя» – информация об имени и фамилии ребенка. Ребенок также указывает дату своего рождения, день именин.

2. «Моя семья» – здесь ребенок рассказывает о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.

3. «Моя родословная» – ребенок при помощи родителей рисует древо семьи. Подписывает фамилии, имена, отчества и степень родства всех членов семьи. Если возможно размещает их фотографии.

4. «Мой поселок (город)» – рассказ о родном поселке (городе), о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живет ребенок. Здесь же ребенок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.

5. «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.

6. «Моя школа» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравится ..., потому что ...».

7. «Мои цели» – с помощью учителя или родителей ребенок формулирует цели на каждую четверть. По итогам четверти и учебного года оценивает степень их достижения.

II раздел «Моя учеба».

Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения.

III раздел «Моя общественная жизнь».

В данном разделе ребенок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому. Здесь же могут размещаться отзывы родителей о помощи ребенка членам семьи.

IV раздел «Мое творчество».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию.

V раздел «Мои впечатления».

В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра, о мероприятиях и т.д.

VI раздел «Мои достижения».

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.

VII раздел «Самооценка моей деятельности за год».

В этом разделе ребенок подводит итоги за год. Может предложить список задач на следующий учебный год.

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Портфолио пример технологии безотметочного обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;

  • максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни;

  • развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;

  • формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;

  • формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

  • развивать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  • формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются результаты знаний, умений, навыков.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Портфолио преследует три цели:

1) Оценочная составляющая «портфолио» - показать все, на что способен ученик;

2) «Инструментальная» составляющая «портфолио» - создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;

3) Рефлексивная составляющая «портфолио» - создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся

Итак, общая цель - «выращивание» опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:

  • Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

  • Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

  • Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).

Эффективное внедрения проекта «Портфолио» способствует:

• формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности;

• формированию умения работать с информацией;

• повышению учебной мотивации;

• сохранению психоэмоционального комфорта учащихся;

• повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.

Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. При этом с самого начала важно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста.

Итак, в начальной школе - «Портфолио» как образовательное пространство должно, прежде всего, носить обучающий характер, быть не «формой», а «инструментом» с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

  • сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

  • сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 

Важно помнить, что основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся. Но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Портфолио вносит в систему обратной связи принцип открытости, делает общение семьи и школы предельно конструктивным. Полезная обратная связь всегда должна быть ориентирована на помощь:

  •  семье, в решении педагогических или иных проблем обучающегося;

  • учителю в подборе более подходящих методов, стратегий работы в конкретной ситуации;

  • школе для  существенного улучшения какого-то процесса, связанного с выполнением школой своих обязательств.










 











Литература



  1. Десятибалльная система. Безотметочное обучение. – Мн., 2003.

  2. Джасмин, Дж. Оценивание «портфеля» в классах, работающих в рамках цельноязыкового подхода. – Халтингтон-Бич, 1992.

  3. Перроун, В. Расширяя оценивание учащихся. – Александрия, 1991.

  4. Уолш, К. Создание классов, ориентированных на 8-,9- и 10-летних детей. – Мн., 2002.

  5. Юдина, И. Портфолио ученика начальной школы. – Волгоград, 2006.

  6. Портфолио учащегося начальной школы. – М.? Издательство «Ювента», 2009.

  7. Я – первоклассник: портфолио учащегося/ О.В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011. http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html























Приложение 1

ПОРТФОЛИО

Фамилия, имя

Учащегося ___ класса ___

_____ « школы »

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы раздела «Портрет»:

-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)

-Место для фото (или автопортрета)

-Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут

Я родился (число, месяц, год)

Я живу в

Мой адрес________________

Моя семья________________

-Нарисуй портрет своей семьи

-Родословное дерево

-Чем я люблю заниматься

-Я ученик

-Я могу делать

-Я хочу научиться в этом году…

-Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык



Литературное чтение



Математика



Окружающий мир



-Я читаю

-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

-Мой распорядок дня


Время

Дела

Рисунок

Утро




День




Вечер




-Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?



Какая игрушка у меня самая любимая?



Сколько у меня друзей и как их зовут?



Какой у меня самый любимый цвет?



Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?



Страницы раздела «Коллектор»

-Правила поведения в школе

-Законы жизни класса

-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения

-План-памятка «Решения задачи»

-Памятка «Как учить стихотворения»

-Памятка «Работа с тетрадью»

-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

-Памятка «Правила общения»

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

-Моя лучшая работа

-Задание, которое мне больше всего понравилось

-Я прочитал ….. книг

-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

-Что я теперь умею, чего не умел раньше?

-Мои цели и планы на следующий учебный год:

-Чему я еще хочу научиться?

-Какие книги прочитать?

-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

-Мои проекты

-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)










Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.

1.Обговорите со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.

2.Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их будет складывать в папку. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

3.Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует их), чтобы оформить титульный лист.

4.Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

• «Мой портрет»

• «Коллектор»

• «Рабочие материалы»

• «Мои достижения»

В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5.Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!

6.Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7.Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.

Желаем успехов!































Филиал №1 Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Бийский район Алтайский край












Методические рекомендации



«Оценка эффективности Портфолио учащегося»














Разработчик:

Петрова Ольга Ивановна

учитель начальных классов.







п. Ясная Поляна

2014 г.



19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
портфолио ученика

Автор: Петрова Ольга Ивановна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА "
    ["seo_title"] => string(81) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov-nad-razdielami-portfolio-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "153901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421079577"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Портфолио ученика начальной школы"
    ["seo_title"] => string(37) "portfolio_uchenika_nachalnoi_shkoly_1"
    ["file_id"] => string(6) "540753"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1582433493"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ЗА И ПРОТИВ (отзывы родителей) "
    ["seo_title"] => string(68) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-za-i-protiv-otzyvy-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "106321"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402996503"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Практикум для родителей "Портфолио ученика начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(64) "praktikum-dlia-roditieliei-portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "181289"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425316197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства