kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подростковый возраст его особенности и проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О физическом развитии,особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подростковый возраст его особенности и проблемы.»



Подростковый возраст его особенности и проблемы.


1. Отрочество и его тревоги.

Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка, сколько диссертаций об отрочестве стоит на библиотечных полках!

В подростковом возрасте совершенствуется настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся учителю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними.

Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем, будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к человеческому горю.

Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от того, какие мысли, настроения порождает в его  душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы.

Подросток видит то, чего еще не видит ребенок; он же видит то, что часто уже не видит , вернее, не замечает взрослый, потому что многие вещи становятся для него более чем привычными. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем, мимо которого проходим невозмутимо.

В детстве закладывается человеческий корень. Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает – она только закладывает, а отшлифовывать нам – родителям, педагогам, обществу.

Второе противоречие отрочества: подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время  не любит, чтобы его воспитывали…

Третье противоречие подросткового возраста: желание самоутвердиться и неумение это сделать. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает  потребность действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть  перед собой цель. 

Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, в труде, науке, искусстве. Его волнует  и работа мастера – человека с «золотыми руками», и творчество артиста, и достижения спортсмена. Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня – рисованием; вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня – фотографирование, а завтра он думает только о футболе. Нам, взрослым, необходимо сберечь, сделать длительным увлечение как раз тем занятием, которое в большей мере отвечает силам и задаткам подростка.

Воспитание нравственного достоинства, построенное на сравнении: будь таким, как хороший Ваня, и не будь таким, как плохой Петька, – развращает уже маленьких детей, для подростка же оно – духовный яд. Маленький человек пусть гордится своим достоинством  и не ждет какой – то награды, выгоды, поощрения за свои достоинства.

2. Физическое развитие подростка.

До сих пор мы говорили о двух сферах отношений: отношение ребенка к предметному миру (учение, труд, искусство) и отношение ко всему живому, и прежде всего к человеку.

Но есть еще и третья сфера, которая не всегда учитывается в воспитании, – это отношение растущего человека к самому себе, самосознанию личности.  

С чего начинается самопознание? Где его границы?.. Как развивать это уникальное человеческое «само», которое разветвляется в такие сложные образования, как самодисциплина, самостоятельность, самопроявление, самолюбие, самооценка, самоконтроль, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование? 

Психологи отмечают, что самосознание развивается постепенно и, по всей вероятности, начинается с определения границ собственного тела. Затем ребенок начинает сознавать себя в системе различных социальных зависимостей, прав и обязанностей, норм и требований… А в 13–15 лет границы собственного тела для ребенка становится не менее важным, чем тысячи других проблем. Мы, взрослые, беспокоимся, заботимся, думаем, как помочь дитяти в развитии, учении и прочее. А его  волнует совсем другое – собственный вес, цвет лица.

Нет такого ребенка, который был бы безразличен к собственной внешности. И эта самооценка, как ни странно, определяет очень многое в самочувствии ребенка, а следовательно, и в общем интеллектуальном и духовном его развитии.

Проблема роста.

3. Школьная тревожность. Кризис 13 лет.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития качественно перестраиваются. 

Почему этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении?

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. Гормональная перестройка вызывает чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Появление первых признаков полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний.

Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость, настроения, поведения, постоянные колебания, физического состояния и самочувствия, ранимость; неадекватность реакций.

В состоянии неустойчивости подростку нелегко удерживать ощущение целостности и стабильности своего «Я». Следствием может быть снижение самооценки.

Основные проблемы возраста. Общение со сверстниками.

Для семиклассника важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Желание быть лидером, хорошим товарищем, авторитетом в каком – либо деле. Неумение добиться желаемого положения является причиной снижения успеваемости, изменения поведения… и даже правонарушения. Но центральным в седьмом классе становится стремление подростка к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников.

Так как содержание общения семиклассников сосредотачивается главным образом вокруг личного общения, у подростка возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам. На фоне самокритичности подросток принимает и нуждается в помощи взрослого.

Подросток и взрослые.

Интенсивный процесс взросления не замечается. Сохраняются «детские» формы контроля – следят за одеждой, аппетитом, вторгаются в «секреты». А у подростка есть огромная потребность в общении со взрослыми «на равных». 

Взрослые занимают позицию обвинительную в конфликтной ситуации, навязывают отношения «послушания», дети принимают вину. Подобная самообвиняющая позиция подростка чаще всего приводит к «психологическому бунтарству»: грубит, противопоставляет себя взрослым, не слушается… 

Способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым – это один из ростков взрослости подростка. Стремление помочь взрослым, поддержать, разделить их горе или радость не встречает принятия подобного отношения. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия могут развиваться эти личностные качества.

Этот взрыв непослушания демонстрирует кризис 13 лет, когда происходит ломка старых психологических структур и есть стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и другими взрослыми.

Кроме этого, главная задача любого взрослого по отношению к любому ребенку – это защитить. Это значит, дать возможность ребенку осознать свой поступок, проанализировав его и предложить несколько вариантов, как можно поступить.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Подростковый возраст его особенности и проблемы.

Автор: Третьякова Надежда Анатольевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Открытое мероприятие "Формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytoie_mieropriiatiie_formirovaniie_zdorovogho_obraza_zhizni_v_podrostkovom_v"
    ["file_id"] => string(6) "391879"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487096312"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Классное родительское собрание в 6 классе: «Первые проблемы подросткового возраста» "
    ["seo_title"] => string(89) "klassnoie-roditiel-skoie-sobraniie-v-6-klassie-piervyie-probliemy-podrostkovogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "132159"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416301269"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "презентация  к родительскому собранию на тему "Первые проблемы подросткового возраста" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-roditiel-skomu-sobraniiu-na-tiemu-piervyie-probliemy-podrostkovogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "114593"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411574478"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Пути решения проблемы самовольных уходов детей из семьи."
    ["seo_title"] => string(57) "puti_resheniia_problemy_samovolnykh_ukhodov_detei_iz_semi"
    ["file_id"] => string(6) "558459"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601035336"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства