kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к экскурсии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к экскурсии

Включает в себя:

1. Подготовку учащихся психологически. Ввести их в пред­стоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.

2. Сообщение темы, цели посещения, названия предприятия.

3.  Обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к экскурсии»

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

Подготовка учащихся к экскурсии

Включает в себя:

1. Подготовку учащихся психологически. Ввести их в пред­стоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.

2. Сообщение темы, цели посещения, названия предприятия.

3.  Обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.

4. Указание пути сбора отчетного материала, выдачу задания по подготовке записных книжек, бумаги для зарисовок, ручки, карандаша, фотоаппа­рата и т. д.

5. Доведение до сведений учащихся сроков и форм подведения итогов: план отчета (приложение 6), написание сочинений, рефератов, описание профессий (приложение 7,8,), проведение анкетирования (приложение 9,10,11, выпуск стенгазет, фотогазет, информационных бюллетеней).

То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних всевозможных второ­степенных заданий по оформлению результатов экскурсии.

И в заключение обратить внимание на технику безопасности.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ

Экскурсоводов, как правило, назначают из числа инженерно-технических работ­ников, передовых рабочих предприятия. При этом необходимо учесть, что о профес­сиях, их специфических особенностях, необходимых знаниях и профес­сиональных способностях могут рассказать только мастера.

Экскурсия пройдет наиболее эффективно, если экскурсовод:

1. Глубоко увлечен своей профессией и знает своё дело;

2.  Умеет доходчиво, эмоционально и логично излагать свои мысли (большое значение имеет грамотная, образная речь, четкая дикция).

3. Доброжелательно относится к детям, умеет понять их, а в случае необходимости быстро психологически перестроиться.

4.  Умеет привлечь внимание участников экскурсии к главным вопросам.

5.  Тактичен и внимателен.

6.  Знает и учитывает возрастные особенности школьников: уровень, на котором излагается материал должен соответствовать возможностям его восприятия учащимися данного возраста (для младших школьников целесообразно проводить обзорные экскурсии или знакомство с музе­ем).







ПРИЛ0ЖЕНИЕ 3

ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДА К ЭКСКУРСИИ

Заключается в следующем: 1.Узнать у организатора экскурсии цель, содержание, план, методику её проведения. 2.Выяснить, как создать обстановку, в которой любая информация, даже о непрестижной профессии заинтересовала бы учащихся. Для этого надо изучить психологические закономерности усвоения знаний учащи­мися с учетом возраста, чтобы активизировать их познавательную де­ятельность, для управления их вниманием во время экскурсии. Экс­курсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если уча­щийся во время экскурсии решает какую-либо задачу, проблему, прео­долевает какое-то затруднение. Поэтому перед учащимися заранее ста­вится задача, способ решения которой заложен в тех знаниях, кото­рые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к информации и экскурсия приобретает практический смысл.

3. Наметить способы управления вниманием, для чего экскурсовод ставит перед учащимися определенные задачи, разъясняет детали, дает ори­ентиры, отправные точки для наблюдения.

4.  Наметить пути эмоционального воздействия на учащихся.

5.  Определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во воем объеме информации, не перегружая внима­ния учащихся второстепенными техническими подробностями, учесть вопросы к интересы учащихся.

6. Выделить незнакомые для учащихся понятия и продумать способы их объяснения, предварительно побеседовав по этому вопросу с классны­ми руководителями.

7. Составить план экскурсии (тема, цель, за­дачи, краткая характеристика знаний, которые должны получить учащиеся на экскурсии, последовательность проведения экскурсии).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В БУКЛЕТАХ

Возможно изложение информации по такой схеме:

1.  Краткая история предприятия (организации, учебного заведения)

2.  Выпускаемая продукция

3.  Описание основных профессий и возможностей их получения

4.  Потребности данного экономического района в квалифицированных кадрах

5.  Жилищно-бытовые условия работников, культурно-массовая и спортив­ная работа коллектива (на многих предприятиях возрождена)

6.  Перспективы развития предприятия (организации, учебного заведения)

Буклеты желательно иллюстрировать фотографиями.

Важно: В буклете, рекламном проспекте предприятия желательно разместить материал, который информировал бы также и о перспективах, открывающихся здесь для молодых кадров.







ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНКЕТА для выявления эффективности проведенной экскурсии

ДОРОГОЙ ДРУГ! Просим ответить на следующие вопросы, обводя кружком соответст­вующий твоему мнению номер ответа:

1. Понравилась ли тебе экскурсия 01 - да 02 - не совсем 03 - нет

2. Если нет, то почему? ________________________________

3. Желаешь ли ты освоить одну из профессий, специальностей, с кото­рой ты познакомился во время экскурсии? 01 - да 02 - не знаю 03 - нет

4. Какая из представленных специальностей пришлась тебе по душе? Назови её______________________________________

5. Узнал ли ты о ней что-нибудь новое для себя? 01 - да 02 - не совсем 03 - нет

6. Считаешь ли ты себя пригодным к этой профессии? 01 - да 02 - не совсем 03 - нет

7. Помогла ли экскурсия в выборе профессии? 01 - помогла выбрать профессию 02 - получил(а) существенную дополнительную информацию 03 - получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора 04 - полезной информации не получил (а) 05 - что-то иное________________________________________ 8. Ваши предложения по улучшению проведения экскурсии _____________________________________________________________________ Благодарим за ответы!



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Примерный план отчета учащихся об экскурсии на предприятие

  1. На каких участках, в каких цехах предприятия вы были? Опиши, что тебе запомнилось: а) (машины и механизмы); б) характер работы; в) передовики производства.

2. Что происходит с деталью (сырьем, полуфабрикатами) в процессе ее обработки (сборки и т. д.) на данном участке производства?

3. Какими профессиями, специальностями владеют рабочие данного про­изводства? Какие из них больше тебе понравились и почему. Опиши одну из них. Какие качества необходимы для овладения ею и успешной работы по данной специальности? Есть ли у тебя эти качеств? Кого из передовиков производства вы узнали во время экскурсия?

4. Какую продукцию выпускает предприятие (цех), на котором вы побы­вали? Куда она поставляется и где находит применение в народном хозяйстве, быту?









ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ

1. Описание процесса труда:

- содержание трудового процесса (что и как делает рабочий);

- инструменты, орудия труда, изделия;

- организация рабочего места, условия труда.

2. Человек в процессе труда:

- особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;

- физические и психические качества требуемые для данной специаль­ности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мыш­ления);

3. Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (рас­крыть на конкретных примерах).

4. Справочная информация об особенностях профессии:

- потребность в специалистах данной профессии на предприятиях, место и значение её в производственном процессе; связь с другими профес­сиями;

- где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;

- перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.

5. Как готовить себя к выбранной профессии? 6. Литература о профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

СХЕМА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ

1. Наименование профессии ______________________________

2. Краткое описание отрасли ______________________________

3. Характеристика профессии:

а) содержание труда;

б) инструменты, орудия труда и место работы;

в) санитарно-гигиенические условия;

г) требования профессии к состоянии здоровья человека и его психофи­зиологическим особенностям;

д) необходимый уровень образования;

е) где можно приобрести данную профессию, специальность;

ж) перспективы и возможности роста;

з) на каких предприятиях работают по данной профессии?

Для более подробной характеристики воспользуйтесь схемой анализа профессий (Приложение 14)



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

АНКЕТА для учащихся, посетивших предприятие

1.Какая профессия (специальность) данного предприятия тебе нравится?

2.Кем ты хочешь стать?

3.Укажи, почему? __________________________________

_________________________________________________

4. Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, усло­вия труда, требования данной профессии к человеку?)_______________________________________________

_________________________________________________

5. Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии

01 - да 02 - нет 03 - затрудняюсь ответить

6. Как ты готовишься к данной профессии? ________________________________________________________

7. С представителем какой (каких) профессии(ий) ты бы хотел встре­титься?________________________________________

8. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?______________________________________________

Благодарим за ответ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Анкетирование по этой анкете целесообразно провести с теми уча­щимися, у которых появился интерес к данному предприятию. В по­следующем с ними следует проводить целенаправленную профориентационную работу, создав группы по интересам.

АНКЕТА для учащихся школы, посетивших предприятие

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________

2. Школа ___________________________ класс______________

3. По какой профессии работают твои родители? ________________________________________________________

4. Какие профессии тебе больше всего нравятся?______________

________________________________________________________

5. По какой профессии ты бы хотел работать на данном предприятии?____________________________________________

6. Что тебе понравилось на этом предприятии?







Благодарим за ответ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

АНКЕТА для учащихся младших классов, посетивших предприятие

I. Что тебе запомнилось в ходе экскурсии_____________________

________________________________________________________

2. Появился ли у тебя интерес к какой-либо профессии этого предприятия_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее___________

________________________________________________________





Благодарим за ответ!









ПРИЛОЖЕНИЕ 12 СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ (для экскурсоводов) Наименование профессии__________________________ 1. Социально-экономические особенности 1. Историческая справка о профессии. 2. Перспективность, престижность, распространенность профессии в от­расли и в народном хозяйстве. 3. Роль и место профессии в производственном процессе. 4. Необходимый общеобразовательный уровень. 5. Пути профессионального обучения, возможность овладения смежными специальностями. 6. Требования к общеобразовательной и специальной подготовке. Харак­теристика учебного заведения и условия поступления, длительность обучения и уровень полученной квалификации. Перспектива роста и продвижения по службе. 7. Система оплаты труда: сдельно-премиальная, повременная и т. Д 8. Заработная плата, премии. 9. Льготы. 2. Социально-психологические особенности 1. Процентный состав работающих (мужчин, женщин). 2. Преобладающий возраст (лет). 3. Форма организация труда. 4. Работа коллективная (бригадная) или индивидуальная: - разделение труда - исполнительская и организаторская деятельность - контакты с руководителями и равными себе - умеренные контакты с постоянным кругом лиц. 3. Характеристика производственной деятельности 1. Содержание работы. Типы совершаемых трудовых операций. Преобладаю­щие типы деятельности. Степень самостоятельности, новизны. 2. Описание рабочего места. 3. Уровень механизации. 4. Физическая нагрузка. 5. Ритмичность. 6. Рабочая поза. 7. Физическое и интеллектуальное напряжение (зрительное, слуховое мускульное, нервное). 8. Деятельность (умственная, физическая, творческая, исполнительская, монотонная, дистонная). 9. Необходимые знания. 10. Необходимые умения и навыки.

  1. Санитарно-гигиенические условия 1. Условия работы: - в закрытом помещении - на открытом воздухе - на высоте - под землей, под водой - температура воздуха: зимой не ниже__________; летом не выше_________________________________________________ 2. Относительная влажность. 3. Основные виды профвредностей: - уровень вибрации - уровень освещения - уровень шума - влажность воздуха - скорость движения воздуха - концентрация вредных веществ а воздушной среде - наличие неприятных запахов 4. Возможность производственных травы. 5. Профессиональное заболевание. 6. Мероприятия по охране труда. 5. Орудия труд 1. Ручные (простые и механизированные орудия труда) 2. Механическое, машинное (в том числе транспортное) оборудование с ручным управлением. 3. Автоматизированное и автоматическое оборудование или оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических про­цессов. 4. Функциональные орудия. Выразительные средства поведения, речи, правила решения практических и теоретических задач. 6. Режим труда и отдыха 1. Сменность работы. 2. Продолжительность очередного отпуска. 3. Продолжительность рабочей недели. 4. Продолжительность рабочего дня. 7. Требования, предъявляемые профессией к человеку

1. Характеристика различных видов восприятия в профессиональной дея­тельности: острота и точность зрительного восприятия; острота и точность слухового восприятия; точность тактильных я двигательных ощущений и восприятий; правильное восприятие статичных и движущих­ся объектов и т. д.

2. Моторные (двигательные) действия: их сила, точность, скорость, темп, ритм, координация движений, скорость реакции.

3. Интеллектуальная сфера: особенности внимания (устойчивость, сосре­доточение или распределение; объем внимания (произвольное, непро­извольное); особенности памяти (механическая, смысловая, преоблада­ние процессов узнавания, точного воспроизведения, сложного припоми­нания, быстрота запоминания, память кратковременная, долговременная, слуховая, двигательная, зрительная); наблюдение а профессиональной деятельности; мышление (репродуктивное или творческое, образ­ное или словесно-логическое, практическое, оперативное, теоретическое, контроль).

4. Эмоционально-волевые качества личности: самообладание при дейст­вии сильных неожиданных раздражителей, в других напряженных ситу­ациях; выносливость (психическая, физическая); уравновешенность (ровный характер и настроение, спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность); решительность, настойчивость, уверенность в себе, смелость, способность к риску, способность преодолевать сон­ливость, склонность к однообразной и дистонной работе.

5. Деловые качества: инициативность, любознательность, энергичность, самостоятельность, организованность, трудолюбие, дисциплинирован­ность, ответственность, принципиальность, правильная самооценка.

6. Моральные качества: справедливость, честность, тактичность, чут­кость, отзывчивость, заботливое и внимательное отношение к людям, доброжелательность, коллективизм.

7. Физическое развитие: телосложение, достаточная мышечная сила, зре­ние (цветоощущение, острота, ориентировка в темноте, глазомер), слух, кожа (чувствительно-мышечная, температурная, потливость рук, сухость), обоняние, осязание.

8. Медицинские противопоказания: заболевания - терапевтические, нерв­ной системы, глазные, прочие заболевания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЭКСКУРСОВОДОМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИИ

1. Знакомство с профессией и подготовка к ней.

История развития профессии. Потребность в профессии. Значение её в наши дни для народного хозяйства края, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально-технических учебных заве­дениях.

2. Содержание труда по специальности.

Внешнее содержание трудового процесса: задание; материал, сырье, с ко­торым работают; средство; ход; распределение и результаты труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки.

Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с людьми, с животными, с техникой; требует ли физического напряжения и проч. должность, штаты, рабочее место, которое можно занять.

3. Требования к человеку.

Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.

4. Социально-экономические особенности профессии. Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и проч.). Заработок, система опла­ты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсою­зов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной про­фессии и где на них особый спрос).

Литература о данной профессии. Периодическая печать. Отдельные издания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Схема анализа профессий

Предмет труда: 1 - животные, растения (природа) 2 – материалы 3 - люди 4 - техника, транспорт 5 - знаковые системы 6 - художественный образ Цели труда 1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие Средства труда 1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, зрение, мимика, слух) 5 - теоретические (знания, способ мышления) 6 - переносные или стационарные средства Условия труда 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - поза (сидя, стоя, в движении) 8 - домашний кабинет Характер общения в труде 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (один состав работников) 4 - работа с аудиторией 5 - выраженная дисциплина (субординация)

Ответственность 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность Особенности труда 1 - большая зарплата 2 - льготы 3 - «соблазны» 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 - частые командировки Требуемый уровень образования 1 - без специального образовали 2 - начальное профессиональное образование (НПО) 3 - среднее специальное образование (ССУЗ) 4 - высшее профессиональное образование (ВУЗ) 5 - ученая степень






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Подготовка к экскурсии

Автор: Барчук Ирина Владимировна

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(52) "priedprofil-naia-podghotovka-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241999"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445357164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "урок на тему: "Повторительно-обобщающий Экскурсия" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-na-tiemu-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-ekskursiia"
    ["file_id"] => string(6) "100971"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402401386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "урок по  теме: "Повторительно-обобщающий Экскурсия" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-po-tiemie-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-ekskursiia"
    ["file_id"] => string(6) "100974"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402401637"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Повторительно-обобщающий урок на тему "Экскурсия" "
    ["seo_title"] => string(57) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-na-tiemu-ekskursiia"
    ["file_id"] => string(6) "100978"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402402150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Экскурсия "День следопыта""
    ["seo_title"] => string(24) "ekskursiia_den_sledopyta"
    ["file_id"] => string(6) "613211"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1663502199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства