Просмотр содержимого документа
«Подготовка к экскурсии»
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Подготовка учащихся к экскурсии
Включает в себя:
1. Подготовку учащихся психологически. Ввести их в предстоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.
2. Сообщение темы, цели посещения, названия предприятия.
3. Обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.
4. Указание пути сбора отчетного материала, выдачу задания по подготовке записных книжек, бумаги для зарисовок, ручки, карандаша, фотоаппарата и т. д.
5. Доведение до сведений учащихся сроков и форм подведения итогов: план отчета (приложение 6), написание сочинений, рефератов, описание профессий (приложение 7,8,), проведение анкетирования (приложение 9,10,11, выпуск стенгазет, фотогазет, информационных бюллетеней).
То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних всевозможных второстепенных заданий по оформлению результатов экскурсии.
И в заключение обратить внимание на технику безопасности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
Экскурсоводов, как правило, назначают из числа инженерно-технических работников, передовых рабочих предприятия. При этом необходимо учесть, что о профессиях, их специфических особенностях, необходимых знаниях и профессиональных способностях могут рассказать только мастера.
Экскурсия пройдет наиболее эффективно, если экскурсовод:
1. Глубоко увлечен своей профессией и знает своё дело;
2. Умеет доходчиво, эмоционально и логично излагать свои мысли (большое значение имеет грамотная, образная речь, четкая дикция).
3. Доброжелательно относится к детям, умеет понять их, а в случае необходимости быстро психологически перестроиться.
4. Умеет привлечь внимание участников экскурсии к главным вопросам.
5. Тактичен и внимателен.
6. Знает и учитывает возрастные особенности школьников: уровень, на котором излагается материал должен соответствовать возможностям его восприятия учащимися данного возраста (для младших школьников целесообразно проводить обзорные экскурсии или знакомство с музеем).
ПРИЛ0ЖЕНИЕ 3
ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДА К ЭКСКУРСИИ
Заключается в следующем: 1.Узнать у организатора экскурсии цель, содержание, план, методику её проведения. 2.Выяснить, как создать обстановку, в которой любая информация, даже о непрестижной профессии заинтересовала бы учащихся. Для этого надо изучить психологические закономерности усвоения знаний учащимися с учетом возраста, чтобы активизировать их познавательную деятельность, для управления их вниманием во время экскурсии. Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащийся во время экскурсии решает какую-либо задачу, проблему, преодолевает какое-то затруднение. Поэтому перед учащимися заранее ставится задача, способ решения которой заложен в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к информации и экскурсия приобретает практический смысл.
3. Наметить способы управления вниманием, для чего экскурсовод ставит перед учащимися определенные задачи, разъясняет детали, дает ориентиры, отправные точки для наблюдения.
4. Наметить пути эмоционального воздействия на учащихся.
5. Определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во воем объеме информации, не перегружая внимания учащихся второстепенными техническими подробностями, учесть вопросы к интересы учащихся.
6. Выделить незнакомые для учащихся понятия и продумать способы их объяснения, предварительно побеседовав по этому вопросу с классными руководителями.
7. Составить план экскурсии (тема, цель, задачи, краткая характеристика знаний, которые должны получить учащиеся на экскурсии, последовательность проведения экскурсии).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В БУКЛЕТАХ
Возможно изложение информации по такой схеме:
1. Краткая история предприятия (организации, учебного заведения)
2. Выпускаемая продукция
3. Описание основных профессий и возможностей их получения
4. Потребности данного экономического района в квалифицированных кадрах
5. Жилищно-бытовые условия работников, культурно-массовая и спортивная работа коллектива (на многих предприятиях возрождена)
6. Перспективы развития предприятия (организации, учебного заведения)
Буклеты желательно иллюстрировать фотографиями.
Важно: В буклете, рекламном проспекте предприятия желательно разместить материал, который информировал бы также и о перспективах, открывающихся здесь для молодых кадров.
ДОРОГОЙ ДРУГ! Просим ответить на следующие вопросы, обводя кружком соответствующий твоему мнению номер ответа:
1. Понравилась ли тебе экскурсия 01 - да 02 - не совсем 03 - нет
2. Если нет, то почему? ________________________________
3. Желаешь ли ты освоить одну из профессий, специальностей, с которой ты познакомился во время экскурсии? 01 - да 02 - не знаю 03 - нет
4. Какая из представленных специальностей пришлась тебе по душе? Назови её______________________________________
5. Узнал ли ты о ней что-нибудь новое для себя? 01 - да 02 - не совсем 03 - нет
6. Считаешь ли ты себя пригодным к этой профессии? 01 - да 02 - не совсем 03 - нет
7. Помогла ли экскурсия в выборе профессии? 01 - помогла выбрать профессию 02 - получил(а) существенную дополнительную информацию 03 - получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора 04 - полезной информации не получил (а) 05 - что-то иное________________________________________ 8. Ваши предложения по улучшению проведения экскурсии _____________________________________________________________________ Благодарим за ответы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примерный план отчета учащихся об экскурсии на предприятие
На каких участках, в каких цехах предприятия вы были? Опиши, что тебе запомнилось: а) (машины и механизмы); б) характер работы; в) передовики производства.
2. Что происходит с деталью (сырьем, полуфабрикатами) в процессе ее обработки (сборки и т. д.) на данном участке производства?
3. Какими профессиями, специальностями владеют рабочие данного производства? Какие из них больше тебе понравились и почему. Опиши одну из них. Какие качества необходимы для овладения ею и успешной работы по данной специальности? Есть ли у тебя эти качеств? Кого из передовиков производства вы узнали во время экскурсия?
4. Какую продукцию выпускает предприятие (цех), на котором вы побывали? Куда она поставляется и где находит применение в народном хозяйстве, быту?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ
1. Описание процесса труда:
- содержание трудового процесса (что и как делает рабочий);
- инструменты, орудия труда, изделия;
- организация рабочего места, условия труда.
2. Человек в процессе труда:
- особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;
- физические и психические качества требуемые для данной специальности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мышления);
3. Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (раскрыть на конкретных примерах).
4. Справочная информация об особенностях профессии:
- потребность в специалистах данной профессии на предприятиях, место и значение её в производственном процессе; связь с другими профессиями;
- где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;
- перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.
5. Как готовить себя к выбранной профессии?6. Литература о профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
СХЕМА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ
1. Наименование профессии ______________________________
2. Краткое описание отрасли ______________________________
3. Характеристика профессии:
а) содержание труда;
б) инструменты, орудия труда и место работы;
в) санитарно-гигиенические условия;
г) требования профессии к состоянии здоровья человека и его психофизиологическим особенностям;
д) необходимый уровень образования;
е) где можно приобрести данную профессию, специальность;
ж) перспективы и возможности роста;
з) на каких предприятиях работают по данной профессии?
Для более подробной характеристики воспользуйтесь схемой анализа профессий (Приложение 14)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
АНКЕТАдля учащихся, посетивших предприятие
1.Какая профессия (специальность) данного предприятия тебе нравится?
4. Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, условия труда, требования данной профессии к человеку?)_______________________________________________
_________________________________________________
5. Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии
01 - да 02 - нет 03 - затрудняюсь ответить
6. Как ты готовишься к данной профессии? ________________________________________________________
7. С представителем какой (каких) профессии(ий) ты бы хотел встретиться?________________________________________
8. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?______________________________________________
Благодарим за ответ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Анкетирование по этой анкете целесообразно провести с теми учащимися, у которых появился интерес к данному предприятию. В последующем с ними следует проводить целенаправленную профориентационную работу, создав группы по интересам.
2. Появился ли у тебя интерес к какой-либо профессии этого предприятия_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее___________
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ(для экскурсоводов)Наименование профессии__________________________ 1. Социально-экономические особенности1. Историческая справка о профессии. 2. Перспективность, престижность, распространенность профессии в отрасли и в народном хозяйстве. 3. Роль и место профессии в производственном процессе. 4. Необходимый общеобразовательный уровень. 5. Пути профессионального обучения, возможность овладения смежными специальностями. 6. Требования к общеобразовательной и специальной подготовке. Характеристика учебного заведения и условия поступления, длительность обучения и уровень полученной квалификации. Перспектива роста и продвижения по службе. 7. Система оплаты труда: сдельно-премиальная, повременная и т. Д 8. Заработная плата, премии. 9. Льготы. 2. Социально-психологические особенности1. Процентный состав работающих (мужчин, женщин). 2. Преобладающий возраст (лет). 3. Форма организация труда. 4. Работа коллективная (бригадная) или индивидуальная: - разделение труда - исполнительская и организаторская деятельность - контакты с руководителями и равными себе - умеренные контакты с постоянным кругом лиц. 3. Характеристика производственной деятельности1. Содержание работы. Типы совершаемых трудовых операций. Преобладающие типы деятельности. Степень самостоятельности, новизны. 2. Описание рабочего места. 3. Уровень механизации. 4. Физическая нагрузка. 5. Ритмичность. 6. Рабочая поза. 7. Физическое и интеллектуальное напряжение (зрительное, слуховое мускульное, нервное). 8. Деятельность (умственная, физическая, творческая, исполнительская, монотонная, дистонная). 9. Необходимые знания. 10. Необходимые умения и навыки.
Санитарно-гигиенические условия1. Условия работы: - в закрытом помещении - на открытом воздухе - на высоте - под землей, под водой - температура воздуха: зимой не ниже__________; летом не выше_________________________________________________ 2. Относительная влажность. 3. Основные виды профвредностей: - уровень вибрации - уровень освещения - уровень шума - влажность воздуха - скорость движения воздуха - концентрация вредных веществ а воздушной среде - наличие неприятных запахов 4. Возможность производственных травы. 5. Профессиональное заболевание. 6. Мероприятия по охране труда. 5. Орудия труд1. Ручные (простые и механизированные орудия труда) 2. Механическое, машинное (в том числе транспортное) оборудование с ручным управлением. 3. Автоматизированное и автоматическое оборудование или оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов. 4. Функциональные орудия. Выразительные средства поведения, речи, правила решения практических и теоретических задач. 6. Режим труда и отдыха1. Сменность работы. 2. Продолжительность очередного отпуска. 3. Продолжительность рабочей недели. 4. Продолжительность рабочего дня. 7. Требования, предъявляемые профессией к человеку
1. Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности: острота и точность зрительного восприятия; острота и точность слухового восприятия; точность тактильных я двигательных ощущений и восприятий; правильное восприятие статичных и движущихся объектов и т. д.
2. Моторные (двигательные) действия: их сила, точность, скорость, темп, ритм, координация движений, скорость реакции.
3. Интеллектуальная сфера: особенности внимания (устойчивость, сосредоточение или распределение; объем внимания (произвольное, непроизвольное); особенности памяти (механическая, смысловая, преобладание процессов узнавания, точного воспроизведения, сложного припоминания, быстрота запоминания, память кратковременная, долговременная, слуховая, двигательная, зрительная); наблюдение а профессиональной деятельности; мышление (репродуктивное или творческое, образное или словесно-логическое, практическое, оперативное, теоретическое, контроль).
4. Эмоционально-волевые качества личности: самообладание при действии сильных неожиданных раздражителей, в других напряженных ситуациях; выносливость (психическая, физическая); уравновешенность (ровный характер и настроение, спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность); решительность, настойчивость, уверенность в себе, смелость, способность к риску, способность преодолевать сонливость, склонность к однообразной и дистонной работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЭКСКУРСОВОДОМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИИ
1. Знакомство с профессией и подготовка к ней.
История развития профессии. Потребность в профессии. Значение её в наши дни для народного хозяйства края, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально-технических учебных заведениях.
2. Содержание труда по специальности.
Внешнее содержание трудового процесса: задание; материал, сырье, с которым работают; средство; ход; распределение и результаты труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки.
Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с людьми, с животными, с техникой; требует ли физического напряжения и проч. должность, штаты, рабочее место, которое можно занять.
3. Требования к человеку.
Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.
4. Социально-экономические особенности профессии. Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и проч.). Заработок, система оплаты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них особый спрос).
Литература о данной профессии. Периодическая печать. Отдельные издания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Схема анализа профессий
Предмет труда:1 - животные, растения (природа) 2 – материалы 3 - люди 4 - техника, транспорт 5 - знаковые системы 6 - художественный образ Цели труда1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие Средства труда1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, зрение, мимика, слух) 5 - теоретические (знания, способ мышления) 6 - переносные или стационарные средства Условия труда1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - поза (сидя, стоя, в движении) 8 - домашний кабинет Характер общения в труде1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (один состав работников) 4 - работа с аудиторией 5 - выраженная дисциплина (субординация)
Ответственность1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность Особенности труда1 - большая зарплата 2 - льготы 3 - «соблазны» 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 - частые командировки Требуемый уровень образования1 - без специального образовали 2 - начальное профессиональное образование (НПО) 3 - среднее специальное образование (ССУЗ) 4 - высшее профессиональное образование (ВУЗ) 5 - ученая степень