Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "День следопыта"»
ЭКСКУРСИЯ «День следопыта»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО станции юных техников г. Вязьмы Смоленской области
Цель:закрепить умения детей читать следы зверей и птиц на снегу; научиться определять свежесть следа.
Место проведения:лес.
Время проведения:январь.
Продолжительность экскурсии:2 часа.
Оборудование:дневники наблюдений, карандаши, карточки- определители следов животных, вспомогательные таблицы.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1.Инструктаж.
1.1.Постановка цели.
1.2.Распределение учащихся на 2 группы.
1.3.Повторение правил поведения в лесу.
2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).
3.Подведение итогов экскурсии.
В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.
Задания:
1.Изучите маршрут движения млекопитающего во время поиска пищи, основываясь на его следы, на снегу.
2.При помощи карточки-определителя определите, какому животному принадлежат данные следы.
3.Измерьте длину маршрута животного.
4.Составьте схему движения млекопитающего. Укажите на ней места остановок, кормежки, нор и убежищ.
Таблица для заполнения:
Дата
Место сбора
Температура воздуха
Направление ветра
Облачность
Рисунок следа млекопитающего
Название животного
Длина маршрута животного
Примечания
Ход экскурсии
Встреча с млекопитающими во время экскурсий – большая редкость. Как правило, звери ведут сумеречный или ночной образ жизни. В светлое время суток они прячутся в различных норах или убежищах. Если даже и посчастливиться увидеть кого-нибудь из млекопитающих, то это будет, скорее всего, промелькнувший силуэт косули или лося, моментально проскочившая в траве мышь или полевка. Встреча настолько кратковременная, что невозможно рассмотреть животное. Специалисты-зоологи, изучающие млекопитающих, часто используют ловушки различного типа. Естественно, что при проведении экскурсий не имеет смысла специально заниматься отловом млекопитающих. Однако в зимний период предоставляется возможность познакомиться с представителями фауны млекопитающих нашей местности и изучить их жизнь. Это можно сделать по следам на снегу. При определении следов следует помнить о том, что отпечатки лап, оставленные на плотном и рыхлом снегу, существенно отличаются. Периодические колебания погодных условий зимой ведут к подтаиванию следов или занесению снегом, что тоже осложняет их идентификацию.
Можно предложить учащимся попытаться распутать следовую дорожку какого-нибудь некрупного млекопитающего. Для этого лучше всего подходят ласки, горностаи, полевки. Распутывание следовой дорожки зайца-беляка или русака требует уже больше времени, а главное, прохождения более длинного маршрута. Суточная дорожка ласок и горностаев может достигать нескольких сотен метров, в то время как у зайцев – нескольких километров.
Подведение итогов экскурсии:
Весь собранный материал необходимо обработать на дальнейших занятиях с детьми. Можно оформить альбом «Следы животных».