kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из компонентов подготовки ребенка к школе — обучение чтению. В подготови­тельных группах дошкольных учреждений этому уделяется немало времени, однако далеко не все дошкольники оказываются восприимчивыми к азам грамоты

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к чтению»

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Обучение дошкольника чтению поедет значительно успешнее, если этому будет пред­шествовать определенный подготовительный этап. Такая подготовка к чтению может быть ес­тественным образом вплетена в повседневную жизнь ребенка.

Слова, написанные самыми разными способами, окружают нас повсюду. Это и выве­ски, и дорожные знаки, и различные указатели, эмблемы, товарные этикетки. Дорожный знак или указатель — эквивалент устной речи, в образной форме заменяющий нам целое распоря­жение.

Обращая внимание детей на всевозможные печатные символы, окружающие их на ули­це и дома, объясняя их значение, мы постепенно помогаем им осознать, что устная речь имеет свой письменный эквивалент. Можно слово или фразу произнести, а можно и написать или на­рисовать условным значком. Это очень существенный момент подготовки ребенка к обучению чтению.

Полезной может оказаться и игра «Путешествие по городу». Для этой игры потребуется набор картинок-вывесок: их можно вырезать из лото или нарисовать. На каждой картинке-вывеске должен быть изображен какой-нибудь предмет: ножницы, расческа, буханка хлеба, иголка с ниткой, автомобиль, письмо в конверте, пузырек с лекарством, бутылка молока и т.п.

Не менее важно научить детей выделять в речевом потоке отдельные слова. В вос­приятии ребенка младшего и даже среднего дошкольного возраста звучащая речь — это сплошной поток: мы говорим быстро и плавно, не делая пауз между словами. Дети зачастую не могут разделить фразу на составляющие ее элементы — отдельные слова, не говоря уж о том, чтобы разделить на элементы (то есть слоги и отдельные звуки) слово. Непонимание взрос­лыми этой особенности детского восприятия и приводит к выбору неадекватных или несвое­временных методов обучения чтению, снижает качество его работы.

Необходимо играть с детьми в самые разные игры, помогающие понять, что наша речь состоит из отдельных слов. Можно, например, научить детей рассказывать хорошо знакомое им стихотворение, произнося сначала каждую фразу, а потом каждое слово по очереди друг с другом.

Следующим шагом может стать уже игра с самими словами. Например, начинаете про­износить слово «коро...», а дети заканчивают «...ва». Немного позже задачу можно усложнить. Вы начинаете слово только первым слогом, а дети его заканчивают, причем слова, предло­женные детьми, могут и не совпадать с задуманным вами, но этого и не требуется. Вы можете предложить детям свои варианты слов, начинающиеся с одного и того же слога. Это расширит их словарный запас.

Следует только помнить, что дети еще знают, что не всегда слова пишутся так же, как и слышатся, поэтому они могут произнести «мароженое», «малако» и т. п., и это будет вполне со­ответствовать правилам игры. Попытки поправлять детей не принесут успеха, а лишь поселят в них чувство неуверенности в своих силах и возможностях.

Убедившись, что дети научились узнавать слово по первому слогу, можно переходить к следующему этапу. Вы выделяете голосом только первый звук, произнося его нараспев: а-а-апельсин, у-у-улица. Ребенок должен сказать, что он услышал в самом начале слова, и попы­таться произнести слово так же, как его произносите вы. Постепенно они научатся выделять первый звук в слове. Много позже появится способность слышать последний звук слова и только потам — средние.

Знакомство с буквами можно начать лишь после того, как дети научатся уверенно вы­членять в слове отдельные звуки. Теперь буква будет для них не бессмысленным иероглифом, а письменным обозначением того звука, который они слышат и произносят. К этому времени дети уже хорошо знают, что все слова можно не только произносить, но и писать.

К сожалению, многие педагоги и родители начинают знакомить дошкольников с азбу­кой, никоим образом их к этому не подготовив. Требуя от ребенка запомнить, с какой буквы на­чинается то или иное слово, взрослые порой даже и не подозревают, что он еще попросту не готов к этому. В результате ребенок очень долго осваивает навыки чтения, не любит читать самостоятельно, медленно овладевает письменной речью. Следует помнить, что ни один этап в развитии и обучении ребенка не может быть пропущен, ибо каждый из них создает основу для перехода на следующий, более высокий уровень развития.

Обучая детей чтению, ни в коем случае нельзя торопиться и подгонять их, ведь каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Очень многое зависит от того, в каком возрасте ре­бенок научился говорить: рано заговорившие дети обычно осваивают чтение быстрее, чем те, у кого речь появилась позже. Тем не менее раннее речевое развитие не дает никаких авансов в плане будущих интеллектуальных возможностей. Расценивая умение дошкольника читать как показатель высокого умственного развития, взрослые порой переоценивают его реальные возможности, рискуя необоснованно завысить его притязания на успех. Важно помнить, что уважительное отношение к каждому, даже самому маленькому достижению малыша - залог его успешного продвижения в любом обучении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к чтению

Автор: Канева Татьяна Валерьяновна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Внеклассное занятие по литературному чтению «Полтора жирафа» Шел Силверстайн"
    ["seo_title"] => string(79) "vneklassnoe_zaniatie_po_literaturnomu_chteniiu_poltora_zhirafa_shel_silverstain"
    ["file_id"] => string(6) "601712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1646464373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива"   на тему:  «Зимовье» (русская народная сказка) "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-chtieniia-vo-2-m-klassie-po-umk-pierspiektiva-na-tiemu-zimov-ie-russkaia-narodnaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "128708"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415551718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства