Мы живем в XXI веке. В веке многочисленных научных открытий, в веке - компьютерном, веке, где рыночные отношения установились во всех сферах человеческой деятельности. Каждый день мы встречаемся с такими понятиями как «современные технологии», «инновационные процессы» и т.д. Школа как первоначальная ступень в развитии общества, которое сейчас примеряет на себя сверхмодные «наряды», должна идти в ногу со временем.
Таким образом, школа становится своего рода «полигоном», лабораторией для апробирования новых идей, оригинальных методик. А на вопрос о том, чем и как учить, ясного ответа все же нет. В школе идет эксперимент! В образовании открылись невиданные перспективы для воплощения оригинальных идей педагогов, реализации индивидуальных ценностей, возникли новые системы отношений с учениками и родителями. Учащиеся и родителям дано право выбирать образовательное учреждение, программы и учебники, по которым они хотели бы получить знания. Выросло количество образовательных структур нетрадиционного характера: лицеи, гимназии, колледжи и т.д. А тем временем, пока идет поиск новых форм, анализ позитивных и негативных сторон инновационных процессов в образовании, все более остро вырисовывается проблема нравственного воспитания подрастающею поколения.
Часто мы, учителя, рассуждаем: главное - обучать! Воспитание будет. Но верно заметил известный учитель-словесник E.H. Ильин, что обучение и воспитание - как молния на куртке, обе стороны застегиваются одновременно, и иногда эта «молния» ломается, зацепившись за обучение. Задача школы - воспитать духовность как высшее проявление человечности, как опору опор. И так хочется иметь под рукой некую «таблицу», которая помогла бы упражнять нашу душу, чувства, порывы. Есть много таблиц, они даже на тетрадных обложках. А где же духовные? Где нравственные единицы измерения? Их нет?! Возможно, из-за отсутствия такой таблицы мы не можем понять действия наших подопечных. Работая в школе, постоянно задаю себе одни и те же вопросы. Почему дети теряют интерес к учебе. Почему так часто на уроке встречаешься с отсутствующим выражением глаз ученика? Почему вместо программного произведения старшеклассник перелистывает и читает модный журнал в глянцевой обложке? Почему современные дети предпочитают пресловутые западные боевики, игнорируя тем самым отечественные фильмы? Почему их тяжело вывести на встречу с «живым» искусством — в театр, музей, но с великим удовольствием садятся они за мониторы компьютеров? Почему чаще школьным (в особенности предметным) вечерам предпочитают дискотеки?
Возможно, немалую роль играет фактор XXI века. Темп жизни возрастает, увеличивается поток информации, как в калейдоскопе, мелькают и меняются лица окружающих. Перестаёшь чувствовать духовный мир отдельного человека, углубляется собственная духовная отчужденность. Как устоять в такой жизни детям, если мы, взрослые, не выдерживая иногда, ломаемся? А значит, следующий вопрос: как вырастить доброго умного человека? На эти вопросы должен знать ответ современный учитель. Он должен ориентироваться в огромном образовательном пространстве, понять, что является ценным в работе с детьми и от чего стоит отказаться. И каждый учитель сам должен задать себе вопрос и ответить на него: способен ли он шагнуть дальше себя, учителя - предметника, и взять ответственность нести духовную миссию человековеда?
В мире все - таки существуют классические формулы духовности, дошедшие до нас из глубины веков, - Вера, Надежда, Любовь, Истина, Добро, Красота. Но они недостаточны, отвлечены, возможно, из-за того, что лишены действия.
В конце своего сочинения хочу еще раз обратиться к учению E.H. Ильина и предложить его таблицу определения духовности. Это пять глаголов - заповедей, которые помогут нам протянуть мостик к сердцам ребят, найти к каждому из них свой «ключик»: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Каждый глагол в отдельности не вызывает особых эмоций, но над связью, ставящей их рядом и в указанном порядке, стоит подумать.
Если любить затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима духовность, а понимать несет смысловое, интеллектуальное начало, то помогать - чувство и мысли приводит в действие, поступок. Душа формулы - глагол сострадать. Центральный, связующий глагол принимать несет в себе идею коммуникативности, общения, вне которого ничто не имеет смысла.
И эти слова - символы - попытка устранить ключевое явление века - дефицит человечности хотя бы на том маленьком пятачке, что именуется классом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«педагогическое сочинение "Формула духовности" »
Педагогическое сочинение
«Формула духовности».
Учитель изобразительного искусства МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы
Гарус Лилия Валерьевна
Мы живем в XXI веке. В веке многочисленных научных открытий, в веке - компьютерном, веке, где рыночные отношения установились во всех сферах человеческой деятельности. Каждый день мы встречаемся с такими понятиями как «современные технологии», «инновационные процессы» и т.д. Школа как первоначальная ступень в развитии общества, которое сейчас примеряет на себя сверхмодные «наряды», должна идти в ногу со временем.
Таким образом, школа становится своего рода «полигоном», лабораторией для апробирования новых идей, оригинальных методик. А на вопрос о том, чем и как учить, ясного ответа все же нет. В школе идет эксперимент! В образовании открылись невиданные перспективы для воплощения оригинальных идей педагогов, реализации индивидуальных ценностей, возникли новые системы отношений с учениками и родителями. Учащиеся и родителям дано право выбирать образовательное учреждение, программы и учебники, по которым они хотели бы получить знания. Выросло количество образовательных структур нетрадиционного характера: лицеи, гимназии, колледжи и т.д. А тем временем, пока идет поиск новых форм, анализ позитивных и негативных сторон инновационных процессов в образовании, все более остро вырисовывается проблема нравственного воспитания подрастающею поколения.
Часто мы, учителя, рассуждаем: главное - обучать! Воспитание будет. Но верно заметил известный учитель-словесник E.H. Ильин, что обучение и воспитание - как молния на куртке, обе стороны застегиваются одновременно, и иногда эта «молния» ломается, зацепившись за обучение. Задача школы - воспитать духовность как высшее проявление человечности, как опору опор. И так хочется иметь под рукой некую «таблицу», которая помогла бы упражнять нашу душу, чувства, порывы. Есть много таблиц, они даже на тетрадных обложках. А где же духовные? Где нравственные единицы измерения? Их нет?! Возможно, из-за отсутствия такой таблицы мы не можем понять действия наших подопечных. Работая в школе , постоянно задаю себе одни и те же вопросы. Почему дети теряют интерес к учебе. Почему так часто на уроке встречаешься с отсутствующим выражением глаз ученика? Почему вместо программного произведения старшеклассник перелистывает и читает модный журнал в глянцевой обложке? Почему современные дети предпочитают пресловутые западные боевики, игнорируя тем самым отечественные фильмы? Почему их тяжело вывести на встречу с «живым» искусством — в театр, музей, но с великим удовольствием садятся они за мониторы компьютеров? Почему чаще школьным (в особенности предметным) вечерам предпочитают дискотеки?
Возможно, немалую роль играет фактор XXI века. Темп жизни возрастает, увеличивается поток информации, как в калейдоскопе, мелькают и меняются лица окружающих. Перестаёшь чувствовать духовный мир отдельного человека, углубляется собственная духовная отчужденность. Как устоять в такой жизни детям, если мы, взрослые, не выдерживая иногда, ломаемся? А значит, следующий вопрос: как вырастить доброго умного человека? На эти вопросы должен знать ответ современный учитель. Он должен ориентироваться в огромном образовательном пространстве, понять, что является ценным в работе с детьми и от чего стоит отказаться. И каждый учитель сам должен задать себе вопрос и ответить на него: способен ли он шагнуть дальше себя, учителя - предметника, и взять ответственность нести духовную миссию человековеда?
В мире все - таки существуют классические формулы духовности, дошедшие до нас из глубины веков, - Вера, Надежда, Любовь, Истина, Добро, Красота. Но они недостаточны, отвлечены, возможно, из-за того, что лишены действия.
В конце своего сочинения хочу еще раз обратиться к учению E.H. Ильина и предложить его таблицу определения духовности. Это пять глаголов - заповедей, которые помогут нам протянуть мостик к сердцам ребят, найти к каждому из них свой «ключик»: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Каждый глагол в отдельности не вызывает особых эмоций, но над связью, ставящей их рядом и в указанном порядке, стоит подумать.
Если любить затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима духовность, а понимать несет смысловое, интеллектуальное начало, то помогать - чувство и мысли приводит в действие, поступок. Душа формулы - глагол сострадать. Центральный, связующий глагол принимать несет в себе идею коммуникативности, общения, вне которого ничто не имеет смысла.
И эти слова - символы - попытка устранить ключевое явление века - дефицит человечности хотя бы на том маленьком пятачке, что именуется классом.