kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности адаптации пятиклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности адаптации пятиклассников в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности адаптации пятиклассников"»


«Особенности  адаптации пятиклассников»


Очень часто родители переживают за своих детей, перешедших в 5 класс. Как же они будут учиться дальше? Теперь же им приходиться все делать самостоятельно: переходить из кабинета в кабинет, привыкать к новым учителям, дежурить без напоминания, самим записывать домашнее задание и т. п. Да многое, чего приходиться делать пятиклассникам впервые. Опасения родителей небеспочвенны.

Переход обучающегося из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Пятиклассники должны:

- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и  в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

- уметь общаться с людьми различных профессий, например, с продавцом, врачом и т. д.;

- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный правильный выбор.

Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль над процессом учебной деятельности. То есть, необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, только тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание.

Причины плохой адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание, особенно на уроках.

4. Соматическая ослабленность (частые заболевания).

5. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь и т. д.).

6. Нарушение формирования так называемых школьных навыков.

7. Длительное неудовлетворение основных потребностей ребенка ( в общении, познании, любви, безопасности, признании).

8. Двигательные нарушения.

9. Эмоциональные расстройства.

Под влиянием постоянных неудач в учебе, которые нередко распространяются и на взаимоотношения с учителями и сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личную несостоятельность. А так как выбор средств компенсации весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется часто в разной мере осознанным противодействием школьным нормам. В поведении это проявляется в виде нарушений дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими (как детьми, так и взрослыми). Часто наблюдается полная утрата интереса к школе, асоциальная направленность личности. Нередко у таких детей возникают нервно-психические расстройства, они часто болеют.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть более внимательные и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Важно помнить, что нарушения дисциплины и нежелание учиться не являются следствием «злостного» характера школьника, а свидетельствуют о серьезных проблемах данного ребенка. И наши с вами задача помочь преодолеть все перипетии переходного возраста.

Рекомендации родителям пятиклассников.

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

● Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

● Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

● Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

● Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий (сладостей, просмотр любимых телепередач, компьютер), физические и психические наказания.

● Учет темперамента ребенка в период адаптации к обучению в 5 классе. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм, жестокость.

● Предоставление ребенку  самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля над его учебной деятельностью.

● Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

● Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

● Если ребенок медлительный, то рекомендуется не предъявлять жестких требований к темпу выполнения домашних заданий. Одновременно нужно помогать ребенку в выработке общих приемов и способов выполнения однотипных заданий, что позволит сократить временные затраты.

● Если ребенок все время торопится, часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дочитав или недопоняв инструкцию, условие задачи, делает очень много ошибок и не исправляет их, то лучше всего делать домашние задания совместно, когда ребенку предлагается рассказать, как он понял задание, привлекать внимание к выполняемому заданию (какое оно интересное и увлекательное), стремиться к тому, чтобы ребенок научился самостоятельно контролировать свои действия. Здесь можно применять прием «удаленного действия», когда вы находитесь как бы вместе с ребенком в тоже время, постепенно удаляясь от него. Ваш ребенок увлекся выполнением заданий, можно встать, походить по комнате, делая какие-то хозяйственные дела, но время от времени подходите к нему, смотрите на какой стадии его работа, нужна ли ребенку ваша помощь, поддержка. Если заметили, что ребенок отвлекся, спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, но « не разжевывайте» ему задания. Желательно дать какой-то намек, подсказку, чтобы ребенок смог сам понять и решить задание.

● Если ребенок не может выполнить задание в уме. Требуется опора на материальные объекты или развернутую громкую речь. Неумение самостоятельно организовывать свою мыслительную деятельность. Не анализирует исходных условий, ориентируется на случайные, внешние признаки, решает методом слепых проб и ошибок, то рекомендуется вначале проговаривать решения задач вслух, но постепенно проговаривание переводить во внутренний план действий. Можно опираться на самостоятельное составление рисунков, схем решения задач.

● Ребенку трудно запомнить с одного раза материал. Разбить запоминаемый материал на главные слова, смысловые единицы, установить логические связи. Вначале помочь ребенку составить план-схему запоминания, чтобы  в дальнейшем он самостоятельно её использовал.

● Не знает многих вещей, никогда не видел их, не слышал о них. Бедный словарный запас. Здесь поможет побуждение ребенка к чтению, обсуждение прочитанного. Важным является прием «делай как я», то есть когда родители сами много читают и рассказывают о прочитанном, то и дети поступают так же. Нужно всячески способствовать формированию интереса к новой информации, например, к пользованию словарями. Побуждать ребенка сочинять небольшие рассказы, записывая и оформляя их иллюстрациями.

● Давайте ребенку возможность для физической разрядки (игры- разрядки, физкультминутки, подвижные игры). Особенно это необходимо гиперактивным детям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Особенности адаптации пятиклассников"

Автор: Сухова Яна Геннадьевна

Дата: 07.10.2022

Номер свидетельства: 614542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«Особенности  адаптации пятиклассников»"
    ["seo_title"] => string(37) "osobiennostiadaptatsiipiatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "292185"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455247673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Материал для беседы с  родителями:  «Адаптация пятиклассников к средней школе». "
    ["seo_title"] => string(86) "matierial-dlia-biesiedy-s-roditieliami-adaptatsiia-piatiklassnikov-k-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "146241"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419141251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация "Особенности адаптации пятиклассников" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-osobiennosti-adaptatsii-piatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "185305"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426168368"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация " Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-adaptatsiia-piatiklassnikov-k-novym-usloviiam-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "177835"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424713164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Особенности адаптации пятиклассников"
    ["seo_title"] => string(38) "osobennosti_adaptatsii_piatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "562632"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604650916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства