Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения занятий по шахматам»
Кружок шахматы в школе дает дополнительное развитие для детей, отвлекает от учебной нагрузки, позволяет проявить свои способности , учит уверенности, самостоятельности. По моим наблюдениям дети, занимающиеся шахматами более организованнее, чем их сверстники, которые не занимаются.
В своей работе использую материалы И.В. Сухина, Н.И. Журавлева Шаг за шагом , различные задачники по шахматам. Все позиции, которые хотим рассмотреть на уроке, переношу в программу lichhess.org.За урок рассматриваем от 3 до 8 позиций, удобство работы в программе заключается в том, что нет необходимости расставлять и убирать фигуры на демонстрационной доске, тем самым экономится время. Все позиции представлены на интерактивной доске.
Для создания задач в программе выбираем на левой панели: Обучение-студия-мои студии- создать студию- название студии прописываем -начать-очистить доску ( либо начальное положение)- расставляем необходимую позицию.
Для работы на уроке детям необходимо выучить названия полей. С начальным звеном дети прописывают названия полей в тетради, часто повторяем на уроке. 40 % времени в начале года с детьми 1-2 классов проводим работу в тетрадях.
После изучения темы решаем задачи , оформляю задачи в скоросшиватели, решение записываем в тетради, в конце урока проверяю решения.
Также для мотивации провожу турниры по шахматам, конкурсы решения задач, победители получают грамоты.
В своей работе использую различные методы работы: объяснение материала, рассмотрим на примере темы Двойной удар
Начинаем с элементарной задачи, спрашиваю у учеников: Какой ход можно сделать?( Панель справа с ответами закрыта).Обычно сразу находят Ладья идет на с7.Это двойной удар, одна фигура спасается, вторая остается под боем. Двойной удар -грозное оружие в шахматах.
Следующая позиция:
Представим, что мы играем белыми, как бы вы сыграли? После некоторого раздумья ответ бывает такой:Убрать белую ладью, вопрос куда? В данном случае ладью на а8. Затем черная ладья рубит пешку и оказывается на одной линии с королем. Белая ладья с легкостью ходит на а7 ставит шах и сквозной двойной удар. Белые выиграли.
Здесь ход черных, они сходили конем на d3. Правильно ли это? Нет ,т.к. сейчас сходит ладья на а3 и сделает двойной удар на слона и коня.
Всего мы рассмотрим на уроке 8 позиций, затем ребята самостоятельно решают задания.
С начальным звеном начинаем знакомство с ладьи, т.к. ее ход легче всего запоминается. Сначала знакомимся с шахматной доской , где горизонтали, вертикали, диагонали. Чертим в тетради диаграмму 8*8 ( по клеткам), разукрашиваем черные поля , подписываем поля .
Следующую диаграмму чертим ( клетки не разукрашиваем) , находим поле , например е4 , пишем буку Л ( эта ладья) от нее проводим стрелки , влево, вправо , вниз .наверх. Таким образом показываем ход ладьи.
Затем проходим ход слона, до этого вспоминаем диагональ. На диаграмме показываем все черные диагонали.
Так проходим все фигуры.Для закрепления хода фигур,решаем задачи на доске 3*3 , например
Лб
Сб
Лч
Сч
ГдеЛб-белая ладья, Сб слон белый, Лч черная ладья, Сч-черный слон. Начинают белые. Так проигрывает со всеми фигурами.