kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Органы чувств" (внеурочное занятие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Урок-исследование, в ходе которого дети исследуют организм человека (свой и одноклассников) с помощью разных заданий и делают вывод о значимости каждого из органов чувств. В качестве дополнительного материала дети узнают о так называемом шестом чувстве. После открытия нового знания закрепляют изученный материал, дорисовывая картинки, выполняя тест.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Органы чувств" (внеурочное занятие)»



Внеурочное занятие по физической культуре

по теме «Органы чувств»



1 класс

Цели урока:

  • сформировать понятие «органы чувств»,

  • показать роль и специфику разных органов чувств,

  • воспитывать чувство ответственности за свой организм, здоровье;

Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблички, плакаты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).

Учитель:

Аристова Альбина Адольфовна

Оборудование:

1. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; заводная игрушка, резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин; грамзапись; стаканчики с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто водой без ароматизаторов; стаканы с соленой водой, сладкой, простой водой; рукавички, цветные карандаши.

2. На доске плакат с изображением фигуры человека; таблички с названием органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания04 табличка большого размера «органы чувств»; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот с высовывающимся язычком, уши, табличка со знаком вопроса, корзина с предметами;



Ход занятия:

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я занятие начну.

II. Постановка учебной задачи.

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

- Сегодня на урок к нам пришел очень странный человек. Что в нем странного?

- У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.

- А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (Так некрасиво)

Учитель вывешивает на доску слова «Глаза» (Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу.)

После ответа детей вывешиваются по очереди слова с написанными органами чувств.

- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы умерли, потому что не смогли бы дышать)

- язык, рот (Языком мы чувствуем еду на вкус. Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода)

- уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

-А что вы чувствуете, когда на улице мороз? – и прикрепляется на доску знак вопроса.

(Мы чувствуем холод)

III. Постановка проблемы.

- Ребята, что у всех этих частей общего?

- Можем ли мы назвать их одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»? Это органы.

- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют)

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека)

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши – это все части организма – его органы. Давайте приступим к исследованию. (Работа ведется в группах – на три общих стола).

1). Исследование органа зрения.

а). – Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе?

(выставляется на стол игрушка)

- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

б). – Продолжаем наше исследование (каждая группа получает задание, на каждый общий стол выдаются предметы для исследования)

Что общего и в чем различие предметов? (1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов: белый, красный, зеленый)

Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы (2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)

Рассмотри книги, журналы, может, успеешь почитать. (3-й – книги, журналы, репродукции картин)

- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? Дети вместе с учителем формируют выводы:

Глаза помогают нам видеть различные цвета. Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Учитель: Благодаря зрению, мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму. Величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира. После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т. е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Поправляю: глаз – это орган зрения (переворачиваю табличку с надписью «Орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

- Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

- При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз.

Обвести взглядом одну фигуру слева направо, затем другую фигуру справа налево.











  1. Исследование органа слуха.

Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! – В нашем классе тишина.

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны, чтобы слышать. Звоню в колокольчик. Комкаю лист бумаги. Дети слушают. Что вы услышали? Что помогло вам почувствовать, услышать это?

Речь людей, пение птиц, шум ветра – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган чего? Это орган слуха; переворачиваю табличку с надписью «Орган слуха».

  1. Исследование органа обоняния.

(учащимся выдаются стаканчики с ароматическими веществами – по одному на каждый общий стол)

- Закройте носы и попытайтесь определить, что в каком стаканчике находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают стаканчики.

(Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

- Откройте носики, понюхайте (показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества)

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

- Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.

- Кто сможет дать полное научное определение? (переворачиваю табличку с названием «Орган обоняния»)

- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Перемещаю рисунок носа с доски на изображение человека).

4. Исследование органа вкуса.

(раздаю 3 стакана с водой – соленой, сладкой, простой и каждому по ложке)

- Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

- Что помогло вам почувствовать вкус пищи?

- Дайте научное определение этому органу. (Язык – орган вкуса – переворачиваю табличку с названием «Орган вкуса»)

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.







Физкультурная пауза.

«Лягушки-подружки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт - привет!


Упражнения

Методические указания

  1. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны;

1-4 – сгибание и разгибание рук. Выполнять 2-4 раза. Темп медленный.

  1. И.п.: основная стойка, руки на пояс; 1-наклон вперед, прогнуться; 2- и.п. Выполнить 2-4 раза. Темп средний.

  2. И.п.: основная стойка; 1-3 – три шага на месте; 4-6 – три хлопка перед грудью. Выполнить 2-4 раза. Темп средний.

  3. И.п.: стойка ноги врозь, руки за спину, 1 – наклон влево, 2 – и.п.,

3 – наклон вправо; 4 – и.п. Повторять 4-6 раз. Темп средний.

  1. И.п.: о.с. Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони. Повторить 1 раз. Темп средний.

Следить за осанкой, локти не опускать.




При наклоне смотреть вперед.



При шагании на месте колени поднимать высоко.



При наклоне туловище не разворачивать, имитировать качание маятника.


Следить за осанкой; четко соединять ладони. Ноги и руки держать прямыми.



5.Исследование органа осязания.

Игра «Узнай, что в корзине».

- Попробуйте определить на ощупь какой-нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой (учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет).

(резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко, мандарин, теннисный мяч)

Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?

-А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

-Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

-Но ведь сначала вы воспользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

При помощи чего вы отгадали предметы?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания.

(переворачиваю табличку со словом «Орган осязания»)

Выводы: Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название. Посмотрите на доску (на левой стороне – это органы, а на правой стороне – это чувства). Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю таблицу «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»)





V. Первичное закрепление.

1. Дорисуй необходимые органы чувств:

-Помогите нашему человечку что-нибудь почувствовать, дорисуйте необходимые органы чувств.

2. Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы:

(каждый ученик получает карточки с тестом) Ответы:

  1. глаза 1. орган слуха 1-2

  2. уши 2. орган зрения 2-1

  3. нос 3. орган вкуса 3-5

  4. кожа 4. орган осязания 4-4

  5. рот, язык 5. орган обоняния 5-3

Взаимопроверка. Проверка по шаблону (лист с правильными ответами на доске)

VI. Итог урока.

-Что нового мы узнали?

-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом?

Выводы:

-Органы чувств – наши верные помощники.

-Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире.

-Они показывают нам разные признаки и свойства.

VII. Домашнее задание:

1. Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сестрами, друзьями. Проверьте свои знания на странице 55-56 учебника.

2. Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идет речь. Попробуйте узнать. Спросите у родителей или найдите в каких-либо источниках информации.





  1. слайд Презентация к уроку окружающего мира по теме «Органы чувств» 1 класс

  2. слайд Человек познаёт окружающий мир

  3. слайд Органы, с помощью которых человек воспринимает или «чувствует» окружающий мир, называются органами чувств.

  4. слайд Отгадайте! Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. Глаза – орган зрения. Большую часть (80%) информации об окружающем мире человек узнаёт через глаза.

  5. слайд Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

  1. слайд Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Берегите зрение!


  1. слайд Отгадайте загадку! У зверушки – на макушке. А у нас – ниже глаз. Уши – орган слуха. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.


  1. слайд Второй по важности орган чувств – ухо. Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

  1. слайд Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Берегите уши!

  1. слайд Отгадайте загадку! Между двух светил всередине я один. Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность организма чувствовать запахи. За многие века люди выделили 6 «основных» запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый запах гари.

  1. слайд Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.

  1. слайд Берегите обоняние! 1.Надо закаляться, беречь организм от простуды. 2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.


  1. слайд Отгадайте загадку! Всегда во рту, А не проглотишь. Язык – орган вкуса. Основных вкусов всего 4: сладкий, солёный, кислый горький. Но всем богатством оттенков вкуса мы обязаны обонянию.

  1. слайд Снаружи язык покрыт бесчисленны множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.


  1. слайд Отгадай загадку! Каждый человек, как в скафандр в неё одет. Кожа – орган осязания. Её чувствительность заключается в том, что мы распознаём предмет, к которому прикасаемся.

16

  1. слайд Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость. Берегите кожу! Не допускайте ожогов, обморожений!


  1. слайд «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. И все они имеют память.


  1. слайд Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Органы чувств" (внеурочное занятие)

Автор: Аристова Альбина Адольфовна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 298001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеурочная деятельность на тему "Символ России" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-simvol-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405703128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект внеурочного занятия на тему " Интонация""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "532623"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576677672"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Тропа здоровья». "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-zaniatiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-kursu-tropa-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "102689"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402545983"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Учебное занятие по литературному чтению  УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(85) "uchiebnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-garmoniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "118061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413026138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства