Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Раннее Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Одарённый ребёнок»
«Если что-то и спасет нас, то только дети:
именно они — творцы людей»
Мария Монтессори
В современном обществе человек должен уметь ориентироваться в информационном пространстве, находить, анализировать и представлять информацию. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования обновление школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетенций.
Сейчас все чаще говорят, что образование должно объединять исследовательскую, проектную деятельность, научно - техническое творчество учащихся. Его основными задачами считают развитие субъективной позиции учащихся, формирование научной картины мира, развитие навыка сознания и осуществления проектов, основание элементов научного метода познания приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивирование к профессиональному самоопределению, развитие навыков рефлексии собственной деятельности». [2]
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка иногда рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Дети приходят в школу учиться, а роль учителя – помочь им в этом. Развития творческой личности происходит при создании определённых педагогических условий, а также при организации такой деятельности учащихся, которая направлена на открытие чего-то нового. Учебно-научная, проектная и исследовательская деятельность – формы, наиболее используемые в организации самостоятельной деятельности учащихся. Участие ребёнка в разработке и реализации различных проектов развивает умение самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – это универсальное средство их воспитания и развития. В процессе общения происходит осознание своих возможностей и способностей. Сформированные при подготовке и защите личностные качества переносятся детьми и на другие сферы деятельности, становятся качествами молодого человека. [3]
Исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научных работ: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практического овладения ими, сбор материала , его анализ и обобщение , собственные выводы . [7]
Согласно идее модернизации образования, главным является личностно - ориентированный подход. Учитель, как правило, выступает
в роли научного руководителя, является соавтором совместного исследования. Поэтому для обеспечения благоприятного развития исследовательской потребности необходимы:
создание климата доверия к ребёнку;
максимальное развитие его уверенности в себе;
обеспечение связи умственной деятельности с положительными эмоциям.
В организации исследовательской деятельности учащихся можно выделить следующие направления:
проектная и исследовательская работа, выполняемая в учебном процессе;
организационно-массовые мероприятия;
проектная и исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от проектной и исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы. [6]
На наш взгляд одной из особенностей воспитательно - образовательного процесса для одарённых учащихся является тесная связь между деятельностью обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях, применяя при этом проектную и исследовательскую деятельность.
Для российского образования исследовательское обучение
( англоязычный аналог – «explorer education») вызвало принципиально новое к жизни обстоятельство. Исследовательское обучение основано на биологически преопределённой потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Главное отличие исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский и творческий характер. [5]
Интеграция основного и дополнительного образования как необходимое условие для формировании творчески одарённой личности даёт сегодня конкретные результаты. Основной вид деятельности – проектирование.
Условиями успешной организации работы с одарёнными детьми необходимо выделить следующие фундаментальные условия:
1) Специальная высокопрофессиональная подготовка. Очень важны личностные качества педагога. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого - пример для подражания. А взаимодействие педагога и одарённого ребёнка будет эффективным лишь в том случае, если их совместные действия побуждаются сходными мотивами.
2) Создание мотивирующей учебно - исследовательской среды, способствующей самореализации одарённой личности. Должна существовать среда, а не отдельные, мало связанные между собой мероприятия.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это: учитель вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету; учитель закладывающий основы мастерства отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель выводящий на высокопрофессиональный уровень. Сочетание в одном человеке особенностей обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон чрезвычайно редко. Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных: они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение углубленный анализ проблем оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. [8]
В отличие от традиционных методов обучения современное образование имеет дело с динамично меняющейся системой знаний и представлений об окружающем мире. Исследовательская работа даёт возможность учащимся подготовиться к дальнейшей жизни, развить и реализовать себя, способствует формированию ключевых компетентностей: «Главная специфика исследовательской деятельности в том, что при её реализации происходит как обработка эффективных мыслительных операций, навыков целеполагания, планирования, рефлексии, так и обретение учащимися норм, ценностей и традиций, исследовательской деятельности, как части культуры современной цивилизации» [4]
Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители не имеющие никаких интересов кроме «хлебных» вряд ли могут воспитать одаренного ребенка вряд ли раскроют все возможности его дарования) тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому чтобы иметь дело с одаренными детьми многие заболевания особенно так называемые психосоматические у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.
И конечно одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки - не только психологии и педагогики это очевидно, но и генетики и эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных»).И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники, но прежде всего, нужно признание самого факта, что они есть и что они другие, не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность – это не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. [8]
Литература
1. М.И. Балагурова, Профильная школа, №4 2009 стр.29
2. М.Б.Зыков, Н.В.Сабинина, «Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве. Воспитание школьников , 6, 2012
3. И.В. Каменская Реализация системы поисково-исследовательской деятельности обучающихся Одарённый ребёнок , №5 2009
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся, Профильная школа №2, 2011
5. А.И.Савенков «Эффективная организация исследовательского обучения школьников», Народное образование №6, 2011 стр.173
6. И.А.Рогова, И.И.Кашко Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях профильного обучения Профильная школа 2, 2011.
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся http://researcher.ru/