Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка "Теннис"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом школы
Протокол № ____
от «_____»_____________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ П.И. Новиков
«____»____________ 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ТЕННИС».
на 2014-2015 учебный год
Составил: Монастырев Е.Ф.,
руководитель физ.воспитания
Чумаково
2014г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Воспитанников секции необходимо распределить по возрасту, общефизической и спортивной подготовленности. Количество занимающихся в группах 6 человек. Возраст воспитанников 7-15 лет.
Занятия рассчитаны на 3 года обучения с последовательным углублением теоретических знаний и развитием практических умений, навыков. Программа годичного курса обучения составлена из расчета 76 занятий (периодичность - 2 часа в неделю).
Поставленные цели: формирование и развития организма, стимуляция физиологических процессов и повышение работоспособности организма.
Занятия в спортивной секции должны основываться на общефизической подготовке. Большое место в подготовке игроков уделяется воспитанию волевых качеств, совершенствованию психологических показателей, необходимых для успешной игры.
В основу физической подготовки игроков должен быть включён комплекс нормативов. Подготовка и сдача норм комплекса ведется в процессе учебно-тренировочных занятий.
В процессе теоретических и практических занятий, воспитанники также получают знания и навыки, необходимые при организации о проведении соревнований.
На занятиях формируется: ответственность перед коллективом, добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение к старшим, организованность и дисциплина.
Результат на выходе: всесторонняя физическая подготовка, укрепление здоровья, развитие игровых качеств и способностей, волевая подготовка, овладение основами техники и тактики игры, повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических основ игры, участие в соревнованиях, выполнение нормативов. Таким образом, крепкое физическое воспитание в рамках дополнительного образования совместно с уроками физической культуры решает задачи:
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
повышение физической активности органов и систем организма школьников;
повышение физической и умственной работоспособности;
освоение основ двигательных навыков и умений.
Программа с 2012-2013 учебного года реализуется в МКОУ Чумаковской школе-интернате.
Изучение теоретического материала программы проводится в начале занятий в форме 5-10 минутных бесед, согласно плану.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике. Также рекомендуется индивидуальное домашнее задание по технике владения мячом.
Большое значение отводится по физической подготовке, направленной на развитие физических способностей организма. Выделяется общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических возможностей, специальная развитие качеств и функциональных возможностей.
Содержание программы.
Физическая культура и спорт в России. Всестороннее развитие, личности — обязательное условие воспитания человека. Массового развитие физической культуры.
Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Этапы развития игры в стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие в соревнованиях. Настольный теннис за рубежом.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Особенности строения кровеносной системы в разном возрасте человека.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Благоприятное влияние постепенности повышения нагрузки и повторности упражнений на повышение функциональных возможностей организма детей.
Гигиена и режим дня спортсменов. Значение режима дня в тренировке, средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры, изученных в 1-2 год. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе с различным направлением мяча.
Практические занятия. Сочетание сложных подач атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов «восьмеркой» (по прямой и по диагонали). Удар справа «топ-спин» против «подрезки», то же, против длинной подачи «подрезкой». Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита «свечкой» с верхним вращением мяча. То же, с вращением мяча вверх и в сторону. Подачи: а) «подрезкой» мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; б) с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении; в) чередование и выполнение серий различных по вращениям мяча подач. Отражение сложных подач ударами «накат», «подрезка», «подставка» и «топ-спин». Удары: слева против «подставок», «подрезок» и контрударов с различными вращениями мяча; справа против «подставок», «подрезок» и контрударов с различным вращением; сильный завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола; г) игра ударами «контр-топ-спин» (перекручивание) справа и слева по диагоналям, по прямой из ближней и средней зон с выходом вперед;) тренировка тактических вариантов игры: атака на своей подаче; атака на подаче противника; атака с перехватом инициативы; атака с сильного удара противника.
Игры (на счет — двумя мячами): «подставкой» против «подставки» только ударами «накат» слева против защиты «подрезками» по углам; то же, справа; легкими «накатами» слева и справа не игровой рукой; в «крутиловку» строем. Для проверки уровня технической подготовки применяются нормативы, приводимые в пояснительной записке. Тактика одиночной игры с противника-1ми, защитниками, нападающими, комбинационными игрокам. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных зонах.
Методика обучения.Соблюдение принципа последовательности в обучении — от простого к сложному, от основного к второстепенному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Ведущее значение психологических показателей для повышения спортивных результатов.
Практические занятия. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение урока, работа над исправлением ошибок.
Оборудование, инвентарь и уход за ними.Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий ракетки. Профилактический уход за ракетками. Оформление залов наглядных пособий.
Психологическая подготовка. Значение подготовки, средства воспитания психических качеств и способностей и контроль уровня их развития. Психорегулирующая тренировка.
Практические занятия. Воспитание воли, целеустремленности, упорства, выполнение заданий тренера, настройка на соревнования.
Правила игры, соревнования и их организация.Ознакомление с особенностями правил игры, требования к организации и проведению соревнований по настольному теннису. Система проведения соревнований, форма и требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры.
Общая и специальная физическая подготовка. Для всестороннего физического развития занимающихся применяются средства и виды игр и эстафеты, , но при этом увеличивается объем и интенсивность занятий. Специальные упражнения здесь используются шире, чем в группе новичков.
Практические занятия. Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 мин, за 2 мин, за 3 мин, за 12 мин; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3 и 12 мин; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» — на количество повторений за 30с; имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 с, за 1 мин, за 3 мин; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 с, 1 мин, 1 3 мин; прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку] (30—40 см) на количество повторений за 30 с, за 1 мин; имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка») за 3 мин; игра на двух столах на счет; имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетам на кисть руки) на количество повторений за 1 мин, 2 мин, 3 мин.
Контрольные испытания. Общая и специальная подготовленность занимающихся проверяются 2 раза в год по контрольным нормативам, приведенным в пояснительной записке.
Практика инструктора-общественника. Вопросы организации мест занятий, самодельный инвентарь. Обучение занимающихся основам техники игры, проведение тренировочных занятий, организация и проведение соревнований по настольному теннису.
Практические занятия. Проведение учебных занятий, организация и проведение соревнований, составление планов одного и нескольких занятий.
Соревнования.Тренировочные и контрольные игры на счет. Одиночные и парные игры, командные соревнования. Игры с выбыванием после первого (второго) поражения. Круговая система проведения игр. Участие в соревнованиях.
II. Учебный план
2-й год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Физическая культура и спорт в России.
1
1
-
2
История развитие настольного тенниса в России и за рубежом
1
1
-
3
Краткие сведения о строении и функциях организма человека
2
2
-
4
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
1
1
-
5
Гигиена и режим спортсмена
1
1
-
6
Основы техники и тактики игры
1
1
-
7
Методика обучения
25
2
23
8
Оборудование и инвентарь
1
1
-
9
Участие в соревнованиях (согласно плану спортивных мероприятий)
15
1
14
10
Психологическая подготовка
1
1
-
11
Правила игры, организация соревнований
3
1
2
12
Общая и специальная физ. подготовка
24
-
24
13
Контроль подготовленности обучающихся
1
-
1
14
Практика инструктора общественника
1
-
1
15
Итого:
76 ч
13
63
III. Медицинский контроль.
Контроль над состоянием здоровья спортсменов осуществляет медицинский персонал. Медицинское обследование спортсмены проходят один раз в год. Медицинское обследование включает:
- анамнез;
- врачебное освидетельствование для определения уровня физического
развития и биологического созревания
- электрокардиографическое исследование клинический анализ крови и мочи;
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
IV. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации рабочей программы используются:
- спортивный зал
- спортивный инвентарь:
- секундомер электронный
- скамейка гимнастическая
- скакалки
- мячи теннисные
- мячи набивные
- теннисные столы
- учебно-методическая литература по настольному теннису
V. Литература
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 (Д) «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.декабря 2006 г. № 06-1844 (По состоянию на 23 января 2008 года).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 14, пункт 5)
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 08.08.2003 г. № 470)
Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004год.
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 1982год.
Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 1979год.
О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,1995год.
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Календарно-тематическое планирование по теннису
2 год обучения
Количество часов: 2 часа в неделю.
Педагог: Монастырев Е.Ф.
2014/2015уч.г
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Дата
1
Физическая культура и спорт в России.
1
История развитие настольного тенниса в России и за рубежом
1
Краткие сведения о строении и функциях организма человека
2
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
1
Гигиена и режим спортсмена
1
Основы техники и тактики игры
1
Методика обучения
25
1-3
И. П. (стойки): правосторонняя, нейтральная (основная), левосторонняя