kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа детского объединения «Юный художник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе программы изобразительной студии «Юный художник» автор Жежеря Л является адаптированной по уровню освоения.

Направленность программы – художественная.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях  объединения. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве в общении с другими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа детского объединения «Юный художник» »

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9»


ПРИНЯТО Утверждена

На заседании директором МКОУ СОШ № 9 Методического совета __________________________

МКОУ СОШ № 9

г. Дзержинска приказ______от____________

протокол №______

от_______________








Образовательная программа

детского объединения

«Юный художник»


для детей в возрасте от 7 до 10 лет




Срок реализации программы: 2 года.



Автор: Корнилова С. Г.

Учитель ИЗО

Первая квалификационная категория










г.Дзержинск

Нижегородская обл

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы изобразительной студии «Юный художник» автор Жежеря Л является адаптированной по уровню освоения.

Направленность программы – художественная.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве в общении с другими.

Условия реализации

Программа  рассчитана на работу с детьми  7-10 лет и состоит из следующих этапов:

  •  ознакомительный 1год обучения 7-8лет;

  • развивающий, 2 года обучения 9-10 лет;

Программа предусматривает 72 часа учебно – воспитательного процесса.

Срок реализации прграммы – 2 года , режим занятий 1 раз в неделю.

Занятия проводятся в группах 7 лет – 25 минут , 8 – 10 лет – 45 минут.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем  с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

 Цель данной программы:

раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке.

 Задачи:

Учебная:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

  2. Знакомить детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательная:

1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Развивающая:

1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

2 .Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.

 Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  

2) По характеру познавательной деятельности:

3) По степени самостоятельности:

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации вни­мания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Данная программа рассчитана на два года обучения.

В первый год обучения   занятия в группе проходят 1 раза в неделю по одному часу -  36 часов в год. В группу первого года принимаются все поступающие. Условия набора не производится.

В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования  и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших  курс обучения первого года.

Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный  (воспроизводящий);

- иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).

 В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.  Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия,  где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

 Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет  делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально  и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом.  Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять,  и завершать оценку. Программные материалы  подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы  являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются  электронные наглядные материалы.

Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.

 Содержание программного материала отражает опыт  и интересы автора программы.

 Программа.

Ознакомительный этап:  7 – 8 лет. ( первый год обучения)

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 –8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

 Разделы программы.

   Раздел



Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 Радужный мир

25


6,75


18,25


2.

Чудеса из бумаги

8

2.5

5.5

3.

 Выставки, экскурсии, рисование на воздухе,

Конкурсы, фестивали

3

1.75

1.25

 

                                         Итого:

36

12

24

  Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 8 лет  ( первый год обучения).

1. Радужный мир

Теоретическая часть.

- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.



Календарно-тематический план первого года обучения.


 №

   Тема



 Общее

кол-во

часов

Всего часов

Оборуд

Дата


Раздел 1. Радужный мир

26





1.

«Знакомство с королевой Кисточкой».


1

Диск

Кисти,краски



2.

«Что могут краски.»

1

Таблицы

карандаш



3.

«Радуга над лужайкой».

 

1

Таблицы

Акварель, кисти



4.

« Разноцветные шарики».

 

1

Таблицы

карандаш



5.

« Осень. Листопад».

 

1

Таблицы

Акварель, кисти



6.

« Грустный дождик».

1

Таблицы

Акварель, кисти



7.

 «Узоры снежинок».


1

Таблицы

карандаш



8.

« Зимний лес».

1

Таблицы

Акварель, кисти



9.

« К нам едет Дед Мороз».

2

Таблицы

Акварель, кисти



10.

 « Снежная птица зимы».

 

2

Таблицы

Гуашь, кисти



11.

« Дом снежной птицы».


1

Таблицы

Гуашь, кисти



12.

 « Ёлочка – красавица».

2

Таблицы

Гуашь, кисти



13.

«Кто живёт под снегом».

1

Таблицы

Гуашь, кисти



14

 « Золотая рыбка».

 

2

Таблицы

Гуашь, кисти



15.

« Весёлый поезд».

1

Таблицы

Гуашь, кисти



16.

 « Моя мама».

2

Таблицы

Гуашь, кисти



17.

«Волшебная птица весны».

1

Таблицы

Гуашь, кисти



18.

« Цветы и бабочки».

2

Таблицы

Гуашь, кисти


 Раздел 2. Чудеса из бумаги


7




1.

 Знакомство с помощниками: ножницами, клеем и кистью.

  1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей


2.

 Коврик для котика.

 

 

1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей


3

 Пёрышки для сказочной птицы

 

1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей



4.

Бабочки.

  1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей



5.

 Сказочные домики.

 

1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей


6.


 Смешные человечки.

 

1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей


7.

Твой забавный клоун

 

 

1

Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей


Раздел 3. Выставки, экскурсии,

рисование на воздухе

3




1

.Экскурсия на выставку в ДДТ.

1



2

Рисование на воздухе с натуры.

1

Карандаш,

пастель


3

Подготовка выставки работ.

1



Итого: 36 часов






 Учебно-тематический план первого года обучения.

    Тема

 Общее

кол-во

часов

Всего часов

Теорет.

занятия

Практ.

Занятия


Раздел 1 Радужный мир

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок- игра.  Условия безопасной работы.  (Введение в образовательную программу.)

 

1


1


0,5


0,5

2.

 «Что могут краски.» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.

Смешение красок.

 

1


1


0,5


0,5

3.

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приёма: проведение непрерывных красочных линий.

 

1


1


0,25


0,75

4.

« Разноцветные шарики». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

 

1


1


0,25


0,75

5.

« Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Ход работы:  от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Просмотр картин великих художников об осени.

 




2





2





0,5





1,5

6.

 « Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

 

1


1


0,25


0,75

7.

 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

 

1


1


0,25


0.75

8.

« Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

 

1


1


0,25


0,75

9.

« К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

 

2


2


0,5


1,5

10.

« Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

 

2


2


0,5


1,5

11.

« Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

 

1


1


0,25


0,75

12.

 « Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

 

2


2


0,5


1,5

13.

«Кто живёт под снегом». Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

 

1


1


1


--

14.

 « Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.





2



0,5


1,5

15.

« Весёлый поезд». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поём.

 

1


1


0,25


0,75

16.

« Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ.

 

2


2


0,5




1,5

17.

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

 

1


1


0,25


0,75

18.

« Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

 

2


2


0,5


1,5


Итого:

26

26

7,75

18,25

Раздел 2. Чудеса из бумаги

1

Знакомство с помощниками: ножницами, клеем и кистью.

1

1

1

--


2

Коврик для котика. Орнамент в квадрате.

1

1

0,25

0,75


3

Пёрышки для сказочной птицы


1

1

0,25

0,75

4

Бабочки. Аппликация.

1

1

0,25

0,75

5


Сказочные домики. Коллективная работа.

1

1

0,25

0,75

6


Смешные человечки. Выклейка аппликации из геометрических фигур.

1

1

0,25

0,75

7


Твой забавный клоун

1

1

0,25

0,75


Итого:

7

7

2,5

4,5



Раздел 3. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

1

.Экскурсия на выставку в ДДТ.

1

1

1

--

2

Рисование на воздухе с натуры.

1

1

0,25

0,75

3

Подготовка выставки работ.

1

1

0,5

0,5


Итого:

3

3

1,75

1,25



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения:

Раздел 1. Радужный мир.

Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена..

Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. «Радуга над лужайкой», « Разноцветные шарики»., « Осень. Листопад».


Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют»

.

Праздник тёплых и холодных цветов. Серо-чёрный мир красок.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», « Грустный дождик»., «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Волшебная линия. Точка. Пятно.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Форма. Контраст форм.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Симметрия. Стилизация.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

- одновременное рисование двумя руками сразу;

- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица»,

Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Раздел 2. Чудеса из бумаги.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Работа с рваной бумагой.

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

Работа с мятой бумагой.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».

Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).


 Развивающий этап. 9 – 10 лет.( второй  года  обучения).

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразится.

 Разделы программы.

темы

количесво часов

1.

 Основы художественной грамоты.

20

2.

Графика.

13

3.

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия.

3

 

                                                                           Итого:

36

 Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 9 лет. ( второй года обучения).

  1. 1.     Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

-Основы рисунка. Роль рисунка  в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия»,

« уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.


  2.Графика.

 Теоретическая часть. 

- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.

- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

- Гравюра на картоне.

- Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.

- Связь с рисунком, композицией, живописью.


Календарно-тематический план второго года обучения.


 №

   Тема



 Общее

кол-во

часов

Всего часов

Оборуд

Дата


Раздел 1. Основы художественной

грамоты.

20





1.

Вводное занятие.


1

Диск

Кисти,краски



2.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.

1

Таблицы

карандаш



3.

Натюрморт из трёх предметов.

 

1

Таблицы

Акварель, кисти



4.

Рисующий свет.

 

1

Таблицы

карандаш



5.

Холодные цвета.

 

1

Таблицы

Акварель, кисти



6.

Теплые цвета


1

Таблицы

Акварель, кисти



7.

«Осенние листья».


1

Таблицы

карандаш



8.

Природная форма – лист. 


1

Таблицы

Акварель, кисти



9.

Натюрморт.


2

Таблицы

Акварель, кисти



10.

 « Дворец Снежной королевы».

 

2

Таблицы

Гуашь, кисти



11.

Портрет Снегурочки.


2

Таблицы

Гуашь, кисти



12.

«Цветы весны».


2

Таблицы

Гуашь, кисти



13.

« Прогулка по весеннему саду».


2

Таблицы

Гуашь, кисти



14.

Аттестационная творческая работа.


2

Таблицы

Гуашь, кисти


 Раздел 2. Графика


13




1.

Вводное занятие, введение в тему.

 

  1

Диск,Таблицы

карандаш


2.

 «Листья и веточки».

 

 

2

Таблицы

карандаш


3

 « Осенние листья»

 

1

Таблицы

пастель


4.

«Натюрморт»

 

2

Таблицы

пастель


5.

« Город»

 

 

2

Таблицы

карандаш


6.

« Терема»

 

 

1

Таблицы

Карандаш

фломастеры


7.

«Поздравление.»

 

 

1

Таблицы

фломастеры


8.

 «Открытка «

 

 

1

Таблицы

фломастеры


9.

 Творческая аттестационная работа.

 

 

2

Таблицы

Карандаш

фломастеры


Раздел 3. Выставки, экскурсии,

рисование на воздухе

3




1

.Экскурсия на выставку в ДДТ.

1



2

Рисование на воздухе с натуры.

1

Карандаш,

пастель


3

Подготовка выставки работ.

1






Календарно-тематический план второго года обучения.


 №

   Тема



 Общее

кол-во

часов

всего часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия


Раздел 1. Основы художественной грамоты.


1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

  1

1

1

--


2.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

 

1

1

0.25

0.75




3.

Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

 

1

 

1

0.25


 

0.75


4.

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

 

1

 

1

 

0.25



 

0.75




5.

Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

 

1

 

1

 

0.25


 

0.75


6.

Теплые цвета. Стихия- огонь.  Акварель. рисование по методу ассоциаций.

1

1

0.25

0.75


7.

Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

  1

1

0.25

0.75


8.

Природная форма – лист.  Тоновая растяжка цвета, акварель.

  1

1

0.25

0,75


9.

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

  2

2

0.5

1.5


10.

 « Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

 

2

 

2

 

0.5

 

1.5


11.

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

2

2

0.5

1.5


12.

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

  2

2

0.5

1.5


13.

« Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

  2

2

0.5

1.5


14.

Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

  2

2

_

2



 

         Всего часов


  20

20

  5, 25

  14,75

 Раздел 2. Графика


1.

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

 

 

1

 

1

 

_

2.

 «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

 

 

2

 

0.5

 

1.5

3

 « Осенние листья» -  композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. « Живая» линия – тушь, перо.

 

 

1

 

0.25

 

0.75

4.

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

 

 

2

 

0.5

 

  1.5

5.

« Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

 

 

2

 

0.5

 

1.5

6.

« Терема».  Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

 

 

1

 

0.25

 

0.75

7.

 Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

 

 

1

 

0.25

 

0.75

8.

 Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

 

 

1

 

0.25

 

0.75

9.

 Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

 

 

2

 

--

 

2

 

                          Всего часов

 

13

  3,5

  9,5



Раздел 3. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

1

.Экскурсия на выставку в ДДТ.

1

1

1

--

2

Рисование на воздухе с натуры.

1

1

0,25

0,75

3

Подготовка выставки работ.

1

1

0,5

0,5


Итого:

3

3

1,75

1,25


Теоретическая часть.


- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

-  Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

- Композиция. Основные правила композиции:

а) объединение по однородным признакам;

б) соблюдение закона ограничения;

в) основа живой и статичной композиции;

г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.

( Линией, пластикой, « Законом сцены».)

- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Второй год обучения:

Раздел 1. Основы художественной грамоты.

Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Особенности второго года обучения. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Основы цветоведения.

Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Азбука рисования.

Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц».

. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».


Раздел 2. Графика

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе»,

Итоговое занятие.

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

 Прогнозируемые результаты.

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

- названия основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- материалы и технические приёмы оформления;

- названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

- моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами.

Обучаемые   второго  года обучения

Должны знать:

-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

- основы графики;

- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

-проявлять творчество в  создании работ.





Дидактические материалы к программе

«Юный художник»


Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Природные формы»


«Азбука рисования»

Наброски

Рисунок:

зарисовки трав, цветов;

силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»


«Линия и образ»

Рисунок:

линейный рисунок с натуры, по памяти;

объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»


«Цветовой круг»


«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

цветовая гамма осени;

дары природы;

холодная гамма зимы;

танец контрастных цветов;

царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Наглядные пособия


Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»


«Композиционный центр»


«Статика, движение в композиции»

Композиция:

космические дали;

праздник в городе;

любимая сказка;

цирк;

зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

5

Наглядные пособия


Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

деревянное кружево;

ковер из снежинок;

гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия



Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

рисуем пером птиц, растения;

рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;

рисуем палочкой и цветной тушью;

рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;

рисуем углем деревья;

рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия


Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»


«Поэтапная работа над натюрмортом»


«Формы и строение предметов»


«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»

Натюрморт:

натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);

натюрморт из геометрических фигур;

натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Конструирование из бумаги:

бумажные «вырезанки»;

объемная аппликация;

сувенирные открытки;

карнавальные маски

Визуальная форма объяснения материала

9

Наглядные пособия


Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»


«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

портрет мамы;

автопортрет с другом;

спортивные игры;

веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие


Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»


«Различные формы деревьев»


«Образ дерева»

Пейзаж:

этюды деревьев с натуры;

зарисовки природных мотивов;

живописные этюды неба на состояние;

тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания


Методическая литература

 

1.Герчук  Ю.Я.  «Что такое орнамент?»-М.,1998г.

2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке.»-М.,1985г.

3.Маслов Н.Я. «Пленэр.»-М.,1989г.

4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель.» (рабочая тетрадь) М.,2003г.

5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.» -М.,1987г.

6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна»-М.,1994г.

7.Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.

8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.» М.,1983г.

9. «Основы декоративного искусства в школе.» Под ред. Б.В. Нешумова,

Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.

10. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство».

Сост. В.С.Кузин.

11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.

12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.

13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.

14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка».  Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.

16. Хворостов А.С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.

17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.






  Методические рекомендации.

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

- где работают художники;

- основные жанры живописи;

- наш вернисаж;

- богатства земли Русской;

- техника безопасности;

- как прекрасен этот мир;

- информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа детского объединения «Юный художник»

Автор: Корнилова Светлана Геннадьевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование продуктивной компетенции через участие учащихся в кружковой деятельности."
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniieproduktivnoikompietientsiichieriezuchastiieuchashchikhsiavkruzhkovoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "265789"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450024037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства