kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Некоторые проблемы в воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы в воспитании. Адаптация ребенка в ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые проблемы в воспитании детей»

Консультация родителей по проблемным вопросам воспитания развития детей


Некоторые проблемы воспитания ребенка


Одной из типичных проблем раннего возраста является чрезмерная зависимость ребенка от матери (или замещающего ее близкого взросло­го). Ребенок чувствует себя спокойно только в присутствии матери, бо­ится расставаться с ней даже на короткое время. Малыш не способен заниматься чем-либо самостоятельно, если мамы нет рядом, пугается незнакомых людей и не вступает с ними в общение.

Особенно остро проблема расставания ребенка с матерью встает, ко­гда она выходит на работу или при поступлении малыша в ясли.

Привязанность ребенка к матери начинает формироваться еще в пер­вом полугодии жизни, складывается к концу года и особенно ярко про­является на втором году жизни. Привязанность является важнейшим новообразованием младенческого возраста, обеспечивающим ребенку определенную безопасность при исследовании окружающего предметно­го мира. Взаимоотношения с матерью становятся прообразом всех после­дующих межличностных отношений. Привязанность ребенка к матери может существенно различаться в зависимости от ее поведения. Чувстви­тельные, отзывчивые, личностно ориентированные матери создают усло­вия для формирования у ребенка надежной привязанности, чувства без­опасности и доверия к миру. Поэтому ребенка не пугает недолгое отсутствие матери, у него есть уверенность в том, что ему ничего не* угро­жает, а в случае необходимости кто-нибудь придет на помощь.

Неотзывчивые матери, больше ориентированные на уход за ребен­ком, чем на его психологические потребности, или матери, мало вовле­ченные в воспитание ребенка, проявляющие то энтузиазм, то холод­ность во взаимоотношениях с ним, способствуют формированию ненадежной привязанности у малыша. Такой тип привязанности не обеспечивает необходимый уровень защищенности и базового доверия ребенка к миру. Ненадежная привязанность в поведении малыша часто проявляется в его чрезмерной зависимости от матери.

В крайних случаях у детей, родители которых пренебрегают своими родительскими обязанностями, жестоко обращаются с ними или у не­умелых, робких родителях может сформироваться патологический тип привязанности. В поведении ребенка искажения привязанности прояв­ляются в чрезмерной пугливости или навязчивости по отношению к незнакомым людям.

Еще одной существенной причиной боязни расставания с матерью является опыт переживания ребенком разлуки с ней в младенческом возрасте. Многочисленные исследования показали, что даже краткосроч­ная разлука с матерью, начиная с шестимесячного возраста, может вызвать у малыша сильный стресс.

Для ребенка характерны три стадии негативных переживаний, возникающих в ответ на разлуку с матерью: протест, отчаяние, отстранение. На стадии протеста ребенок может кричать, плакать, отказываться контактировать с теми, кто хочет его успокоить и уте­шить. Через несколько часов или дней после разлуки протест сменя­ется отчаянием. Ребенок уходит в себя и становится тихим, печаль­ным, активность его снижается. На третьей стадии при возвращении матери малыш демонстрирует отстраненность и равнодушие. Впос­ледствии ребенок будет проявлять повышенную зависимость от ма­тери, настороженность и тревогу в связи с возможной новой разлу­кой с ней.

Причиной чрезмерной зависимости от матери может быть и осо­бая социальная ситуация развития на первом году жизни. Так, мла­денцы, которых воспитывала исключительно мать (или лицо ее заме­няющее), как правило, проявляют сильную боязнь незнакомцев и сепарационную тревогу (тревогу, связанную с возможностью быть разлученным с тем, кто считается необходимым для выживания). Малыш бурно реагирует на расставание с тем близким взрослым, ко­торый постоянно находится рядом с ним, спит в одной комнате, час­то носит на руках. И наоборот, если о ребенке с момента рождения за­ботится много людей, он будет относиться к незнакомцам и разлуке с матерью гораздо менее тревожно.

Ребенок может чувствовать себя незащищенным и проявлять зави­симое поведение и в случае неблагополучной семейной ситуации. На­пример, если какие-то неблагоприятные события вызывают у матери постоянное беспокойство, тревогу, она часто плачет в присутствии ре­бенка, то он, в свою очередь, начинает чутко реагировать на ее состоя­ние, сопереживать ей, сильно тревожиться, не понимая причин проис­ходящего. Он может воспринимать тревогу матери как угрозу своей безопасности. Для того чтобы чувствовать себя защищенным, малыш будет стараться постоянно находиться рядом с матерью, не отпуская ее ни на минуту.

Итак, психологические причины чрезмерно зависимого поведения следующие:

• противоречивое поведение матери, переходы от демонстрации люб­ви к проявлению холодности по отношению к ребенку;

• повышенная тревожность матери, проявление негативных пере­живаний в присутствии ребенка;

• опыт травматических переживаний разлуки с матерью;

• участие в воспитании ребенка исключительно матери (или заме­щающего ее лица).

Самостоятельность и инициативность — яркие черты личности ре­бенка. Но для многих родителей они представляют серьезную пробле­му. В раннем возрасте дети активно познают окружающий мир, овладе­вают культурно-специфическими способами действий с предметами. Освоение ребенком предметных действий требует участия взрослого. В этот период проявления детской активности и инициативы могут стать настоящим испытанием для родителей. Малышу все интересно, он «везде лезет», «все хватает», стремится повторить действия взросло­го и требует, чтобы ему дали то, что вовсе для него не предназначается. Понятно, что в подобной ситуации взрослый старается ограничить ак­тивность ребенка, использует словесный запрет или физически удер­живает малыша, не позволяя ему «добраться» до желаемого предмета. Все это вызывает у малыша бурный протест. Поводом обращения за консультацией к специалисту становится невозможность справиться с ребенком. Родителей беспокоят вопросы о том, как направлять поведе­ние ребенка, что разрешать, а что — нет, как вести себя, если он продол­жает настаивать, несмотря на все уговоры взрослых.

При решении этих проблем следует исходить из того, что познание предметного мира в раннем возрасте является главным условием пси­хического развития ребенка. В процессе действий с предметами челове­ческой культуры малыш обучается новым культурно-специфическим способам действия, совершенствуется его зрительное восприятие, раз­вивается внимание, память, наглядно-действенное мышление, закла­дываются основы наглядно-образного мышления (формируется спо­собность не только выполнять, но и представлять действие). Ребенок получает возможность чувствовать себя субъектом деятельности, фор­мируется его представление о своих возможностях и способностях, раз­вивается образ Я. Когда вы ограничиваете познавательную активность и инициативу ребенка (убираете вещи в недоступное для него место, за­прещаете какие-либо действия), вы тем самым препятствуете его разви­тию. Важно помнить, что свобода действий сама по себе мало что дает малышу. Только с вашей помощью ребенок может открыть назначение предметов и освоить способы их употребления. Поэтому позволять ма­лышу обследовать предметы, которыми пользуется взрослый, лучше в вашем присутствии и при вашем участии. В таком случае ситуация бу­дет безопасной и управляемой, а малыш сможет получить новый опыт познания окружающего мира.

Родители могут блокировать активность и инициативность ребенка и в том случае, когда они очень заняты и не имеют времени заниматься его воспитанием. В этом случае можно наблюдать, как малыш старает­ся привлечь внимание родителей, обращается к ним за помощью, но не получает ответа на свою инициативу. При этом ребенок, скорее всего, вынесет из своего раннего опыта общения со взрослым установку, что попытки привлечь внимание других бесполезны, а его действия ничего не значат для окружающих. В результате он может прекратить попытки добиваться ответа взрослых, станет пассивным и безынициативным. Так начинает формироваться «выученная беспомощность».

Нередко у детей можно наблюдать и феномен «отрицательного при­влечения внимания». В этом случае родители далеко не всегда положи­тельно отвечают на проявления инициативы и просьбы ребенка и нега­тивно реагируют на его проступки. Малыш начинает использовать свое «плохое поведение» как инструмент для привлечения внимания окру­жающих. Подобная модель поведения может закрепиться в качестве своеобразного средства общения и воздействия на других людей.

Родители, которые выбрали в качестве стратегии воспитания невме­шательство и предоставление ребенку свободы действий, также сталки­ваются с рядом проблем. Эти родители по существу лишают малыша всякого руководства (то есть не выполняют свою воспитательную функцию).

Руководство ребенком, планирование и организация его деятельно­сти, ответственность за принятие решений — все это ваши обязаннос­ти, которые нельзя перекладывать на ребенка. Свобода нужна только в тех случаях, когда она служит цели его развития.

Таким образом, выделяют следующие причины ограничения самос­тоятельности и инициативы ребенка родителями:

• непонимание задач и специфики возрастного развития;

• неумение организовывать сотрудничество и совместную деятель­ность с ребенком;

• ориентация в воспитании на ценности «послушания», а не раз­витие личности ребенка;

• низкий уровень родительской компетентности;

• неправильная воспитательная стратегия.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает развитию у него творческой активности и самостоятельности. Они лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Такие родители практикуют либеральный стиль воспитания и практически не руково­дят ребенком и не направляют его поведение, так что малыш не знает, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.

В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно и ответственно, как маленький взрос­лый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляют ему самостоятельности. У малыша начинает склады­ваться представление о том, что любая его инициатива будет встречена порицанием и запрещением со стороны родителей. У ребенка начинает формироваться «выученная беспомощность».

Родители не должны забывать о том, что своим поведением они по­могают ребенку понять, как их поступки влияют на окружающих. Ма­лышам необходима обратная связь, чтобы научиться учитывать потреб­ности и чувства других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!») или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно се­стричке»). Иногда нельзя обойтись и без прямого запрещения («Не тро­гай ножницы, это опасно, порежешь руку!»). При этом следует по­мнить, что основным объектом критики должен быть поступок ребенка, а не он сам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Некоторые проблемы в воспитании детей

Автор: Чанчикова Евгения Райнгольдовна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Патриотическое воспитание детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(38) "patrioticheskoe_vospitanie_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "565072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606819141"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "«Воспитание детей в семье» "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitaniie-dietiei-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "223396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437644756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(81) "konsultatsiiadliavospitatielieigiendiernoievospitaniiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "270106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450993893"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства