kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи в учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным  выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и  жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

   С помощью многосторонних межпредметных связей  не только на   качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому  межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся  в  учебных заведениях СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи в учебной деятельности. »

Межпредметные связи в учебной деятельности.

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным  выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и  жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей  не только на   качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому  межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся  в  учебных заведениях СПО.

      Интерес к проблеме межпредметных связей   не случаен:  современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития  наук - их интеграции и дифференциации.   Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих  представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.

Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают обучающихся к овладению  в совершенстве любой профессией. 

       Для того чтобы общеобразовательные  и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны  носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения  профессиональными навыками, профессиональным опытом.       

       Определять профессиональную направленность  общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов  материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет способствовать воспитанию у обучающихся ценностного  отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности  мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.

       Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и, прежде всего, содержание пред выпускной производственной практики. Это даст возможность  обучающимся в дальнейшем быстро адаптироваться  в производственных условиях. Таким образом, требование научно-технического прогресса привели к необходимости расширения  профиля  подготовки рабочих  в  учебных заведениях СПО, а это, в свою очередь, выдвинуло задачи  целенаправленного изучения различных предметов, соединения знаний в единую систему, организации обучения на основе органической взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования.

Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста.

Обучающиеся старших курсов за короткий семестровый период получают большой объём знаний и информаций по ранее незнакомым спецдисциплинам. При этом им необходимо сконцентрировать и объединить разнообразные знания, умения, навыки теоретического, лабораторного и практического курса.  Всё это обучающимися должно восприниматься как единый взаимосвязанный комплекс.

Обучаемый должен соотносить знания, полученные в аудитории, по различным спецдисциплинам, и устанавливать связь между ними, что самостоятельно обучающемуся сделать достаточно трудно.

 Понятие и классификация  межпредметных связей.

  Прежде, чем приступить к рассмотрению этих направлений реализации межпредметных связей в процессе обучения, было бы целесообразно определить содержание  самого понятия «межпредметные связи».  Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что на современном этапе развития педагогической науки и практики нет  единого толкования этого понятия. Это очевидно связано с тем, что оно относится к общедидактическим понятиям.

Психологи рассматривают это понятие опираясь на  специфику своего предмета, дидакты и методисты определяют «межпредметные связи» либо как дидактическое условие, либо как принцип дидактики, физиологи трактуют его исходя из физиологических процессов в организме человека, и т.д.

О. А. Яворук в монографии «Теория и практика интегративных курсов» вводит понятие дидактики межпредметных связей, что значительно углубляет содержание этого понятия.

Исходя из анализа данных подходов, которые, по нашему мнению, не определяют полностью сущность межпредметных связей, а лишь отражают часть данной проблемы мы считаем, что межпредметные связи - общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:

-  межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления)  ;

-  межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей  (на уровне дидактического условия).

-  межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в прцессе формирования диалектического мировозрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса).

- межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д.,  так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими  в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа).

-  межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии).

Проведенные нами исследования показали, что в основе системы  профессиональной подготовки будущего специалиста  должен лежать дидактический принцип межпредметных связей с его нормативными и сущностными  функциями и психологический принцип единства сознания, личности и деятельности, впервые введенный в дидактику А.В. Петровым.

Исходя из всего вышесказанного, мы вводим в дидактику следующее определение межпредметных связей.

В широком   смысле слова:

-  Межпредметные связи  есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации  учебного материала, формирующий у  учащихся общенаучные  (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком ( предметном) смысле слова

-  Межпредметные связи  есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Следует подчеркнуть, что в самом определении принципа межпредметных связей уже заложено понятие системности, так как его нормативные функции составляют динамичную систему управления развитием концептуального стиля мышления обучающихся, т.е. целостного видения мира, через методически обоснованное интегральное использование учебных и научных дисциплин, позволяющее охватить все стороны изучаемого предмета, явления или процесса, все его связи и отношения с явлениями окружающего мира.

Особое значение приобретают межпредметные связи в системе  профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными,    общепрофессиональными и специальными дисциплинами.        

Можно выделить три  модели межпредметных связей:

1)общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;

2)общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;

3)спецдисциплины – спецдисциплины.

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных  и спецдисциплин развивает кругозор,    глубину мышления,    способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

       При установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:
       1. Исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;
       2. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

       3. Объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;
       4. Содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных дисциплин;
       5. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

      Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Межпредметные связи в учебной деятельности.

Автор: Тимкин Владимир Петрович

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "mezhpredmetnaia_sviaz_v_organizatsii_vneurochnoi_raboty_prepodavateliami_spetsia"
    ["file_id"] => string(6) "524896"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572437042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства