kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика организации и проведения экскурсий на производство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Производственные или учебные экскурсии  - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

Экскурсия служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения экскурсий на производство»

Методика организации и проведения экскурсий на производство

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?
Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?
Каково место ПЭ в учебном процессе?
Кто проводит экскурсию?
Какими могут быть ПЭ?
Что должно предварять экскурсию?
Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?

Производственные или учебные экскурсии - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

Экскурсия служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.

Экскурсии на производство рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.

Основная цель экскурсии на производство- расширение политехнического образования учащихся. Она помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?

Мы можем познакомиться с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

На экускурсии мы видим, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?

Особо полезны экскурсии на предприятия местного значени. Они могут проводиться

  • на предприятия в целом,

  • в отдельные цехи,

  • к отдельным техническим объектам.

Большой познавательный интерес вызывают у учащихся экскурсии в лабораторию предприя ООО “Коелгамрамор” , где учащиеся встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах учащихся практическую значимость.

Каково место ПЭ в учебном процессе?

Возможны экскурсии, предваряющие изучение темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению учителя).

Кто проводит экскурсию?

Обычно это ведущий специалист предприятия. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие и педагог школы.

Какими могут быть ПЭ?

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на

  • ознакомительные (обзорные),

  • тематические,

  • профессиографические,

  • комплексные.

Выбор того или иного типа экскурсий зависит

  • от возраста экскурсантов,

  • от содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе,

  • от потребности школы в дополнении уроков наглядной демонстрацией,

  • от уровней контактов школы и предприятия,

  • от потребности предприятия в кадрах и его возможностей.

Что представляет собой ознакомительная экскурсия?

Обзорные экскурсии проводятся для учащихся 6-8 классов. Основные цели таких экскурсий: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.

Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Комментарии у объектов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность обзорной экскурсии не должна превышать 45 минут.

Тематическая экскурсия (ТЭ) является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала.

Как правило, они имеют направленный характер. Например, при изучении слесарного дела на уроках технологии учитель должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника или слесаря-инструментальщика.

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с главным инженером предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся могут (по усмотрению учителя) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.

Тематические экскурсии могут быть полезны учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.

Профессиографическая экскурсия предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.

Такие экскупсии необходимо предварять профконсультацией, на основе которой школьная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь ослабления внимания.

В ходе такой экскурсии можно применять следующую схему анализа профессии:

  1. Общие сведения о профессии
    История возникновения, социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективы развития, ее связь с другими профессиями.

  2. Характеристика процесса труда
    Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда.

  3. Санитарно-гигиенические условия
    Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

  4. Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека
    Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.

  5. Требования к профессиональной подготовке
    Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе.
    ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

Комплексная экскурсия ориентирована главным образом на учащихся школ своего поселения. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Что должно предварять экскурсию?

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.

Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Учитель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются.

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и школа. Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии,

  • составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей школы, цели экскурсии;

  • составляет маршруты для разных типов экскурсий, согласовывает их с отделом техники безопасности;

  • готовит специалистов для проведения экскурсииэкскурсоводов.

Школа, в лице учителя-предметника или педагога в качестве классного руководителя,

  • разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;

  • уточняет цель экскурсии;

  • представляет список учащихся (если его требует предприятие);

  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;

  • вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.

Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил техники безопасности.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

  1. При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.

  2. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.

  3. Входите в цех только через двери для прохода людей.

  4. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.

  5. Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.

  6. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.

  7. Не смотрите на пламя сварки ( если в цехе будут вестись такие работы).

  8. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.

  9. Самостоятельно не нажимайте на кнопки.

  10. Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:

  1. Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.

  2. Экскурсовод должен знать:

    • цели и задачи экскурсии;

    • общий уровень подготовки и направленности учащихся;

    • методику показа объектов по маршруту;

    • историю и перспективы развития предприятия;

    • взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;

    • общие моменты технологии изготовления изделий.

  1. Экскурсовод должен отразить:

    • значение той или иной операции в технологическом процессе;

    • важность заинтересованного, творческого отношения к труду;

    • влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.

  1. В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.

  2. В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

  3. Экскурсовод ведет группу, находясь впереди.

  4. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.

  5. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий.

  6. При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?

  1. Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).

  2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.

  3. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).

  4. Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.

  5. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

В заключение можно сказать следующее: умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи школьных предметов с жизнью, техникой, производством.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методика организации и проведения экскурсий на производство

Автор: Барчук Ирина Владимировна

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-v-dieiatiel-nosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "167617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423122473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства