Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по исследовательской деятельности»
Методическое пособие для педагогов и обучающихся дополнительного образования по научно-исследователькой деятельности
Введение
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе.
Современный педагог-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность обучающихся. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать.
Поэтому в современных учреждениях дополнительного образования в контексте ФГОС и формировании универсальных учебных действий, приемам организации исследовательской деятельности обучающихся должно уделяться особое внимание.
Работа педагога в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность обучающихся, даст ожидаемые результаты. Ребенок, вооруженный научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить ее, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой ребенок сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
Предлагаемое методическое пособие ставит своей целью помочь педагогам дополнительного образования формировать представление об особенностях работы с обучающимися по организации научно-исследовательской деятельности, ее структуре: выбор темы, постановке цели, задач, определению источниковой базы, основам оформления и защиты работ, как одной из форм развития познавательной активности обучающихся.
В условиях дополнительного образования нет жестких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, объединений, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо представить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Обучающемуся необходимо обладать определенными ключевыми компетенциями:
Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основной научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия.
Умение критически осмысливать материал, представленный в источнике, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
Умение четко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.
Да и педагог тоже должен обладать профессиональными компетенциями:
Педагог должен сам быть творческой личностью
Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
Должен прогнозировать перспективу собственной деятельности обучающегося
Должен налаживать деловые формы общения с обучающимися, диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.
Для того чтобы создать условия для исследовательской деятельности с обучающимися необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и технологические ресурсы, организационное обеспечение. Разные проекты требуют разное обеспечение. Исследовательская деятельность обучающихся пробуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность во многом определяет успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Это пособие предназначено для педагогов и обучающихся, желающих заняться исследовательской деятельностью.
Оно состоит из трех частей.
Первая, вводная, рассказывает об исследовательской деятельности, знакомит со структурой исследования.
Вторая, посвящена тем этапам исследования, на которых владение специальными умениями особенно важно и на которых делается наибольшее количество ошибок – выбору темы, постановке цели, задач, определению источниковой базы исследования и работе с литературой.
Третья часть призвана помочь обучающимся при защите исследовательской работы.
Конечно, небольшая методическая разработка не может заменить специальных пособий по определенной тематике. Речь идет скорее о том, чтобы помочь с самого начала взять правильное направление в работе.
Часть I.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся
Что такое исследовательская деятельность?
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
В первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Так, мы можем взять микроскоп или лупу и рассмотреть снежинку, и окажется, что снег совсем не такой, каким мы видим его в повседневной жизни, а именно, через лупу мы увидим уже не кучу снега, а множество уникальных искрящихся снежинок. Мы можем понаблюдать за домашним питомцем, проанализировать полученную информацию и выявить неизвестные нам ранее закономерности в его поведении. Мы можем провести опрос детей и узнать то, что даже не могли предположить ранее. Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной деятельности, которая предполагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем.
Исследование с точки зрения обучающихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследование с точки зрения педагога – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся, а именно учить:
Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
Целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;
Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
Представление результатов своей деятельности и хода работы;
Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
Практическому применению полученных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;
Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Часть II.
Основные этапы создания научной работы.
Исследовательская работа предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Постановка проблемы, формулирование темы;
Целеполагание, выдвижение гипотез;
Ознакомление с литературой по данной проблематике;
Выбор оптимальных методов исследования;
Сбор собственного материала, его анализ;
Обобщение, выводы;
Защита работы.
Выбор темы.
Это, наверное, самая сложная и самая ответственная часть работы. Конечно, и удачная тема может быть испорчена плохим ее раскрытием, но и неудачная может быть раскрыта хорошо.
Приблизительно процесс определения темы можно описать так: читая литературу по интересующей вас проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы освещается авторами слабее, чем другие, или затрагивается только вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знаний, и поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы вплотную подойдете к формулировке собственной темы.
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в 3 основные группы:
Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
Теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Как выбрать тему исследования?
Для того чтобы начать исследование, необходимо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит — найти проблему? Как выявлять проблемы? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы — учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют:
Вопросы в помощь при выборе темы для обучающихся Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратитесь к педагогам, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Предлагаем еще один вариант выбора интересной темы, с точки зрения обучающегося:
1. Анализ вариантов. Берем листочек и ручку. Листочек разделяем пополам. Одна половина у нас будет положительная, вторая – отрицательная. И начинаем анализ.
1.1. Анализ своих работ. Каждый писал уже какие-то рефераты, доклады, эссе. Просматриваем каждую свою работу. Если работа кажется интересной пишем на положительную сторону листочка название этой работы. Если кажется скучной и неинтересной – на отрицательную.
1.2. Анализ существующих тем и проектов. Можно опросить своих друзей, руководителя, которые могут помочь и перечислить темы. Соответственно, заинтересовавшие тебя темы выписываем на положительную часть листочка, неинтересные – на отрицательную. Потому что любую из старых тем можно продолжить, доработать или рассмотреть в новом ключе.
1.3. Анализ открытий. Трансгуманизм, геронтология, нано и биотехнологии... и так далее. Это не обязательно должны быть открытия, это может быть просто что-то модное и новое.
1.4. Анализ нового в Интернете. Блоги, web2.0, вебинары, социальные сети… Все интересное – на листочек в плюсы. И про минусы не забываем!
1.5. Можем придумать, что еще проанализировать и выписать. Ведь чем больше вариантов рассмотрим – тем лучше.
2. Анализ списка, который получился. На листочке оба списка уже должны быть большими. Теперь надо разобраться, как и что из этого выбрать.
2.1. Отрицательная часть листочка. Пересматриваем. Потому что в этой скучной части могло все-таки оказаться что-то интересное. Вычеркиваем то, что делать не будешь.
2.2. Положительная часть. Придется долго и хорошо поработать. Отобрать самое интересные и не очень, то есть расставить приоритеты по темам и выбрать десятку лучших.
3. Работа с выбранными темами.
3.1. Обдумываем (смотрим в Интернете, к примеру), какие темы самые актуальные и востребованные. Отмечаем их.
3.2. Из самых актуальных выбираем те, которые ближе всего к твоим интересам.
3.3. Примерно обдумываем, как эти темы будут полезны школе, центру и, конечно же, лично тебе в будущем.
4. Выбор лучшего. Таким образом, получилось около пяти лучших тем. Им тоже расставляем приоритеты. И идем советоваться со своим руководителем.
5. Сохранение. Листочек с плюсами и минусами не выкидывай. Из него (конкретно – из минусов) ты еще можешь почерпнуть, что в твоем проекте делать не стоит и какие темы не затрагивать (они ведь тебе не интересны!).
Главное, не бойся придумывать, открывать что-то новое. И не бойся советоваться. Тогда ты уж точно сможешь найти для себя самую интересную работу. Удачи!
Правила выбора темы для педагогов:
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы исследования:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении у старшего дошкольника не высока, ограничена она и у младшего школьника.
Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:
Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Учимся выдвигать гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы?
Как рождаются гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берется проблема? В исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др.
В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?».
Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер?).
Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они подают таким образом сигналы внеземным цивилизациям».
Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться их вырабатывать, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.
1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…».
Приведем еще несколько упражнений:
2. Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу.
3. Найдите возможную причину события:
Дети стали больше играть во дворах;
Миша стал совсем серьезным;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
Автомобиль одиноко стоял на дороге;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
4. Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
5. Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и придумайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.
Поиск и предложение возможных вариантов решения. Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, «эмпирических» приобретает черты «фантастической».
Сбор материала. Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы.
Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.
Например, ребенок выбрал тему исследования – «черепахи». Где можно взять информацию о черепахах. Берем карточки и последовательно раскладываем их на столе:
Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности.
Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).
Посмотрим справочники и книги по биологии.
Посмотрим специальные телепередачи.
Можно обратиться к компьютеру.
Можно понаблюдать.
Можно провести эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, её отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение и др.).
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это создаёт прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками.
В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям и др. Эти справочники и энциклопедии, как правило, в полной мере годятся на роль таких пособий.
Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно.
Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. В этом случае необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.
Процесс фиксации информации– обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.
Заготовим листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить по крайней мере до окончания работы.
Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Как проанализировать полученное. Как затем обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Подумать об этом надо обязательно. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем будете вы сами, одноклассники и близкие вам люди.
Подготовка проекта. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот вопрос также нуждается в индивидуальном рассмотрении.
Результатом исследовательской работы в нашем исследовании чаще всего становилось «сообщение», «доклад». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.
Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». Публикой могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, и бабушки, и дедушки.
В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
О результате
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, познавательной активности, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.
Иначе говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками, макет, проект, отчет и тому подобное. Второй – самый важный – назовем его педагогическим.
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Определение источниковой базы.
Принято считать, что источниковую базу исследователь определяет непосредственно после выбора темы. Но на практике чаще именно тема избирается с учетом того, что имеется в наличии. Не слишком хорошо, если исследование задумывается исходя из принципа «что бы можно было написать на основании этого источника (или комплекса источников)». Именно так появляются работы «ни о чем», «написанные, чтобы написать». Но еще хуже, когда исследователь, уже потратив много времени и сил, вдруг выясняет, что важнейшие источники, без которых его тема не может быть решена, недостижимы. Тема должна появиться исходя из знакомства с литературой, но с учетом доступности источников.
Какие бывают источники?
Письменные (публикации, сборники, периодическая литература, документы личного происхождения: переписка, мемуары, дневники, и т.д.);
Устные (воспоминания очевидцев);
Статистические;
Изобразительные;
Справочные издания;
и другие.
Список литературы по ходу работы растет как дерево, когда от каждой ветки – прочитанной книги – отходят несколько веточек поменьше. В тот момент, когда этот рост остановится – вновь прочитанные авторы будут ссылаться только на уже известных вам – вы можете считать себя знатоком данной темы.
Часть III.
Что нравится и что не нравится экспертам при оценке исследовательских работ обучающихся.
В данной части использованы материалы статьи Данильцева Г.Л., эксперта Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского, это позволит педагогам и обучающимся пересмотреть и переосмыслить свои работы с точки зрения эксперта.
1. Экспертиза письменных работ
Первое и самое важное при оценке письменной работы – это ее содержание. Очень важно, чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали цели и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранным материалами.
С этой точки зрения очень приятно читать хорошо структурированные работы, авторы которых используют корректный научный язык.
К сожалению, авторы далеко не всегда уделяют внимание структурированности работы. В работе должно быть введение, в котором содержится постановка проблемы, цель, задачи, описание района и сроков проведения исследований, литературный обзор и другое. После этого следует раздел методика сбора и обработки материалов. Даже в том случае, когда обучающийся использует стандартную методику, необходимо ее полное описание. Это связанно с тем, что по описанию методики эксперт может составить мнение о том, насколько квалифицированно обчающийся овладел методикой. После описания методики следует раздел полученные результаты, в котором приводятся все собранные результаты и материалы исследования. Иногда в этом же разделе производится обсуждение полученных результатов, которое можно вынести в отдельный раздел, в котором производится сопоставление фактов и выдвигаются рабочие гипотезы. В заключении работы необходимо представить раздел выводы или предположения (заключения) которые можно сделать на основании произведенных исследований. Необходимо представлять себе, что работа не обязательно должна иметь выделенные рубрики, и совсем вредно, когда в работе все описанные выше разделы начинаются с новой страницы, однако, логика изложения должна быть примерно такая.
Относительно корректности исследований следует понимать, что очень редко обучащийся, в силу объективных причин, действительно могут собрать достаточно материала для того, чтобы сделать далекоидущие выводы. В таком случае гораздо ценнее то, что обучающийся честно определит степень достоверности своей информации. Хуже бывает, например, когда производят определение распространенных и сходных видов птиц с дистанции 1,5 километра с помощью маломощного бинокля и на основании этого пытаются делать окончательные выводы.
В учебно-исследовательских работах недопустимо использование литературного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей изложения материала. Довольно часто обучающиеся используют личностный подход к подаче материала, в научном языке это принято только в том случае, когда это делает очень большой ученый, внесший огромный самостоятельный вклад в науку. В работе обучающегося, как правило, имеет место большой вклад научного руководителя (мы отнюдь не имеем в виду, что научный руководитель принимает участие в написании текста). Более того, большая часть работ пишется учащимися в соавторстве, в таком случае мы рекомендуем вместо местоимения «я» применять местоимение «мы».
Второеи тоже немаловажное при оценке письменной работы – это ее соответствие формальным требованиям конкурса.
Экспертов очень радует, когда количество материала точно соответствует требованиям Положения, это облегчает их работу, а главное не вызывает чувство огорчения, когда хорошая работа не может быть допущена к публикации по формальному признаку.
Эксперту бывает обидно за обучающегося, если хорошая работа не может принять участие в конкурсе или опубликована только потому, что автор сделал работу слишком большой или слишком маленькой. Если в положении указанно до пяти страниц текста и до трех страниц приложений, то уж нужно постараться не только уложиться в эти рамки, но и не сильно занизить представляемые объемы.
Необходимо разделять три основных типа работ, представляемых на конкурсы:
- работа (доклад, статья) в которой материал можно изложить достаточно полно;
- тезисы (обычно 1-2 страницы) в которых материал излагается кратко в первую очередь за счет удаления списка литературы и очень краткого введения и описания методики;
- аннотация (резюме), в которых не приводится собственно материалов, а приводятся основные данные о работе и краткие выводы.
Бывает так же очень обидно за учащегося, когда представляется на конкурс работа, которая не соответствует ему по формам изложения или тематике, наиболее распространенной ошибкой является представление на исследовательский конкурс реферативных или литературных трудов, и наоборот.
2. Представление устного доклада
Апогеем любой конференции является представление устных докладов на секционных заседаниях. В устном докладе обучающемуся необходимо не только знать свой материал, но суметь его донести до коллег. Огромную роль в этом играют некоторые артистические (декламационные) навыки обучающегося и хорошая подготовка доклада.
Текст устного доклада должен готовиться отдельно и не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм, которые на сей раз, должны легко читаться из аудиторных рядов. Очень важно, чтобы докладчик по ходу работы обращал внимание аудитории на упоминающиеся по тексту значимые показатели.
Экспертам нравится, когда докладчик излагает свой материал громко, четко, доступно и в достаточном объеме. Доклад должен быть заранее отрепетирован, в том числе и с точки зрения соблюдения регламента. Лучше иметь небольшой запас времени (1-2 минуты), который потратится на волнение и т.д., чем не успеть изложить принципиально важную часть своего материала и быть остановленным по регламентным соображениям. В докладе можно частично сократить описание методики проведения исследований, а основное время потратить на обоснование выводов и собственно выводы.
На секционных заседаниях экспертам и аудитории не нравится ряд вещей:
- когда докладчик читает доклад, уткнувшись носом в страницу, – доклад надо докладывать, а не читать. Это не значит, что нельзя иметь под рукой шпаргалку в первую очередь для того, чтобы безошибочно оперировать цифрами, но при этом важно уметь ею пользоваться (так же недопустимо, когда докладчик говорит: «Сейчас, минуточку подождите. Где же это?!»);
- недопустимо изложение материала по одной работе двумя и более докладчиками. Во-первых, всегда один из авторов будет лучшим декламатором, чем другие; во-вторых, это расхолаживает и отвлекает публику; в-третьих, это начинает выглядеть не как доклад молодых или будущих ученых, а как пионерская речевка (в лучшем случае). Если у работы несколько авторов, что отнюдь никем не возбраняется, то пусть один из них докладывает материал, а другой (другие) показывают иллюстративные материалы. Отвечать на вопросы по докладу можно всем вместе;
- не менее, а скорее более важное значение на секционной части конференции приобретают вопросы, поэтому так же важно соблюдать вежливость и корректность по отношению к коллегам. Особенно неприятно выглядит, когда обучающийся, которому задавались вопросы из аудитории, после своего доклада пытается в агрессивной форме так же спрашивать у остальных участников сессии. Это замечание отнюдь не означает того, что вопросов от рядовых участников сессии не должно быть вообще. Нет, мы видим идеальным вариантом прохождения секции, когда эксперты вообще обходятся без вопросов со своей стороны, просто важно помнить о культурных взаимоотношениях с коллегами.