kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по проектной деятельности, как средство формирования ключевых компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа способствует обучению учащихся на уроках экономики, занятиях кружка и внеурочной учебной деятельности через проектирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проектной деятельности, как средство формирования ключевых компетенций»

«Методические рекомендации по проектной деятельности, как средство формирования ключевых компетенций».

.

Актуальность.

Одним из основных направлений развития профессионального образования является переход на новые образовательные стандарты. Новые требования к оценке качества образования предполагают введение мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетентностей и способностей.  Проектно-исследовательская  деятельность  является возможностью продемонстрировать компетентности и способности учащихся.

Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность студентов. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность студентов на уроках, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.

Поэтому в наше современное время приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Работа преподавателя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер.

Сегодня важно обеспечить современному молодому человеку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, необходимо раскрыть творческий потенциал учащегося, дать направляющий вектор его развития. Развить творческое, самостоятельное и активное мышление обучающегося, научить применять полученные знания на практике. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Формирование ключевых компетенций осваиваются лучше в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Актуальными вопросами для современной школы являются следующие:

1) как развить у студента потребность и способность искать новое?

2) как научить его видеть проблемы?

3) как научить конструировать гипотезы?

4) как научить наблюдать, экспериментировать?

5) как научить делать умозаключения и выводы?

6) как научить классифицировать?

7) как научить давать определения понятиям?

Изучение экономики (как и других учебных предметов) через организацию исследовательской деятельности помогает учащимся получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность - это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает учащихся навыками самообразования, формирует потребность саморазвития.

Таким образом, следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества - формирует конкурентоспособного выпускника техникума.

Цели и задачи.

Цели методической системы:

обучающая – обучение учащихся на уроках экономики, занятиях кружка и внеурочной учебной деятельности через проектирование;

развивающая – развитие мыслительных способностей, ключевых компетентностей обучающихся;

воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности, самостоятельности, коммуникабельности, толерантности, чувства гордости за свой техникум, район, край, родину.

Задачи:

- создать условия для успешной мотивации и привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

- организовать деятельность учащихся по разработке проектов на уроках экономики и во внеурочное время;

- создать ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу;

- практиковать презентацию и реализацию социально-значимых проектных работ;

- продолжать разработку методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Особенности содержания. 

Для формирования опыта исследовательской деятельности для  учащихся в дополнении к учебникам  разработаны  направления, по которым можно вести исследования,  задания для самостоятельной работы при изучении  нового материала, обобщения и систематизации.

Для организации учебной деятельности по выстраиванию новых знаний разработаны уроки  по темам «Основные фонды предприятия», «Виды бизнеса», «Акционерные общества. Расчет дивидендов по акциям», «Банки и банковская система», «Ценообразование на предприятии», «Экономические основы деятельности фирмы» и др.

Основные теоретические и методические идеи.

Основные компоненты системы работы:

  1. изучение метода проектов;

  2. использование элементов проектной деятельности на уроках экономики;

  3. организация и проведение исследовательской деятельности учащихся на занятии кружка и внеклассных мероприятиях;

  4. привлечение к работе НОУ учителей-предметников с целью создания проектов по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;

  5. использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;

  6. оценка результативности учебных проектов;

  7. подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях муниципального, регионального и федерального уровней;

Методы, формы, средства деятельности.

 Методы – метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Организация проектных уроков, которые включают в себя или целиком состоят из работы над проектом.

   Формы – самостоятельная работа студентов над проектным замыслом; групповое обсуждение; консультации учащихся, лекции, беседы, дискуссии, научно-практические конференции, занятия кружка «Вселенная по имени Экономика».

   Средства –компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия, Интернет, электронные наглядные пособия.

При планировании учебно-исследовательской деятельности нужно помнить о ее компонентах.

Компонент

Описание компонента

Рекомендации

1

1

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

 

3

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Цель указывает общее направление исследовательской деятельности. Это желаемый конечный результат, который может быть теоретико-познавательный или практическим, прикладным

4

Задачи

Задачи -  это выбор пути, средств для достижения цели исследования.

Задачи исследования уточняют цель, описывают основные шаги исследователя.

5

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, Экономический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет провести исследовательские эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...

6

6

Гипотезы

Это форма развития человеческого знания, которая представляет собой научно обоснованное предположение, объясняющее причины, свойства или взаимосвязи каких-либо явлений или событий природы и общества.

Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез-предположений о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае подтверждения она становится теорией, а если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

7

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование

 

8

Объект

Что исследуется

Это нечто целое, которое является фрагментом мира самого по себе, то есть существующего независимо от субъекта познаний и от наук, которые его изучают

9

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект

Это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определённых исторических условиях.

Условия реализации методической системы:

  1. На уроке - исследовании учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках следует использовать технологию проектного и проблемного обучения. В учебном процессе используются термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод, а также вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На уроке - исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках используют технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращается внимание студентов на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Результатом таких уроков является: повышение мотивации к предмету, студенты учатся элементам исследовательской деятельности, у них формируются элементы научного мышления, уроки имеют большое воспитательное значение.

2. Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор учащихся, ознакомить с различными областями науки, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Внеклассная работа дает возможности осуществить связь теории с практикой.

Во внеурочной работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая к дополнительному экономическому образованию максимальное количество учащихся.

Научность методической системы.

Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.

При организации занятий И.Д. на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности студентов и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.

Если есть вопрос – это начало исследования.

 Умение задавать вопрос - это и есть исследовательская деятельность.

Преподаватель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию, интересному решению проблемы.

Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения определённой темы.

Результаты исследований, которые проводятся группами студентов, реализуются в ходе урока.

Технологичность инструментария. 

Для реализации МС использую следующие технологии.

  1. личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

  2. здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

  3.  информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

  4. игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры студенты незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

  5. проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

  6. проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Опросы, проведенные среди студентов, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бутикова Юлия Николаевна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Методические рекомендации по проектной деятельности,как средство формирования ключевых компетенций"
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoproiektnoidieiatielnostikaksriedstvoformirovaniiakliuchievykhkompietientsii1"
    ["file_id"] => string(6) "334854"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466057395"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири "
    ["seo_title"] => string(53) "prirodno-tierritorial-nyi-komplieks-vostochnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "127681"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361601"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства