Методические рекомендации "Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе"
Методические рекомендации "Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе"
Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе" »
1.
Педагогическая диагностика
готовности детей к обучению в школе
и методические рекомендации
по преодолению выявленных трудностей
1. Сущность и задачи педагогической диагностики.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической готовности (т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка);
интеллектуальной готовности;
интеллектуальной готовностью.
Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для
2.
осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.
Каковы же предпосылки успешного овладения языковой и математической грамотности? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние пространственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухоречевой памяти, состояние словарного и грамматического строя речи, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных до- числовых представлений, овладение представлениями, лежащими в основе счета и самим счетом, представления об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Большое число общих компонентов, определяющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.
Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребенка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести дополнительную индивидуальную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л.С. Выготский, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т. е. способность к
3.
усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику.
Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель – научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.
2. Особенности проведения педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа:
■ Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах.
■ Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.
Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.
Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. приложение).
При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:
На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4.
Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
Работа начинается с краткого объяснения: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, не расстраивайтесь, оставьте это задание и сразу переходите к выполнению нового. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов «от себя» добавлять не нужно.
Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но, не отклоняясь от текста.
Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей (более 85%) закончили выполнение предыдущего.
На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: «Слушайте следующее задание».
Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).
Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 – 35 минут (с учетом 3 – 5 – минутной паузы).
Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас замечательно получается!»
Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятностную причину каждой ошибки.
Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребенка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребенка, не делали ему замечаний.
Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.
Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.
5.
Данные индивидуальной педагогической диагностики – результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи – необходимо сразу же заносить в протокол обследования.
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 – 25 минут.
В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1 классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.
2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1 классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.
Данные педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов и его развитии.
3. Диагностические методики, определяющие готовность детей к школьному обучению.
Первый этап – фронтальное обследование.
Задание 1.
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.
Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.
6.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию).
Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах.
Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру».
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура,
пропорции между элементами фигуры в основном
сохранены.
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
В случае если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок « - » в дополнение к баллу.
Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.
Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.
Возьмите зеленый карандаш и клеточку расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клеточки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из расчета общих 3 баллов. К неверным шагам относятся ошибки в направлении, счете, начале отсчета. В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится « - ».
Задание 3.
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.
7.
Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание».
«На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке». (Текс задачи можно повторить.)
«В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине». (Текс задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены, верно, обе задачи.
2 балла – одна задача выполнена, верно (нарисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), есть попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл – выполнена, верно, только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:
Текст задания: «Посмотрите на доску.
(Учитель чертит на доске треугольник.)
Я начертила треугольник. (Отмечает точку
внутри треугольника.) Я отметила точку
внутри треугольника. (Отмечает точку вне
треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок (указывает рисунок к заданию № 40). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.
Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата».
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено, верно.
2 балла – выполнено, верно 2 – 3 пункта задания.
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания.
0 баллов – задание не выполнено.
8.
Задание 5.
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники:
Примерно в середине один круг пустой.
Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания:
3 балла – сравнение проведено, верно.
0 баллов – сравнение проведено, неверно.
Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции «Если кругов больше, дорисуйте еще один круг». Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.
Задание 6.
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5 зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками – белка.
Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию № 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания:
3 балла – линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связи с характеристикой класса.
1 балл – линия проведена, неверно.
0 баллов – задание не выполнено (линия не проведена).
Задание 7.
Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: «Ann can play».
Текст задания: «Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же».
9.
Оценка выполнения задания:
3 балла – хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.
2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2 – 3 буквы.
1 балл – с образцом совпадают 2 – 3 буквы.
0 – баллов – каракули.
Задание 8.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Материал для выполнения задания: картинки: солнце, собака, зонт, самолет, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один лист бумаги, под каждой нарисован кружок.
Текст задания: «Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии есть звук [с]. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове «зонт» нет звука [с], поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – выделен звук только из позиции начала слов. Ошибочного выделения других звуков нет.
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] и [з]).
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] и [з], [с] и [ц], [с] и [ш] или полное непринятие задания.
На этом первый этап педагогической диагностики – групповое обследование – заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагностики – индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.
Литература:
«Чтобы не возникли трудности» - М.: Вентана - Граф, 2009 г.
«Готов ли ребенок к школе» - М.: Проект, 2008 г.
«Первый класс четырехлетней начальной школы» - г. Воркута, Наука, 2010 г.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Педагогическая диагностика
готовности детей к обучению в школе
(Методические рекомендации)
И.Ю. Макаренко
В.В. Лаврентьев
2010 г.
Обобщающее повторение курса математики
с помощью коллективных способов обучения
Коллективные способы обучения (КСО) можно использовать не только при ознакомлении и закреплении текущего изучаемого материала, но и при систематизации, повторении и обобщении знаний, умений и навыков, учащихся после прохождения темы, при завершении учебной четверти, полугодия или года.
Данная статья посвящена описанию использования некоторых КСО при повторении пройденного материала за весь курс математики IV класса.
Учащимся предварительно (можно в качестве домашнего задания) даются для обдумывания 18 – 20 вопросов, охватывающих всю систему знаний за четвертый год обучения, например:
Из каких разрядов состоит класс единиц? Сколько в нем всего единиц, всего десятков, всего сотен? Сколько в нем отдельных единиц?
Из каких разрядов состоит класс тысяч? Сколько в нем всего единиц, всего десятков, всего тысяч? Отдельных десятков?
Назовите единицы длины. Каково между ними соотношение?
Назови единицы массы. Каково между ними соотношение?
Назови единицы времени. Каково между ними соотношение?
Как найти расстояние, пройденное телом, зная скорость и время?
Как найти скорость движения тела, зная расстояние и время?
Как найти время движения тела, зная расстояние и скорость?
Как найти неизвестный множитель?
Как умножить однозначное число на многозначное?
Что такое квадратный сантиметр? Квадратный дециметр? Квадратный метр?
Как вычислить площадь прямоугольника?
Как найти длину прямоугольника, зная площадь и ширину? Как найти ширину прямоугольника, зная площадь и длину?
Как умножить число на произведение?
Как можно разделить число на произведение?
Как умножить число на сумму? Сумму на число?
Как найти дробь от числа? Число по его дроби?
Назови все месяцы года. Назови все месяцы, которые имеют 30 дней, 31 день…
В – 1 (М – 4)
1. Из чего состоит класс единиц?
2. Как найти скорость по расстоянию и времени?
3. Как можно умножить число на произведение?
4. Назови все месяцы, которые имеют 30 дней, 31 день.
К своим ответам подбери примеры.
В – 2 (М – 4)
1. Из чего состоит класс тысяч?
2. Как найти дробь от числа?
3. Как вычислить площадь прямоугольника?
4. Как умножить число на сумму?
К своим ответам подбери примеры.
В – 3 (М – 4)
1. Назовите единицы длины. Каково между ними соотношение?
2. Как найти неизвестный множитель?
3. Как найти расстояние по скорости и времени?
4. Назови единицы времени. Сколько в одной минуте секунд? Сколько минут в одном часе? Сколько часов в одних сутках?
К своим ответам подбери примеры.
В – 4 (М – 4)
1. Что такое квадратный сантиметр? Квадратный дециметр? Квадратный метр?
2. Как вычислить длину прямоугольника, если известна площадь и ширина? Как найти ширину прямоугольника по известной площади и длине?
3. Как умножить однозначное число на многозначное?
4. Как найти время движения предмета по известному расстоянию и скорости?
К своим ответам подбери примеры.
После сообщения темы урока и нацеливания, учащихся на систематизацию и обобщение изученного учитель проводит беседу по сформулированным выше вопросам, приводит примеры, предлагает учащимся уточнять, дополнять свои ответы. Далее учащимся раздаются карточки, в которых по четыре вопроса. Каждому ученику нужно проработать четыре карточки.
Учитель инструктирует работу учащихся в парах: «Сначала просмотрите свои карточки, в них четыре вопроса из тех, которые вы продумали дома и которые мы разобрали сейчас. Сосредоточьтесь и продумайте свои ответы».
В паре работа будет проходить так. Сначала ученик У-1 будет задавать вопросы своему партнеру, который должен ответить на вопросы и привести свои примеры. Если партнер – ученик У-2 затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему. После этого У-1 должен попросить У-2 повторить ответ. Когда все проблемы решены, вы поменяетесь ролями. Теперь ученик У-2 будет спрашивать, а ученик У-1 – отвечать.
На этом работа в паре не заканчивается. На каждой парте лежит одна на двоих дополнительная карточка Доп (В) – 1 (2, 3, 4). Таких карточек четыре.
Доп (В) - 1
1.) 18 (5 7) =
2.) 25 (9 4) =
3.) 17 (4 10) =
4.) 16 (9 5) =
Доп (В) - 2
8 (5 + 4) =
9 (7 + 3) =
Длина прямоугольника 5 дм, ширина 3 дм. Вычисли площадь.
Длина прямоугольника 7 см, ширина 5 см. Вычисли площадь.
Доп (В) - 3
1.) 257 см = … дм … см
2.) 1740 мм = … м … дм …см
3.) Пешеход был в пути 4 часа, двигаясь со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние он проехал?
4.) Мотоциклист ехал со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он проехал за это время?
Доп (В) - 4
1.) 5 17 =
2.) 3 29 =
3.) Пассажир проехал в автобусе 90 км. Скорость автобуса 45 км/ч. Сколько времени ехал пассажир?
4.) Расстояние от города до поселка 24 км. Сколько времени потребуется, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?
Каждый ученик из пары должен выполнить по два четных или нечетных задания. Например, ученик У – 1 выполняет первое и третье задания, а ученик У – 2 – второе и четвертое. После этого они вместе проверяют свою работу, а учитель оценивает ее.
Следует напомнить детям об уважительном и терпеливом отношении друг к другу. Учитель советует прочитать еще раз памятки обучаемого и обучающего:
Памятка обучаемого
Относится к своему партнеру с уважением.
Сумей выслушать своего партнера до конца.
Если что-то непонятно, задай вопрос.
Попробуй самостоятельно выполнить предложенное задание.
Если у товарища возникает вопрос, объясни непонятное еще раз.
Проконтролируй выполненное задание, вместе с товарищем разберите и исправьте ошибки.
После работы с карточками вида В – 1 и Доп (В) – 1 учащиеся либо меняют партнеров, т.е. образуют новые пары, либо, если ни одна из пар в классе не освободилась, берут у учителя еще одну карточку с заданиями вида Доп (В) – 1. Чем больше заданий дети выполнят, тем лучше.
Меняются парами, т.е. образовывают новую пару сменного состава, учащиеся самостоятельно. Им нужно поднять сигнальный кружок с номером своей карточки-вопросника. На каждом столе-парте лежат четыре сигнальных кружка с номерами карточек. Перед уходом к другому партнеру нужно поменяться вопросниками. И тогда ученики будут задавать вопросы, на которые только что отвечали.
Вторым этапом урока могут быть взаимные математические диктанты, проводимые с целью обобщения, закрепления письменного умножения и деления многозначные чисел. Учащимся раздаются карточки с примерами:
№ 1 В (д) – 4
1) 893 6 =
2) 4212 : 54 =
3) 463 216 =
№ 2 В (д) – 4
1) 48438 : 69 =
2) 309 85 =
3) 50075 : 25 =
№ 3 В (д) – 4
1) 5732 23 =
2) 127600 : 42 =
3) 1575 : 9 =
№ 4 В (д) – 4
1) 7520 39 =
2) 22680 : 54 =
3) 960 84 =
№ 5 В (д) – 4
1) 945 7 =
2) 95060 : 15 =
3) 714 323 =
№ 6 В (д) – 4
1) 12894 : 42 =
2) 3508 39 =
3) 278 314 =
Объем и сложность заданий в карточках учитель может изменять в соответствии с особенностями и уровнем подготовки учащихся.
Работая в паре, сначала один ученик будет диктовать второму задание, проверять его, оказывать помощь, а второй будет выполнять задание в тетради, потом учащиеся меняются ролями. Смена пар происходит с помощью механизма «елочка», который воспроизведен на доске или плакате. Проверяющие в конце листка с примерами ставят свои подписи: «Проверил Сидоров».