«Методическая рамка образовательной практики» |
Название образовательной практики | Внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс в рамках реализации образовательной программы «Творчество души» |
Номинация | Номинация художественной направленности «Хранители культурного наследия» |
Приоритетное направление | Сохранение культурного наследия: фольклор, ремесла, художественные промыслы, этнокультурные традиции народов России. |
Какая цель достигнута? | Сформированы представления обучающихся об историко-культурном наследии ЯНАО; бережное отношение к культурному наследию родного края и чувство патриотизма к малой родине; полученные знания и творческий опыт применен на практике при создании изделий декоративно-прикладного искусства |
Какие задачи решены? | Задачи: Обучающие: - сформированы представления о жизни и традициях коренных народов севера; - созданы условия для изучения оберегов коренных малочисленных народов севера; - созданы условия для изучения техник и алгоритмов изготовления изделий, даны основы технологической грамотности. Развивающие: - созданы условия для формирования умений в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии; - сформированы навыки выполнения последовательности действий на занятии и умений их оценивания; - сформированы умения выполнять задания по предложенному алгоритму. Воспитательные: - сформировано уважительное отношение к истории и культуре других народов через декоративно-прикладное искусство; - обеспечены условия для формирования эстетических потребностей, ценностей, чувств; - развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Какие дети по возрасту обучались? | 10 – 13 лет |
Какие категории обучающихся обучались? | Обучающиеся, демонстрирующие различные образовательные результаты |
На какие научно-педагогические и методические подходы опирались? | Реализация образовательной практики осуществлялась с опорой на системный подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, культурологический, а также этнопедагогический подход в педагогике. |
Какие нормы, традиции сохраняли? | В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей ненецкого народа и народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции. Приобщение к изучению быта, традиций, оберегов КМНС осуществлялось через адаптированный теоретический материал, разнообразные практические задания, воспитательные мероприятия, экскурсии и проектную деятельность. |
В чем новизна подхода в преподавании ДООП? | ДООП направлена на овладение основами творческой деятельности, на формирование художественно-эстетической оценки, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Дети могут применять полученные знания и творческий опыт в практической работе создавая изделия декоративно-прикладного искусства, также изделия, отражающие традиции и быт КМНС, непосредственно участвуя в художественно-эстетической организации среды. Также обучающиеся могут непосредственно окунуться в среду обитания и традиционного образа жизни КМНС, принимая участие в проектах «Аркториум», «ЧУМовое путешествие» |
Место и назначение образовательной практики в содержании и реализации вашей ДООП? | Образовательная практика «Внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс в рамках реализации образовательной программы «Творчество души» представлена в 4 разделе ДООП «Сувенирная продукция». Тематика раздела, а именно: знакомство с традиционным творчеством КМНС, основными элементами их украшений, видами орнамента и одежды; изготовление сувениров «Северянка», «Солнышко», «Северное сияние», «Олень», «Кукла Нухуко», «Совёнок»; изготовление оберегов «Капелька», «Источник жизни» направлена на формирование представления об историко-культурном наследии ЯНАО и бережного отношения к культурному наследию родного края. |
В чем новизна методик, технологий обучения и воспитания? | На занятиях по ДООП «Творчество души» используются формы и методы, позволяющие в полной мере донести до обучающихся, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры. Знакомство с предметами быта, ремеслами, декоративно-прикладным творчеством, танцевальной и песенной культурой происходит через просмотр видеофильмов, проведение экскурсий, участие в проектах. Знакомство с каждым из видов традиционных оберегов сопровождается справкой, включающей легенду, с которой связано значение оберега, а также описание оберега: характеристику используемого материала, основные приемы и навыки (технологию) работы с материалами. |
Какие образовательные результаты достигнуты обучающимися? | Обучающиеся изучили характерные особенности народных промыслов; историю, культуру, традиции и быт КМНС; основные термины и понятия рукоделия, навыки чтения схем; последовательное изготовление изделий из различных материалов. |
Какие ресурсы помогли? (материально-технические, информационные, интеллектуальные, организационные, кадровые) | Материально-технические ресурсы Кабинет. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты; карандаши, линейки, ножницы, иголки, булавки, ткань, утюг, емкости для хранения. Кабинет оборудован комбинированными шкафами, где можно разместить постоянную выставку детских работ. Нижняя, закрытая часть используется для хранения наглядного материала, инструментов и приспособления. Информационные ресурсы Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации) История развития декоративного искусства; Декоративное искусство России; Орнаменты коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа; Основные приемы бисероплетения; Элементы декоративного оформления. Технические средства обучения Персональный компьютер; Мультимедиа-проектор; Экран проекционный. Кадровые ресурсы Руководители объединений имеют высшее образование, обладают практическими навыками изготовления изделий, а также обладают способностью понятно и доступно изложить материал и передать свои умения и навыки детям. |
В чем результат образовательной практики? | Эффективность образовательной практики подтверждается образовательными результатами обучающихся, положительными отзывами обучающихся и их родителей, представителей педагогической общественности. Обучающиеся научились эмоционально - ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка; выражению своих чувств, мыслей, идей средствами художественного языка; создавать композиции на заданную тему; создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач. |
В чем воспитательные эффект образовательной практики? | Эффект образовательной практики в понимании культурно – исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, и их уважении. |
Есть ли методический результат в виде публикаций? (в виде ссылок) | Мастер - класс «Личностно - ориентированное развивающее обучение, как средство формирования творческих способностей детей при изготовлении сувенира «Дерево желаний». https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/536198 Мастер-класс «Аппликация из фетра «Герб поселка Самбург» https://конспекты-уроков.рф/other/file/69337-master-klass-gerb-posjolka-samburg Методическая разработка познавательно-игровой программы по теме: «По родным просторам тундры» https://конспекты-уроков.рф/other/file/68178-metodicheskaya-razrabotka-poznavatelno-igrovoj-programmy-po-teme-po-rodnym-prostoram-tundry Мастер-класс "Возрождение старинного промысла" https://конспекты-уроков.рф/other/file/68177-master-klass-vozrozhdenie-starinnogo-promysla |
Цифровые следы образовательной практики (в виде ссылок) https://drive.google.com/drive/folders/1OHlv6ENyA4zpm9tvimUZ5NtNwtXamS9r?usp=sharing |
Краткая аннотация образовательной практики (текст для опубликования в цифровом реестре образовательных практик, не более 1500 знаков) | Образовательная практика «Внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс в рамках реализации образовательной программы «Творчество души» предполагает изучение теоретического материала во взаимосвязи с практическим его применением и преподаётся с опорой на житейский опыт обучающихся и изучение быта и традиций КМНС; активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения; используются схемы, технологические карты для поэтапного изготовления изделий. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность. В практику включены занятия-эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментальная работа заключается в поиске различных технологий изготовления заданного изделия. Практика предусматривает знакомство с природными, бытовыми, национальными особенностями родного края в рамках экскурсионной и проектной деятельности. |