kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ Тема:"Православное учение о человеке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сно?вы правосла?вной культу?ры (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику (4-й-5-й классы средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти 2010—2011 учебного года — также в Ярославской области и республике Марий Эл[2], а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России[3][4][нет в источнике][источник не указан 760 дней]. Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами[4]. Ученики либо их родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Обучение проводится по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры» А. В. Кураева[5]. С 2008—2009 учебного года проводится Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».

С 1 сентября 2006 года до 2009 года «Основы православной культуры» изучались в рамках регионального образовательного компонента (то есть решение о преподавании предмета принимали законодательные органы региона) в 15 регионах России[6]. В некоторых областях курс преподавался и до 2006 года (например, в некоторых школах Смоленской области — ещё с 1991 года). Аналогичные предметы входят в программу школ Крыма[7] и ряда школ Белоруссии[8].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ Тема:"Православное учение о человеке"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ № 9

ТЕМА урока:

Православное учение о человеке

ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

  • раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе;

  • способствовать осознанию, в чем отличие материальных благ от духовных радостей

  • узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

  • научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека.

  • прививать понятие о том, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

РЕСУРСЫ УРОКА

учебник, аудиоальбом, иллюстрации, презентация

сайт http://experiment-opk.pravolimp.ru/

  • Ария князя Игоря. Опера А. Бородина - Князь Игорь 

  • Когда душа поет. М. Блантер 

  • « Душа» в исполнении Тины Кароль и Олега Гаврилюка

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

тело, душа, внутренний мир человека.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД и предметные умения

1.Метапредметные

1.1. Познавательные

1.2. Регулятивные

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя и сам-но;

  • следовать алгоритму действий на уроке;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

1.3. Коммуникативные

2. Предметные

3. Личные

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • укрепление преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Оргмомент.

Организация класса

Самоорганизация

Мотивация учебной деятельности

Мотивационные вопросы:

- Чем человек отличается от животных?

- Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?


Вопрос из учебника: с.35:  Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?

Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу.

Размышляют над темой и задачами урока, записывают тему.


Актуализация опорных понятий

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

Дополнительные вопросы.

1. Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.

2. Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу».

3. Объясни, как ты понимаешь, что это такое, человеческая душа.


Размышляют над вопросами, выполняют задания

Познавательная деятельность

Познавательная задача.

На доске: ЧЕЛОВЕК

Тело Душа



Рост, вес, цвет глаз,… свобода

творчество

любовь

Работа с текстом учебника.

Обсуждение (по учебнику) свойств человеческой души, которые составляют внутренний мир человека.

поисковое задание: Чем обогащается Душа человека?

душа человека обогащается парадоксальным образом – чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа.


Читают текст, размышляют, комментируют.




Выполняют познавательные и поисковые задачи

Физкульт-

минутка

Включает видео

Выполняют упражнения.


Продолжение ПД

Поисковое задание:

  1. Найдите в статье учебника ответ на вопрос, чем человек похож на Бога.

  2. Каково удивительное свойство души?

  3. Найди в статье учебника то, что тебя удивило: ты никогда не предполагал, что может быть так, как написано в учебнике.

Работа с дополнительным материалом

1. Сколько было этапов в создании человека?

2. Как в акте создания проявилась любовь Бога к человеку?

IY. Работа с дополнительным материалом.

Прочитайте стихотворение неизвестного автора «Круговая порука добра».

Ответьте на вопрос: какие мысли, утверждения, высказанные в стихотворении, свидетельствуют, что автор приведённого стихотворения – христианин?


Усваивают понятия


Осмысливают текст


Учатся принципам христианской любви


Проверка полученных результатов. Коррекция

Беседа по вопросам учебника.

Дополнительные вопросы.

1. Как ты понял выражение «Круговая порука добра»?

2. Подумай, болела ли у тебя когда-нибудь душа? Подумай и расскажи об этом самому себе. Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?

3. Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли душевную теплоту по отношению к тебе и другим людям, или как в трудные минуты была стойкой их душа, или случаи, когда они проявляли душевную твёрдость.

4. Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству; Элизе из сказки Андерсена «Дикие лебеди», превозмогая боль, вязать братьям рубахи из крапивы. Приведи другие литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно.

5. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

Синтез материала,коррекция

Дом. задание

учебник урок № 9

с.32- 35

Записывают д/з в дневники.

Задают уточняющие вопросы

Итог. Рефлексия

Чему научились?

Что повторили?

Что нового узнали?

Отвечают на вопросы, делают выводы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Побережник Марина Ивановна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 281921


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства