ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ № 9 |
ТЕМА урока: | Православное учение о человеке |
ЦЕЛИ: | Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека. раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе; способствовать осознанию, в чем отличие материальных благ от духовных радостей узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека. научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека. прививать понятие о том, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям. |
РЕСУРСЫ УРОКА | учебник, аудиоальбом, иллюстрации, презентация сайт http://experiment-opk.pravolimp.ru/ Ария князя Игоря. Опера А. Бородина - Князь Игорь Когда душа поет. М. Блантер « Душа» в исполнении Тины Кароль и Олега Гаврилюка |
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: | тело, душа, внутренний мир человека. |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД и предметные умения |
1.Метапредметные |
1.1. Познавательные | 1.2. Регулятивные |
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). | формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя и сам-но; следовать алгоритму действий на уроке; учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. |
1.3. Коммуникативные | 2. Предметные | 3. Личные |
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах православной культуры; формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям; укрепление преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
ХОД УРОКА |
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
-
| Оргмомент. | Организация класса | Самоорганизация |
-
| Мотивация учебной деятельности | Мотивационные вопросы: - Чем человек отличается от животных? - Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить? Вопрос из учебника: с.35: Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему? Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу. | Размышляют над темой и задачами урока, записывают тему. |
-
| Актуализация опорных понятий | I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». Дополнительные вопросы. 1. Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом. 2. Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу». 3. Объясни, как ты понимаешь, что это такое, человеческая душа. | Размышляют над вопросами, выполняют задания |
-
| Познавательная деятельность | Познавательная задача. На доске: ЧЕЛОВЕК Тело Душа Рост, вес, цвет глаз,… свобода творчество любовь Работа с текстом учебника. Обсуждение (по учебнику) свойств человеческой души, которые составляют внутренний мир человека. поисковое задание: Чем обогащается Душа человека? душа человека обогащается парадоксальным образом – чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа. | Читают текст, размышляют, комментируют. Выполняют познавательные и поисковые задачи |
-
| Физкульт- минутка | Включает видео | Выполняют упражнения. |
| Продолжение ПД | Поисковое задание: Найдите в статье учебника ответ на вопрос, чем человек похож на Бога. Каково удивительное свойство души? Найди в статье учебника то, что тебя удивило: ты никогда не предполагал, что может быть так, как написано в учебнике. Работа с дополнительным материалом 1. Сколько было этапов в создании человека? 2. Как в акте создания проявилась любовь Бога к человеку? IY. Работа с дополнительным материалом. Прочитайте стихотворение неизвестного автора «Круговая порука добра». Ответьте на вопрос: какие мысли, утверждения, высказанные в стихотворении, свидетельствуют, что автор приведённого стихотворения – христианин? | Усваивают понятия Осмысливают текст Учатся принципам христианской любви |
| Проверка полученных результатов. Коррекция | Беседа по вопросам учебника. Дополнительные вопросы. 1. Как ты понял выражение «Круговая порука добра»? 2. Подумай, болела ли у тебя когда-нибудь душа? Подумай и расскажи об этом самому себе. Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль? 3. Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли душевную теплоту по отношению к тебе и другим людям, или как в трудные минуты была стойкой их душа, или случаи, когда они проявляли душевную твёрдость. 4. Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству; Элизе из сказки Андерсена «Дикие лебеди», превозмогая боль, вязать братьям рубахи из крапивы. Приведи другие литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно. 5. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести? | Синтез материала,коррекция |
-
| Дом. задание | учебник урок № 9 с.32- 35 | Записывают д/з в дневники. Задают уточняющие вопросы |
-
| Итог. Рефлексия | Чему научились? Что повторили? Что нового узнали? | Отвечают на вопросы, делают выводы. |