Цель: Проанализировать и разработать условия, способствующие созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи:
• Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
• Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
• Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.
• Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
• Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.
• Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.
Этапы работы: Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
Вводная часть
Цель: участники мастер-класса повысят настроение, тонус организма, введут себя в работоспособное состояние. 1. Зарядка «У жирафа пятна…»
2.Деление на 6 групп по цветам технологии Шести Шляп Мышления.
3.Рефлексия: «Компли
мент» Комплимент– как ювелирная вещица, свидетель
ствует не только о достоинст
вах одариваемо
го, но и о вкусе дарящего.
Пьер Годен 1.Слушатели вместе с коучем выполняют разминку, повторяя движения.
2. В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу.
Слушатели получают овощи разных цветов и занимают места в группах по соответствующим цветам Шести Шляп.
Коуч знакомит слушателей с данным приёмом.
3. Уважаемые коллеги!
Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.
Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
И мне очень приятно с вами работать. 10 мин. видео ролик: зарядка «У жирафа пятна…»,
6 Шляп Мышления, раздаточный материал (овощи: патиссон, томат, чёрная редька, морковь, огурец, баклажан)
Основная часть
Цель: Слушатели получают информацию о психологическом комфорте; Задание «Ассоциа
ция».
2.Интерак
тивная презентация Power Point
3. Метод. приём «Удивляй»
4.Практическое задание: «Создание постера» 1. Слушатели отвечают на вопросы:
1) Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
2) По окончании доводов идет обобщение ответов.
Слушатели прослушивают презентацию, возможно, делают письменные записи по ее содержанию, после предоставления информации слушатели могут задавать вопросы, касающиеся ее содержания.
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов).
Существует три структурные составляющие понятия
комфортность:
психологическая
интеллектуальная
физическая
3. Слушатели смотрят видеоролик Ералаш «Конфуз» с последующим обсуждением в группах.
Слушателям предлагается рассмотреть проблему с позиции Шести Шляп Мышления, оформить постер, презентовать работу. 40 мин. Интерактивная презентация Power Point «Создание психологическо
го комфорта в процессе обучения», видеоролик Ералаш «Конфуз» ватманы, маркеры
Итоги мастер-класса: обратная связь и рефлексия слушателей 1.Организация обратной связи слушателей
2. Рефлексия
«На что похоже моё настроение»
3. Метод. приём «Пожелание» 1. Слушатели индивидуально заполняют обратную связь на стикерах «2 звезды, 1 пожелание»
Слушатели комментируют своё настроение.
Слушателям предлагается посмотреть видеоролик «Притча о гвоздях», а так же 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности в учебном процессе (Приложение 1. 10 мин. Стикеры, раздаточный материал приложения 1, видеоролик «Притча о гвоздях».
Приложение 1
12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности в учебном процессе:
• не навредите, ищите в детях хорошее;
• замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
• не приписывайте успех себе, а вину -ученику;
• ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
• на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
• не кричите, не оскорбляйте ученика, ни при каких обстоятельствах;
• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
• оценивайте поступок, а не личность;
• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.