kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема патриотизма успешно решается на уроках истории, потому что история – это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. В преподавании истории учитель ориентируются на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей должны воспитывать уважение. История нашей родины – это наше достижение.

            Патриотическое воспитание начинается с ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти. 

            Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории Казахстана, имея один час в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» »

Патриотическое воспитание при изучении истории родного края

Родина — это город, где родился, аул где ты вырос, школа,

где ты учился, одним словом, это среда, которая способствовала твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

“Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины”.

Н. Г. Чернышевский


В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов РК, формированию духовно-нравственных качеств личности.

Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Как сказал Д.С. Лихачев: “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом выше перечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Тема патриотизма успешно решается на уроках истории, потому что история – это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. В преподавании истории учитель ориентируются на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей должны воспитывать уважение. История нашей родины – это наше достижение.

Патриотическое воспитание начинается с ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории Казахстана, имея один час в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.

Единству всех компонентов воспитания способствует интеграция разных предметных областей. В содержании воспитания в процессе обучения развивается междисциплинарная интеграция, интеграция предметных дисциплин в предметные области (история, литература, обществознание, география, граждановедение, МХК). Интегрированное изучение истории является наиболее эффективным способом развития личности. Начальными пунктами, например, при структурировании интегрированного материала по истории и литературе становятся преобладающий тип мышления (теоретический, практический, исторический, философский и др.), центральные проблемы эпохи, исторические деятели, герои того или иного времени, гражданские, патриотические, нравственные, социально-политические, эстетические, этические идеи, мировоззренческие особенности. Изучение историко-литературного материала должно осуществляться в основном не за счет расширения номенклатуры знаний, а в результате усложнения учебных проблем, которые ставятся перед учениками, развития их творческой самостоятельности и активности.

Учитель, преподающий историю, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся данной категории даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи, могут быть следующими:

а) рассказ о воображаемом путешествии во времени (например, в стране саков, в героический Отрар, в средневековые города Казахстана...) или в пространстве (например, на карте по дорогам Шелкового пути, путешествие в Кашгар, в страну тюрков, по следам Золотого человека…Учащиеся вместе с учителем воображают, каким транспортом можно отправиться в путешествие в далекое прошлое, что можно увидеть необычного в жизни предков и т.п.;

б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала (например, при написании сочинений на такие темы, как «Как жили андроновцы?», «Улицы нашего города»») или при дальнейшем его изучении;

в) чтение отрывка из художественной и научно-популярной исторической литературы даст дополнительные сведения, которые также будут способствовать активизации познавательной деятельности. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратиться к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привести?» и т.п.; Использование документально-методического комплекса возможно на различных этапах урока. Так при изучении темы «Джунгаро-казахские войны» для создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая-батыра, решающая схватка Бурундука с Караченом, описания внезапного нападения джунгар на Казахстан, описание картин жестокости джунгар по отношению к мирному населению. тактики»волчьей стаи», последствия нашествия, заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять. При изучении восстания под руководством Кенесары Касымова ставлю проблемную задачу: раскрыть личность Кенесары как политика, воина, человека. Были использованы статьи из газеты «Казахстанская правда»: «Кенесары Касымов: политик и воин», «Непокорный султан» Г. Круглякова, «О подготовке и праздновании 200-летия хана Кенесары», отрывки из произведения И. Есенберлина «Кочевники». Учащиеся выявили такие качества, как цельность натуры, беспредельная преданность интересам народа, жертвенность в достижении цели, незаурядное качество тонкого политика. При изученеии темы «Моголо-татарское нашествие» используется отрывки из романа Калашникова «Жестокий век», поэмы М.Шаханова «Отрарская поэма», в которых раскрывается подвиг героев Отрара, Каир- хана, оставшимися верными своей земле и оставшимися героями и вечно живыми в памяти народа. Ученики лучше запоминают материал, в их душах загорается огонек интереса к истории , появляется чувство гордости за своих предков. Воспитывается патриотизм.

г) знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.

В фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различают тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т.п. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, у учащихся возникает свое отношение к событиям и их участникам: ненависть к угнетателям, сочувствие угнетенным, уважение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине и т.п. Это значит, что ученики не только понимают материал, но и эмоционально откликаются на него, проявляют желание узнать, что будет дальше

Наиболее важными критериями отбора содержательных аспектов изучения истории целесообразно считать: целостность и системность исторического материала, его преемственность, постановка и изучение гражданских, нравственных проблем, при этом объем содержания должен точно соответствовать заданным целям. Структурно-функциональный анализ учебного интегрируемого историко-литературного материала выявляет и внутрипредметные связи его содержания. Наблюдения на уроках показывают, что для многих учащихся изучение интегрированного материала дает лучшие результаты, чем раздельное изучение.

На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Например, изучении темы «Коллективизация в Казахстане» используются документы о голоде, описанные очевидцами событий. Или при изучении темы Восстание Кенесары Касымова» изучаем документы об эпохе, указы Кенесары, характеристики современников. Так, при работе с историческими документами, мемуарами происходит формирование целостного видения исторического процесса. Эффективность освоения знаний в процессе изучения истории повышается при создании психолого-педагогических условий для изучения исторических источников, для эмоционального восприятия исторического материала, для познания окружающего мира, человека и самого себя с позиции исторического антропоцентризма. Изучив все эти материалы, делается вывод об исторических личностях и времени, в котором он жил самостоятельно.

Человек не может уподо6ляться кусту перекати-поле, которому не ведомо, куда гонит его ветер и в каком овраге ему истлевать. - «Место, куда капнула кровь твоей пуповины - понятие священное». - «Край родной, лю6имая сторонушка» - это центральный мотив всех народных песен, мотив родины, родной земли, золотой колы6ели. Он в генетической памяти каждого нормального человека.

«Где родился, там и пригодился» - не праздная фраза. На этой земле ты появился на свет, в эту землю в положенный срок и уйдешь. Это закономерно. Этим путем прошли твои предки. Это твоя земля, политая щедро потом и кровью. Земля священна. Мы говорим «Жер-Ана» - материнская земля. Казахстанская немка, известная поэтесса Эльза Ульмер, уезжая на исконную Родину, взяла с собой горсть родной казахстанской земли. В одном из своих стихотворений она задается вопросом: «Где ж отныне родина моя?». Об этом мучительно думают переселенцы. Люди находятся на распутьях 6ытия и духа. Сознание раздваивается. Душевного комфорта нет. Очутившись на вожделенной земле предков, в сытом, обустроенном, полном соблазнов «раю» многие наши соплеменники подолгу не находят утешения. Оказывается, истинные патриотические чувства - не 6леф, не лозунг, не поэтическая метафора. Из души вырывается признание как отчаяние:«Здесь даже муха на окне и та - чужая».

Отвечая на вопросы анкеты, «Что такое патриотизм и считаешь ли ты се6я патриотом» большинство наших выпускников ответили: «Родина - это наш Казахстан, город, мой дом, школа, учителя; это переживание за свою страну, чувство ответственности за ее 6удущее, уважительное отношение к истории, традициям и обычаям народа». Или: «Я лю6лю Казахстан, потому что здесь не воюют». Есть и каверзные ответы: «Я не могу 6ыть патриотом, потому что нужно полностью отдаться родине».

А вот эти рассуждения должны заставить нас о многом задуматься.

«Как вам ответить? спросил один из учеников. - Красиво или правдиво?»:

«...Я не считаю се6я патриотом потому что не осознал в чем конкретно заключаются права и возможности патриота»;

«...мне не нравится то государство, в котором я живу, его законы, идеи национализма»;

«..я не ощущаю своей родины, потому что не вижу своего 6удущего здесь, поэтому по возможности постараюсь уехать из Казахстана».

А в некоторых ответах - полное равнодушие: «Меня вопросы патриотизма никогда не интересовали и я об этом не задумывалась».

Программа Министерства образования РК «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учебных заведениях.

Патриотизм объективное реальное духовное явление. Оно проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Сегодня нет сомнения в изучении этого феномена. Ибо не было и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан.

«Страна сильна любовью патриотов,

Они – ее надежда и оплот.

Из глубины веков и вдаль веков грядущих

Родную землю сбережет народ».

В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:

-формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;

воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;

-разъяснение Конституции РК, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

-привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;

-привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа;

-воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов;

-уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну;

-воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения.

Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.









































План работы профильного отряда "История родного края"

Дата

Классы

Время

Тема

02.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

8.45 – 9.00

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Казахстан в эпоху каменного века

03.06.15

10 а

8 а б в

10 а по проекту

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Казахстан в эпоху бронзы

04.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Казахстан в раннем средневековье

05.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25


11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Казахстан в развитом средневековье

08.06.15

10 а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Казахстан в позднем средневековье

09.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Казахстан в новое время

10.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

НОД на территории Казахстана

11.06.15

8 а б в

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Вхождение Казахстана в состав Российской империи

12.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Революции 1905-1907, февральская буржуазная, октябрьская 1917 года

15.06.15

9 б, 8а,б,в по проекту

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

Установление Советской власти, гражданская война на территории Казахстана

16.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

На занятиях разработать план

ВОВ 1941-1945 гг, участие казахстанцев и их подвиги

17.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Казахстан в послевоенный период

18.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25


11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Казахстан в годы "застоя"

19.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25


11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Обретение суверенитета и независимости

22.06.15

9 б

8 а б в

9 а

10а

9.00 – 11.25

11.30 – 11.50

11.55 – 13.30

Независимый Казахстан











ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

42 им. М.АУЭЗОВА ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
















ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»




УЧИТЕЛЬ: КУПЕСОВА А.Б.





















ПАВЛОДАР 2015 ГОД


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Купесова Аимгуль Бильгибаевна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства