В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности.
?Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают представления о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«кружок Акварелька »
26
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
«Утверждено»
Педагогическим советом
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 29»
Протокол №_от_______2014 г.
Директор: Касаткина А.П.
Программа дополнительного образования детей
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Количество обучающихся в группе: 10 -15 чел.
Количество часов: 135
Срок реализации:4 года
Автор: Дерябина Любовь Ивановна
учитель начальных классов
АСТРАХАНЬ
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности.
Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают представления о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
как способность эмоционального сопереживания музыке;
как эмоциональный отклик на произведения искусства.
Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.
Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.
По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».
Программа нацелена на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Эстетическое воспитание направлено на развитие умений ребёнка воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Содержание программы ориентировано на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений начинающего художника. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с художественными материалами и овладеть различными новейшими технологиями. Данная дополнительная образовательная программа включает изучение нескольких дисциплин: рисунок, живопись, композиция, история искусств, скульптура.
Программа адресована детям 7-11 лет и носит общеразвивающий характер по художественному направлению дополнительного образования.
Цель изучения курса:
развитие эстетической отзывчивости личности ребёнка 7-11 лет, через приобщение его к изобразительному творчеству, для формирования общекультурной компетентности, как способности культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Задачи курса:
развивать умения передавать через изобразительную деятельность свое состояние души, отношение к окружающей действительности;
развивать чувственные ассоциативные познания, эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, на красоту природы;
расширять эмоциональный опыт обретения возможности свободного вхождения в пространство произведения искусства.
Место курса в учебном плане
Программа курса «Акварелька» рассчитана на 136 часов с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 35- 40 минут. Содержание курса отвечает требованиям организации деятельности по художественно – эстетическому направлению.
Оптимальное количество участников каждой группы 10 – 15 человек.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа составлена на основе следующих принципов:
1.Принцип развития художественного восприятия, который строится на 3-х аспектах:
- познавательный аспект - развитие художественной эрудиции, которая обусловлена личной заинтересованностью искусством;
- эмоциональный аспект – воспитание отзывчивости на единство формы и содержания в произведении искусства;
- нравственно-волевой аспект – формирование понимания общественного значения искусства, объективное и самостоятельное понимание авторской позиции.
2.Принцип целостного подхода – взаимосвязь формы и содержания позволяет сформировать у учащихся целостное представление о предмете, научит их понимать, что целое не является механической совокупностью частей, а отражает их внутренние взаимосвязи.
3. Принцип опоры на творческую активность учащихся - предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности.
4. Принцип систематичности – предусматривает непрерывность процесса формирования навыков, используя различные формы занятий.
5.Принцип модульности определяет подход к обучению, отражаемый в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Цель разработки модуля – расчленение содержания курса на компоненты в соответствии с педагогическими и дидактическими задачами и согласование их во времени, и интеграция едином комплексе программы «Акварелька».
Методы и формы реализации программы
Методы преподавания: Методы учения:
наглядный 1. практический
сообщающий 2. исполнительный
объяснительный 3. репродуктивный
объяснительно – побуждающий 4. экспериментальный
инструктивный 5. поисковый
Программа предусматривает проведение практических, лабораторных занятий и экскурсий.
Формы деятельности: 1) коллективная 2) групповая 3) индивидуальная
Оценка усвоения знаний и умений:
Для определения уровней развитости эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей младшего школьного возраста разработаны диагностические задания, определены критерии и показатели диагностирования по каждому уровню развития эмоциональной отзывчивости.
Показатели развитости эмоциональной отзывчивости на художественные произведения, которыми являются:
- способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения и определять его настроение, характер;
- способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии художественных произведений в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании (попытке создания) своего творческого продукта;
- способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
Оценка сформированности каждого показателя определяется с помощью критериев, соотнесенных с четырьмя уровнями развитости эмоциональной отзывчивости: высокий, средний, низкий, низший.
Первый показатель способность ребенка эмоционально откликаться на художественные произведения и определять его настроение, характер.
1 уровень низший: у ребенка отсутствует эмоционально-двигательная активность, если возникает, то не адекватна характеру произведения; затрудняется в определении основного настроения произведения, слов-определений подобрать не может, отсутствует эмпатия в интонации голоса при ответе.
2 уровень низкий: у ребенка эмоционально-двигательные проявления адекватны характеру произведения, но носят эпизодичный, кратковременный характер, выражаются не ярко, имеют подражательный характер; слова-определения выражающие настроение, характер художественного произведения подбирает с помощью взрослого. В ответе отсутствует эмпатия в интонации голоса к определяемому настроению.
3 уровень средний: эмоционально-двигательная активность адекватна произведению, носит стереотипный, схематичный, однообразный характер; слов-определений выражающих настроение, характер художественного произведения подбирает немного (1-2 слова). При определении основного настроения ребенок проявляет эмпатию в интонации голоса, а при определении его составляющих эмпатия отсутствует.
4 уровень высокий: у ребенка эмоционально-двигательная активность адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно; ребенок использует большое количество слов-определений (больше 2) выражающих настроение, характер произведения, присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений.
Вторым показателем развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей младшего школьного возраста является способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии художественных произведений в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании (попытке создания) своего творческого продукта.
1 уровень низший: ребенок не может действовать самостоятельно, воплощение переживания не происходит даже при помощи взрослого, отсутствует разнообразие способов воплощения; идея, способы ее реализации, создание творческого продукта отсутствует.
2 уровень низкий: ребенок затрудняется действовать самостоятельно, воплощение переживания происходит в общей со взрослым деятельности, найденные способы воплощения переживания характеру произведения не адекватны и происходят в совместной деятельности со взрослым; разнообразие способов воплощения переживания отсутствует, движения скованны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит в общей со взрослым деятельности.
3 уровень средний: проявляется в относительной самостоятельности, выбор способа воплощения эмоционального отклика происходит с помощью взрослого. Проявляется адекватность между воплощением переживания и характером художественного произведения; способы воплощения переживания однообразны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит с помощью взрослого.
4 уровень высокий: ребенок показывает полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению художественного произведения; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит самостоятельно.
Под третьим показателем способностью ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения понимается вербальное определение ребенком эмоционально-образного содержания произведения, наличие личностного смысла в высказывании по произведению.
1 уровень низший: связь между выявленным настроением произведения и содержанием произведения не устанавливается даже с помощью педагога. При вербальном определении ребенком эмоционального содержания произведения отсутствует связь с личностным переживанием того или иного жизненного события.
2 уровень низкий: ребенок в беседе с педагогом устанавливает связь между выявленным настроением произведения и его содержанием. При вербализации эмоционально-смыслового содержания наблюдается эмоция переживания жизненной ситуации, не совпадающая с содержанием произведения.
3 уровень средний: связь настроения и эмоционально-образного содержания определяется дошкольником самостоятельно, однако нахождение ребенком эмоции личностного жизненного переживания адекватной произведению осуществляется с помощью педагога.
4 уровень высокий: характеризуется верным определением ребенком эмоционально-образного содержания произведения, при вербальном определении ребенок обращается к аналогичным событиям собственного жизненного опыта.
Уровни развития каждого показателя эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у младших школьников оценивается по следующей шкале: высокий уровень – 4 балла; средний уровень – 3 балла, соответствует возрасту; низкий уровень – 2 балла, отдельные компоненты не развиты; низший уровень – 1 балл, большинство компонентов недостаточно развиты.
При проведении диагностики детям предлагаются задания в следующей последовательности:
просмотр произведения;
определение характера, настроения произведения, подбор слов-определений;
определение способов, с помощью которых можно выразить характер этого произведения;
воплощение своего переживания в разной художественно-творческой деятельности, попытка создания своего творческого продукта.
определение эмоционально-образного содержания произведения.
нахождение личностного смысла в высказывании по произведению.
Выявление исходного уровня развитости эмоциональной отзывчивости у младших школьников можно осуществлять на основе таких методов педагогического исследования как опрос, беседа, наблюдения за детьми в ходе занятий.
Результаты изучения курса
Результаты деятельности прохождения программного материала предполагают формирование трёх видов: личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
а)формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
д) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в конце каждого модуля, в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание курса
Содержание программы можно условно разделить на четыре модуля:
1.1.Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником.
Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер
1.2. Коллективная творческая работа «Городок»
Универсальные учебные действия
учить воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств,объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
учить видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
учить высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Тема 2. Порядок цветов радуги (спектра) (3 часа)
Подтемы:
2.1. Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).
2.2. Коллективная творческая работа «Чудо-радуга».
2.3.. Выполнение задания «Коврик»
Универсальные учебные действия
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
Уметь называть порядок цветов спектра.
Учиться согласованно работать в группе
Тема 3. Рисунок, замкнутые линии и форма предметов (2 часа)
Подтемы:
3.1 Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов.
3.2. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк».
Универсальные учебные действия
Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер.
4.1. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Понятие об аппликации
4.2. Выполнение аппликации «Любимая игрушка».
Универсальные учебные действия
Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы
Уметь применять полученные знания .
Тема 5. Симметрия, симметричные фигуры и оси симметрии (2 часа)
Подтемы:
5.1.Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии.
5.2. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции.
Универсальные учебные действия
Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии.
Учиться определять симметричность фигуры.
Тема 6. Орнамент (3 часа)
Подтемы:
6.1 Понятие об орнаменте. Геометрический орнамент.
6.2.Изучение некоторых закономерностей построения орнамента
6.3. Коллективная творческая работа «Осенний букет».
Универсальные учебные действия
Уметь создавать из геометрических фигур разные орнаменты.
Учиться совместно с учителем и др. учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Тема 7. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. (2 часа)
Подтемы:
7.1. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах.
7.2. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.
7.3. Выполнение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры».
Универсальные учебные действия
Знать основные цвета (красный, желтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании.
Иметь представление о родственных и дополнительных цветах.
Исследовать, какими цветами написаны картины М.Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада», поделиться впечатлением от увиденного
Учиться согласованно работать в группе
Тема 8: Натюрморт и композиции натюрморта (2 часа)
Подтемы:
8.1. Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции.
8.2. Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе»
Универсальные учебные действия
Знать, как можно использовать цвет в работе (теплые и холодные цвета); что такое композиция и её простейшие правила.
Определять, что хотел показать нам художник.
Использовать в работе фон.
Учиться работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и др. учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Иметь понятие о графке и её основных изобразительных средствах
Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора.
Тема 10. Пейзаж (1 час)
Подтемы:
Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета.
Универсальные учебные действия
Знать , что такое пейзаж
Исследовать, какие задачи решал художник и какое настроение передано в каждом пейзаже.
Тема11. Народные промыслы России (2 часа)Подтемы:
11.1. Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок.
11.2. Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами. Практическое творческое задание «Морозные узоры»
Универсальные учебные действия
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
Отличать верно выполненное задание от неверного
Тема 12. Работаакварелью (3 часа)
Подтемы:
12.1. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.
12.2. Выполнение задания «Чудесная радуга»
12.3. «Витраж». Работа акварелью слоями
Универсальные учебные действия
Уметь работать акварелью слоями
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Тема 13. Натюрмортсцветами (2 часа)
Подтемы:
13.1. Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины.
13.2. Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет»
Универсальные учебные действия
Уметь передавать своё настроение в работе.
Тема 14. Картины о жизни людей.Сюжет, зарисовки, наброски (2 часа)
Подтемы:
14.1. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале».
14.2. Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).
Универсальные учебные действия
Иметь представление, что такое сюжет, наброски.
Выполнение набросков животных
Тема 15. ИскусствоДревнегомира (2 часа)
Подтемы:
15.1. Получение представления об искусстве Древнего мира.
15.2. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи
Универсальные учебные действия
Иметь представление о зарождении искусства.
Выполнить « Рисунок на скале» на основе набросков сделанных на предыдущих уроках.
Тема 16. Проекты (1час)
Подтема:
16.1. По желанию детей можно выполнить задания (открытки или панно) к праздникам
Универсальные учебные действия
Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Тема 17. Итоговый урок (1 час)
Подтема:
17.1. Выставка работ
Универсальные учебные действия
формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
формирование духовных и эстетических потребностей; овладение приёмами и техниками изобразительнойой деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Модуль № 2 «Виды художественной деятельности»
(34 часа)
Тема 1. Виды художественной деятельности (12 часов)
Подтемы:
Восприятие произведений искусства
Рисунок
Живопись
Скульптура
Художественное конструирование и дизайн
Декоративно-прикладное искусство
Универсальная учебная деятельность
Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства, эмоционально оценивать их.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Понимать, что такое язык изобразительного искусства.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики.
Овладевать приемами работы с различными графическими материалами.
Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Иметь представление о сюжете, зарисовке, наброске.
Иметь представление об искусстве Древнего мира.
Изображать предметы различной формы.
Иметь первичное представление о пейзаже.
Понимать, что такое декоративно - прикладное искусство и его роль в жизни человека
Тема 2. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? (12 часов)
Подтемы:
1.Композиция
2.Цвет
3.Линия
4.Форма
5.Объём
6.Ритм
Универсальная учебная деятельность
Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры.
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура).
Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, при различной погоде
Тема 3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? ( 10 часов)Подтемы:
1.Земля – наш общий дом;
2.Родина моя – Россия;
3.Человек и человеческие взаимоотношения;
4.Искусство дарит людям красоту
Универсальная учебная деятельность
Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики.
Изображать предметы различной формы.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Иметь представление о сюжете, зарисовке, наброске.
Иметь представление об искусстве Древнего мира
Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства, эмоционально оценивать их.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Понимать, что такое язык изобразительного искусства.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства
. Основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению.
. Портрет
. Аппликация
. Рисование с натуры
. Декоративное рисование
. Беседа «Сказка в произведениях русских художников»
Универсальные учебные действия:
Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов
Уметь отражать в рисунке природные явления
Уметь использовать художественные материалы (гуашь);
Уметь организовать рабочее место.
Уметь понимать «язык» украшений.
Уметь высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве;
Уметь рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве
Тема 2. В мире сказок ( 8 часов ) Подтемы: 2.1.Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина 2.2.Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш ) 2.3.Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» ( гуашь) 2.4. Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» (карандаш) 2.5. Рисование с натуры игрушек- сказочных человечков. 2.6. Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь) 2.7. Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки» (карандаш, акварель) 2.8. Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» (карандаш, гуашь)
Универсальные учебные действия
Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов)
Уметь использовать художественные материалы (гуашь)
Уметь анализировать произведения изобразительного искусства; самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности
Уметь сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическим; объяснить последовательность выполнения рисунка
Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно выполнять эскиз росписи подноса;эскизы елочных игрушек- украшений; эскиз новогодней маски
Тема 3. Труд и отдых людей зимой и весной. (10часов) Подтемы: 3.1.Рисование с натуры по памяти и по представлению «Труд людей зимой и весной»3.2. Декоративное рисование «Орнамент в круге» (восковые мелки, фломастеры, пастель)3.3. Рисование с натуры «Орудия труда человека» (каран 3.4. Рисование с натуры «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь)3.5. Лепка фигурок по мотивам народных сказок3.6 Беседа на тему «Красота в умелых руках»3.7. Лепка «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке3.8 Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные (карандаш)3.9. Лепка животных с натуры и по памяти3.10 Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)
Универсальные учебные действия:
Уметь составлять композицию; обсуждать композиции рисунков; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений
Уметь последовательно работать над декоративным рисунком;
выбирать растительный сюжет для узора.
Знать понятия и сущности светотени и ее градаций; орудия труда человека
Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки
Уметь использовать художественные материалы (пластилин)
Уметь выполнять элементы хохломской росписи; передавать форму и пропорции, объем предмета
Уметь показывать общее и разное в образных решениях;
Заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узор.
Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное
Уметь видеть сюжет;построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; детально прорисовать деда Мазая и зайцев
Тема 4. В каждом рисунке солнце. ( 8часов)
Подтемы:
4.1. Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»
4.2 Тематическое рисование «Полет на другую планету»
4.3 Рисование с натуры «Ветка вербы» (акварель)
4.4. Декоративное рисование «Цветочный хоровод»
4.5 Беседа «Весна в произведениях русских художников»
4.6 Рисование с натуры весенних цветов
4.7. Весенняя сказка цветов Аппликация
4.8 Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель)
Универсальные учебные действия:
Уметь работать командами (экипажами) над композициями космического пространства; выполнять работу в контрастном колорите
Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
Уметь передавать пространственное положение ветки вербы;
Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите
Уметь наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; анализировать свои впечатления высказывать свое восхищение красотой родной природы
Знать о пропорциях. Очертания, и о цветовой окраске весенних цветов
Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
Уметь оставлять композиции; анализировать репродукции; выполнять рисунок карандашом и в цвете.
Модуль №4 «На пути к мастерству» (34 часа)
Тема 1.Жизнь и деятельность человека(9 часов)
Подтемы:
1.1.Источники информации. Изобразительное искусство
1.2.Источники информации. Реальный и ирреальный миры
1.3.Источники информации. Прикладное искусство
1.4.Источники информации. Архитектура
1.5.Источники информации. Мода
1.6.Источники информации. Интерьер
1.7.Источники информации. Книги
1.8.Источники информации. Фотография
1.9.Источники информации. Компьютер
Универсальные учебные действия:
Знать выдающихся художников России.
Уметь делать простейший анализ художественного произведения, выполнять образец изделия с использованием инструкционной карты
Уметь давать оценку произведениям искусства (высказывать собственное мнение)
Знать средства художественной выразительности в живописи, скульптуре, архитектуре
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения
Уметь анализировать образец изделия
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами
Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделия
Уметь выражать собственное мнение о произведениях искусства при посещении выставок, музеев
Знать основные источники информации
Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам
Знать основные средства художественной выразительности
Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере
Тема 2.В мастерской творца(6 часов)
Подтемы:
2.1Название
2.2.Конструкция
2.3.Композиция. Схемы композиций
2.4.Композиция в музыке и живописи
2.5.Числовые данные. Вычисление на компьютере
2.6.Пропорции
Универсальные учебные действия:
Уметь давать оценку произведениям искусства (высказывать собственное мнение)
Знать область применения и назначение различных машин, технических устройств
Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам
Знать основные средства художественной выразительности
Уметь применять основные средства художественной выразительности
Знать произведения народных промыслов России
Уметь применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах
Уметь использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач
Уметь выполнять простейшие расчеты с помощью программы «калькулятор»
Тема 3.Ритм(10 часов)
Подтемы:
3.1.Живопись и прикладное искусство
3.2.Редактирование текста
3.3.Архитектура
3.4.Декоративно- прикладное искусство
3.5.Перспектива
3.6.Колорит
3.7.Материал и фактура
3.8.Операции с текстовыми данными
3.9.Компьютерная графика
3.10.В залах музея
Универсальные учебные действия:
Уметь использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами
Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации
Уметь выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач
Уметь различать теплые и холодные цвета
Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам
Уметь работать с текстом и изображением, представленным на компьютере
Знать область применения и назначение различных машин и технических устройств
Тема 4.Давным-давно(7 часов)
Подтемы:
4.1.Классицизм
4.2.Романтизм
4.3.Операции с графическими данными
4.4.Реализм
4.5.Модерн
4.6.Клавиатура персонального компьютера
4.7.Конструктивизм
Универсальные учебные действия
Уметь давать оценку (высказывать свое мнение) произведениям искусства при посещении музеев, выставок
Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами
Уметь использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач
Поиск, преобразование, хранение и применение информации
Уметь изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам
Уметь управлять компьютером с помощью клавиатуры
Тема 5.В поисках совершенства(2 часа)
Подтемы:
5.1.Современный дизайн
5.2.Театр – коллективный вид деятель. Разыгрываем сказку
Универсальные учебные действия
Уметь давать оценку художественным произведениям при посещении выставок, музеев
Знать распространенные виды профессий театрального искусства
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатам
Тематическое планирование
Модуль №1 «Разноцветный мир» (33 часа)
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1-2
Кто такой художник.
Фантазируем и учимся.
Тренируем наблюдательность. Детали.
2
3-5
Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет.
«Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод.
3
6-7
Линии - какие они бывают.
Изучаем работу мастела. Линия и форма.
2
8-9
Какие бывают фигуры.
Тренируем наблюдательность. Аппликация.
2
10-11
Что такое симметрия.
Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни.
2
12-14
Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
2
12-13
Зарисовки животных.
Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
2
14
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.
1
15-16
Композиция и её основные законы.
2
17
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
1
18-19
Линейная перспектива.
2
20-21
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Островский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы.
2
22-25
Фигура человека. Пропорции.
4
26
Для любознательных: китайский рисунок кистью.
1
27-30
Для любознательных: родная история и искусство -русский народный театр.
4
31-34
Учимся видеть: Эрмитаж.
4
Проекты.
4
Методическое обеспечение курса.
Наименование объектов и средства материально – технического обеспечения
Количест
во
Примечания
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 1, 2, 3, 4 класса. («Разноцветный мир»). – 64 с., ил.