Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Акварелька"
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Акварелька"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по кружку "Акварелька" для учащихся начальной школы по ФГОС.Срок реализации программы три года. В программе имеется пояснительная записка, цели и задачи, содержание курса, календарно- тематическое планирование, планируемые результаты.Прописаны универсальные учебные действия и указана литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Акварелька" »
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Весёлая акварелька»
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию.
Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
«Весёлая акварелька» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Предметные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- умение работать в различной технике рисования;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
- пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
- самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
Содержание курса:
1 год обучения.
Тема № 1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы, весенние сады.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний парк, иллюстрации к сказке «Репка», уборка урожая ,русские богатыри, снаряжение богатыря, новогодний салют, к Дню Космонавтики, космический корабль, НЛО с марсианами, к Дню Победы.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев (фигурки животных),сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, коллективный эскиз креативной елки, коллекции новогодних открыток, бабочки летают по лугу(рисование +аппликация).
Тема № 5 Вернисаж.
Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Участие в конкурсах.
2 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки),рыбки в аквариуме ,морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения),гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение, создание коллективного панно «Гроздья рябины»(квиллинг), лепка игрушки- свистульки. Знакомство с цифровой фотокамерой, создание фоторабот.
Рисование с натуры ,по памяти, представлению: фитодизайн , составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, рисование с натуры фигуры человека ,чучел птиц и животных, изображение моря в разных состояниях, цветущая сирень.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас
Рисование на темы: осенние работы в поле, дождливый день, спортивное соревнование, изображение фигуры лыжника, фигуриста, военная техника на параде, карнавальные костюмы и маски, праздничный салют.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: эскизы декораций, украшение домика сказочного героя, составление узора для фартука из элементов гжельской росписи, роспись матрешки, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация ,моделирование: осенние портреты( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру). Поисковые работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников)
Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, создание компьютерных рисунков (индивидуально, в группе).
Тема № 5 Вернисаж. Выставка работ.
Тематическое планирование
1 год обучения
№
Тема раздела
Тема занятия
Кол-во часов
1
рисование с натуры
Осенние листья.
(печатание листьями).
1
2-3
рисование на тему
Рисование осеннего пейзажа.
2
4
аппликация
Аппликация из осенних листьев (фигурки животных),
1
5
декоративная работа
Узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм.
1
6
рисование с натуры
Рисование цветов осенних цветов.
1
7
рисование на тему
Уборка урожая.
1
8
лепка
Лепка фруктов и овощей.
1
9
рисование с натуры
Эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук, самолёт-птица, кукла-бабочка).
1
10
декоративное рисование
Знакомство с элементами хохломской росписи.
1
11
декоративное рисование
Украшение предметов быта.
1
12
рисование с натуры
Рисование снеговика.
1
13
рисование с натуры (по памяти)
Карнавал снежинок.
1
14
моделирование
Новогодняя ёлка (коллективная работа)
1
15
творческая работа
коллекции новогодних открыток
(проекты).
1
16
рисование на тему
Новогодний салют.
1
17
декоративное рисование
Знакомство с элементами городецкой росписи.
1
18
декоративное рисование
Роспись кухонной доски.
1
19-20
рисование на тему
Иллюстрации к сказке «Репка».
2
21
декоративное рисование
Делаем образ из кляксы.
1
22
рисование с натуры
Рисование синички.
1
23
рисование с натуры
Снегири на ветке.
1
24
рисование по представлению
Весенние цветы для мамы
1
25
рисование по представлению
Космический корабль.
1
26-27
рисование на тему
НЛО с марсианами.
1
28
рисование по представлению
Кораблики на воде.
1
29-30
рисование на тему
День Победы
2
31
рисование с натуры, аппликация
« Бабочки летают по лугу»
( аппликация + рисование)
1
32
рисование по памяти
Весенние сады
1
33
рисование на тему
Рисование на свободную тему (для диагностики учащихся).
1
34
Выставка работ учащихся
1
2 год обучения
№
Тема раздела
Тема занятия
Кол-во часов
1
Рисование по представлению
Земляничная поляна.
1
2
Рисование с натуры
Грибное лукошко.
1
3-4
Рисование на тему
Осенний пейзаж.
2
5
Рисование с натуры
Натюрморт из овощей и фруктов.
1
6-7
Рисование на тему
Отлет перелетных птиц.
2
8
Декоративное рисование
Хохломские ложки
1
9
Моделирование
Освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) .
1
10
Моделирование
Создание коллективного панно «Гроздья рябины»(квиллинг).
1
11
Декоративное рисование
Рисование элементов Гжели.
1
12
Декоративное рисование
Роспись чашки.
1
13
Рисование по представлению
Рыбки в аквариуме.
1
14-15
Рисование на тему
Деревянные постройки Руси.
2
16
Рисование по представлению
Морозные узоры на стекле.
1
17
Рисование по памяти
Веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения)
1
18
Декоративное рисование
Составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира
Осенние портреты( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру).
1
6-7
Рисование на тему
Дождливый день.
2
8
Декоративное рисование
Эскизы декораций.
1
9
Декоративное рисование
Украшение домика сказочного героя.
1
10
Рисование с натуры
Рисование с натуры фигуры человека.
1
11
Рисование с натуры
Изображение фигуры лыжника, фигуриста.
1
12-13
Рисование на тему
Спортивное соревнование.
2
14
Декоративное рисование
Составление узора для фартука из элементов гжельской росписи.
1
15
Рисование по представлению
Карнавальные костюмы и маски.
1
16-17
Рисование на тему
Рисуем бал-маскарад.
2
18
Моделирование
Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере
1
19
Моделирование
Создание компьютерных рисунков (индивидуально)
1
20
Моделирование
Создание компьютерных рисунков ( в группе).
1
21
Декоративное рисование
Знакомство с дымковской игрушкой.
1
22
Декоративное рисование
Дизайн платья дымковской барыни.
1
23
Рисование с натуры
Рисование чучел птиц ( чайка).
1
24
Рисование с натуры
Рисование животных ( зайчика).
1
25
Рисование с натуры
Рисование животных ( лисички).
1
26
Декоративное рисование
Роспись матрешки.
1
27
Рисование по представлению
Изображение моря в разных состояниях.
1
28
Рисование на тему
Военная техника на параде.
1
29-30
Рисование на тему
Праздничный салют.
2
31
Рисование с натуры
Цветущая сирень.
1
32-33
Моделирование
Презентации о творчестве знаменитых русских художников (проект).
2
34
Вернисаж
Выставка работ.
1
4.Методическое обеспечение программы.
№
Тема и вид занятия.
Форма
Приемы и методы
Дидактический материал, ТСО ИКТ
УУД
1.
«Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению
Экскурсия.
Коллективное рассматривание.
Практическая работа.
Ролевая игра.
Наглядные.
Словесные.
Репродуктивные.
Интегрированные (восприятие с музыкой)
Сбор осенних листьев.
Стихи об осени.
Репродукции картин русских художников.
Музыкальные произведения.
Дидактические таблицы по темам.
Р:планировать алгоритм действий по организации рабочего места с установкой на функциональность; принимать поставленную задачу; анализировать собственную деятельность; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата соотнося его со схемой(алгоритмом)действия;
К:полно и точно выражать свои мысли и чувства о впечатлениях по результатам наблюдений за природой; активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;
Л:сориентированы на активное восприятие произведений искусства, поэзии и музыки, отражающих красоту окружающего мира;
П:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
Р:планировать алгоритм действий по организации рабочего места с установкой на функциональность;
К:активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их и получать необходимые сведения от учителя или партнёров по деятельности;
Л:сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношений с другими людьми;
П:Обсуждение сюжетов литературных произведений, осуществление анализа характера героя, его поступков и отражение этого в рисунке;
3.
«Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование
Активная беседа.
Технические упражнения.
Ярмарка-выставка.
Коллективно-групповые формы.
Словесные.
Наглядные.
Репродуктивные.
Творческие.
Исследовательский
Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,)
Наборы деревянных матрешек, посуды.
Музыкальные пьесы, литературные произведения.
Л:эмоционально-ценностно относится к искусству; сориентированы на активное восприятие произведений, отражающих красоту народно-прикладного искусства;
проявлять интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности;
П: постановка и решение проблемы -формулирование проблемы; объяснение разных способов декоративных росписей(гжель, хохлома, городец ); вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла;
Р: принимать поставленную задачу; анализировать собственную деятельность; управлять своими эмоциями и действиями; адекватно воспринимать информацию учителя и товарищей, содержащую оценочный характер отзыва о готовой работе;
Музыкальный центр, иллюстрации по технике квиллинга,
цифровая фотокамера, компьютер.
Л: проявлять интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности; сохранять уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; эмоционально и эстетически оформлять продукт своей деятельности; стремятся к самоконтролю при выполнении творческого задания;
П:познакомиться с новой техникой «квиллинг»,с цифровой видеокамерой, с простыми приёмами рисования на компьютере;
самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; постановка и решение проблемы –формулирование проблемы;
Р: принимать поставленную задачу; анализировать собственную деятельность; управлять своими эмоциями и действиями; адекватно воспринимать информацию учителя и товарищей, содержащую оценочный характер отзыва о готовой работе;
умение вступать в коллективное творческое сотрудничество;
уметь высказывать своё мнение, обмениваться мнениями и вступать в коллективное сотрудничество; умение строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах- гуманизме, сотворчестве,сотрудничестве;
5
Вернисаж
Выставка. Презентация.
Демонстрация просмотр
Работы детей, фотоработы, мультимедиа.
5.Литература.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С., КубышкинаВ.И. Изобразительное искусство (1-2 классы)/В.С.Кузин-М.:- Дрофа, 1995.
Ушакова О.Д. «Великие художники»: справочник школьника-издательский дом «Литера» 2004.
Приложение 1.
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра –1)Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета,условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета,ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.