Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческое образование в начальной школе.»
Краеведческое образование в начальной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования определены требования к результатам ( личностным, метапредметным , предметным) , представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Успешная реализация выдвинутых требований возможна при создании условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у младших школьников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, в частности в начальной школе. Под руководством педагогов учащиеся составляют азбуки, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, создают проекты на материале своего края. Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности приобщаются к краеведению.
Как известно, под краеведением понимается всестороннее изучение определённой части страны, региона, местности местным населением , для которого эта территория считается родным краем. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Таким образом, на уровне начального образования его содержание является интегрированным.
Согласно концепции, под краеведческим образованием младших школьников понимаем непрерывную образовательную деятельность , направленную на усвоение основ знаний о природе, истории и культуре родного края с целью формирования познавательного интереса, нравственных ценностей, гражданского поведения и ответственного отношения к социокультурной природной среде региона, людям, населяющим его, продуктам их труда.
Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.
Обязательным требованием при организации образовательной деятельности по изучению своего края является соблюдение следующих принципов:
Системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
Научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
Доступность : от простого к сложному, от неизвестного к известному; адаптированность научных понятий и терминов; учёт возрастных особенностей и индивидуальных;
Наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
Деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, постановка проблемы, поиск решения проблемы с самостоятельно, рефлексия и самооценка результатов деятельности;
Активность и сознательность: понимание учеником цели и задач; ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, учится опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
Принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы доброжелательности талантливости, оценка педагогом художественных достоинств детских работ.
Организуя в начальной школе образовательную деятельность по изучению родного края, предполагается использовать местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города или посёлка, зоопарк, станции юннатов, библиотеки, выставки и другие культурные учреждения и памятные места.
Предполагаются разнообразные формы занятий: викторины, заседания клубов, праздники, походы, посиделки, мастерские, встречи с известными людьми, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.