kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Городецкая роспись"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе предлагается конспект занятия "Городецкая роспись"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Городецкая роспись"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»


Конспект занятия по разделу учебной программы «Городецкая роспись»








Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Васенева Е.А.

Тема: Выполнение этапа оживки (разживки) элементов растительного орнамента в городецкой росписи.

Цели:

Обучающая – обучить этапу выполнения нанесения оживок (разживок) растительных элементов росписи.

Развивающая – развить навыки кистевого письма, чёткого выполнения оживок (разживок) растительных элементов: бутонов, цветов, листьев.

Воспитательная – сформировать устойчивый интерес к народному творчеству.

Оборудование: альбом, досочка из фанеры или токарная форма.

Художественные кисти №1 или №2 – беличьи, краска гуашевая – белила цинковые, палитра, баночка с водой, ветошь.

Наглядные пособия: образцы росписи с растительным орнаментом, книги, иллюстрации, раздаточный материал.


Ход занятия:

1. Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.

2. Повторение пройденного материала:

а) Фронтальный опрос

А) Почему роспись называется городецкой?

(от торгового центра г.Городца.)

Б) Назовите растительные «Мотивы» городецкого орнамента.

(«Мотив» – бутон, ромашка, купавка, розан, роза)

В)Какие элементы росписи являются главными?

(цветы, птицы, кони, люди, сюжеты).

Г) Назовите последовательность выполнения городецкой композиции.

(набросок карандашом, прорисовка элементов орнамента, подмалёвка элементов, тенёвка, оживка).

Д) Каков ассортимент изделий с городецкой росписью?

(шкатулки, ларцы, хлебницы, разделочные доски, игрушки, мебель).

Молодцы! Все ответы были правильные.


А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, в котором зашифровано одно слово, которое связано с темой нашего сегодняшнего занятия.

Вы хотите узнать, какое слово здесь спряталось?

б) Кроссворд

1.Полевой цветок, который используется в городецком орнаменте.

(Ромашка)

2.Самый тёплый цвет?

(жёлтый)

3.Кистевой приём городецкой росписи.

(Спираль)

4.Первый этап выполнения росписи в цвете.

(Подмалёвка)

5.Хвостик какого зверька используется для изготовления

художественных кистей?

(Белка)

6.Краска, которую применяют в городецкой росписи.

(гуашь)

Молодцы! Правильно! Здесь было спрятано слово – оживка.


3.Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия: «Оживка» (расживка) растительных элементов городецкой композиции.

На предыдущих занятиях вы узнали, что такое оживка, насколько она разнообразна, для чего она нужна, познакомились с последовательностью и способами её выполнения, какие кисти и краски используются для оживки.

На сегодняшнем занятии мы закрепим полученные вами знания.

Вспомним, что оживка (разживка) – тонкая разделка орнаментальных форм. В городецкой росписи она выполняется белилами или жёлтой краской.

Какими свойствами должна обладать краска для выполнения оживок?

Краска должна быть без комочков, сметанообразной, не очень густой и не слишком жидкой. Если краска будет густой, кистью трудно будет работать, кончик кисти быстро будет пересыхать, кисть не будет скользить по поверхности. Так же плохо, когда краска слишком жидкая она просвечивает и растекается. Поэтому свойство краски имеет большое значение при выполнении оживок.

Как подобрать кисть для выполнения оживок?

Кисти для выполнения оживки лучше подходят №1 или №2 беличьи с тонким кончиком. Подобрать хорошую кисть непросто, каждая имеет свой характер.

Нужно внимательно осмотреть её. Кисть должна быть густой с аккуратно подобранными волосками, её нужно обмакнуть в баночку с водой, стряхнуть воду одним движением. Идеальная кисть для выполнения оживок должна напоминать каплю, семечко или пламя свечи. Ни в коем случае нельзя подстригать кисть. Обращайтесь с кистями бережно: не используйте их для смешивания красок, не оставляйте кисти в банке с водой.

После работы, кисти хорошо промыть, хранить в горизонтальном или вертикальном положении, ворсом вверх.

Оживку всегда наносят на однотонные силуэты, что придаёт им некоторую объёмность, а городецкому орнаменту легкость, торжественность и завершённость. Одно движение кистью и мы с вами видим, как оживают и распускаются бутоны, расцветают и оживают цветы: «Ромашки», «Розаны», «Купавки», «Розы».

Птицы открывают глазки, задиристо и горделиво смотрят на нас. Их крылышки становятся более лёгкими, кажется сейчас они взмахнут крыльями и взлетят.

А кони! Посмотрите, какие они стали нарядные, изящные, словно хотят показать нам свой необузданный нрав.

Но всё же более излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зелёные листья, которые придают росписи особую прелесть.

(Рассказ сопровождается просмотром иллюстрации с городецкой росписью)

Как вы уже знаете, оживка состоит из основных элементов (кистевых приёмов) росписи. Давайте вспомним как они называются.

(круги, дуги, скобки, капли, штрихи, спирали, точки).

Правильно. А сейчас мы с вами приступим к практической работе оживке цветов и листьев.

3.Практическая работа.

1.Детям раздаются образцы с растительным орнаментом выполненные в цвете, а так же композиции на бумаге, досочках, токарных формах, которые они выполняли на предыдущих занятиях. Воспитанники кружка внимательно рассматривают, как выполнены оживки на образцах и приступают к их выполнению.

2.Во время практической работы, педагог напоминает и рассказывает, как правильно выполнять оживку цветов, бутонов и листьев. Осуществляет индивидуальный подход.

Способы выполнения оживок (расживок)

1.Мотив «Бутон» – разновидность городецких цветов.

Оживка «бутона» может быть выполнена несколькими скобочками, дугами и капельками.

Обмакиваем кисть в краску, делаем пару штрихов на палитре, заостряем кончик.

Направляем кисть вниз слегка нажимая и поворачивая, дойдя до середины кисть приподнимается, завершаем движение плавно отрывая кисть от поверхности.

2.Мотив «Ромашка» – цветок не сложный по технике исполнения лепестки «Ромашки» выполняются капельками вокруг сердцевины цветка, обмакиваем кисть в краску, делаем пару штрихов на палитре, заостряем кончик.

Движением «На себя» кончиком кисти, слегка прикасаемся к поверхности, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок - капля – тонкий в начале и широкий на конце.

3.Мотив «Розан» отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр.

Оживка цветка может выполняться скобочками, тычками и капельками.

Силуэт в форме круга. Центр цветка в середине, по краю располагаются скобочки – лепестки одного размера.

Скобочки можно рисовать вокруг сердцевины и по краю скобочек – лепестков. Капельки выполняются таким же способом как «Ромашка», только меньшего размера. Самый простой способ оживки «Розана» – точки, они окружают сердцевину цветка.

4.Мотив «Купавка» – самый распространённый цветок в городецком орнаменте.

Оживка «Купавки» может выполняться разными способами с использованием скобочек, штрихов, капелек.

Обмакиваем кисть в краску, делаем пару штрихов на палитре, заостряем кончик. Выполняем скобочку по краю маленького кружочка и по краю скобочки внутри круга.

Другой вариант так же выполняем скобочку по краю маленького кружочка, затем параллельно выполняем большую скобочку, которую опускаем до середины цветка.

Вниз от центра маленькой скобочки кончиком кисти выполняем тонкие слегка изогнутые штрихи, которые постепенно уменьшаются доходя до верхней части цветка. В верхний кружочек ставится белая точка. Варианты разработок «Купавки» настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространённые.

5.Мотив «Роза» самый сложный цветок в городецком орнаменте. Для оживки розы используются капли – нажимы, простые скобочки, скобочки с линейной разделкой точки.

Этап оживки это самое трудное в розе.

Взяв в руки кисть обмакиваем её в краску, делаем пару штрихов на палитре и начинаем оживлять розу. Внутри дуги – скобки рисуем небольшую скобочку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги выполняем слегка изогнутые две – четыре капли, в зависимости от свободного места внутри скобки. В середину верхней части цветка ставим точку.

6.Мотив «Лист» Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трёх или двух листьев.

Листья изображаются в два приёма: с подмалёвкой и оживкой. Если подмалёвка выполнена городецкой зелёной краской, то оживку выполняют чёрной краской, если городецкой тёмно – зелёной краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Главное правило – нанесение оживки городецких элементов требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому её надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Познакомившись со способами выполнения оживок мы можем приступить к практической работе. Но прежде для выполнения такой сложной работы нам нужно немного размять наши пальчики.

4.Физкультурная минутка.

1. Сжали ладони в кулачёк – расжали (3 раза)

2.Ходьба «Осьминожков»

3.Бег двух человечков.

Пальчики размяли, можно продолжить нашу работу.

Во время работы педагог предлагает детям отгадать загадки о цветах.

1.Эй звоночки, синий цвет.

С язычком, а звону нет?

(Колокольчики.)

2.Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыши)

3.Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты красавец гордый

Гость ненужный на полях.

(Василёк)

4.Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички

(Ромашка)

5.Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух …

(Одуванчик)

6.Ветка в грозди разодета

Фиолетового цвета.

Это в жаркий, летний день

Расцвела в саду …

(Сирень)

7.Золотое решето

Чёрных домиков полно

Сколько чёрненьких домов

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

8.Этот цветок называют звездой

Так бы его вы назвали и сами,

В нём лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

(Астра)

9. Белая, пушистая,

Густая и душистая

Завесила село –

Как будь – то подморозило,

Как будь – то сад и озеро

Метелью занесло.

(черёмуха)

5. Игровой момент. «Развлекаловка»

Сейчас давайте немного отвлечёмся от нашей работы.

Каждому воспитаннику даётся лист бумаги с изображением «Кляксы».

Задание: Внимательно посмотрите на вашу «Кляксу», на что она похожа? Представьте, пофантазируйте, дорисуйте необходимые мелкие детали. Молодцы!

6. Подведение итога занятия.

Сегодня на занятии во время просматривая иллюстрации с городецкой росписью вы увидели, что оживка это главный этап в росписи, какую изящность лёгкость она придаёт городецкому орнаменту.

Без оживки городецкий букет был бы пустым, безликим и незавершённым.

Выполняя оживки растительных элементов вы увидели насколько они разнообразны и требуют аккуратности, чёткости и уверенности в их выполнении.

Испытали вдохновение и радостное ощущение, увидели насколько преобразился ваш рисунок после выполнения этапа оживки.

Темой следующего нашего занятия будет зарисовка композиции с «Городецкой птицей».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия "Городецкая роспись"

Автор: Васенева Евгения Анфимовна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 441052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "План-конспект кружкового занятия на тему "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(67) "plan-konspiekt-kruzhkovogho-zaniatiia-na-tiemu-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "148626"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419787680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект внеклассного занятия в 5 класса по теме "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-v-5-klassa-po-tiemie-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "111881"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408019726"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект внеклассного занятия в 5 классе по теме "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-v-5-klassie-po-tiemie-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "111882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408019846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) ""История городецкой росписи". Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "
    ["seo_title"] => string(88) "istoriia-ghorodietskoi-rospisi-konspiekt-zaniatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu"
    ["file_id"] => string(6) "207784"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430651016"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект занятия по рисованию на тему "Городецкая роспись доски""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_zaniatiia_po_risovaniiu_na_temu_gorodetskaia_rospis_doski"
    ["file_id"] => string(6) "624019"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674585120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства