Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию на тему "Городецкая роспись доски"»
КОНСПЕКТ
итоговой организационно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию (рисование)
«Городецкая роспись доски»
по лексической теме
«В мире искусства»
в старшей группе
Цель: создание образа городецкого узора на разделочной доске.
Задачи:
Обучающая: формировать умение создавать декоративную композицию по мотивам городецких узоров на деревянной дощечке. Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и розана.
Развивающая: упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти.
Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
Воспитательная: воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа: рассматривание готовых изделий, выполненных в городецком стиле. Рисование и называние элементов росписи. Рассматривание альбома «Городецкие узоры».
Методы и приемы:
словесные: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя;
наглядные: деревянные изделия, расписанные городецкой росписью; практические: физкультминутка «Бутончик», пальчиковую гимнастику, самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование: Изделия городецких мастеров. Образцы узоров и последовательности рисования «ромашки», «купавки» и «розана». Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанное в форме кухонных досок, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, салфетка.
Воспитатель: Вот так сказочный ларец,
этот город Городец.
В этом городе цветы -
небывалой красоты.
Песня всенародная -
промыслы народные.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
Во время рассказа воспитатель демонстрирует изделия городецких мастеров.
Воспитатель: В старинном городе Городце, что на берегу великой русской реки Волги, еще издавна расписывали деревянные прялки, солонки, игрушки, доски, продолжают это делать и в настоящее время. Изделия мастеров выделяются своим неповторимым исполнением: особым колоритом, необычными элементами узора – купавками, розанами, ромашками, бутонами, изображениями коней, птиц.
Вначале мастер на изделии производит раскладку цветовых пятен светлых оттенков, а затем делает прорисовку деталей каждого элемента узора более яркими, насыщенными красками. Затем наступает этап оживки, который выполняется концом кисти белой гуашью. И невозможно глаз отвести от такой красоты!
Воспитатель: Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз, каких элементов особенно много встречается на городецких узорах?
Дети: В них много зеленых листьев и цветов.
Воспитатель: Вот эти цветы называются купавками, вот это ромашки, а вот эти самые большие и пышные, розаны. Обратите внимание, какого они цвета.
Дети: Розового и голубого.
Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски?
Дети: Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую.
Физкультминутка «Бутончик».
Сидя за столами.
Каждый бутончик Ладони соединить и руки поднять вверх над головой.
Склониться бы рад
Влево и вправо, Наклоны влево – вправо, руки за голову.
Вперед и назад. Наклоны вперед – назад.
От ветра и зноя Круговые движения туловищем влево – вправо, руки
Бутончики эти за головой.
Спрятались живо Руки вниз, держать осанку.
В цветочном букете.
Воспитатель: Сегодня мы научимся рисовать еще два цветка из городецких узоров – «ромашка» и «розан». А теперь посмотрите, в какой последовательности рисуем розан. Смешивание красок для получения нужного цвета. Рисование большого круга в центре формы. Обозначение центра бутона способом тычка, обмакнутой в темно – красную гуашь. Пририсовка к большому кругу дуг – лепестков концом кисти тонкой дугой закрашивание контура. Лепестки – дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона, по мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются. Когда рисунок подсохнет, наносится оживка: по краю лепестков концом кисти, рисуются тонкие дуги темно – красного ил белого цвета, в центре розана – более широкая дуга. Техника рисования элемента «ромашка». Смешивание красок для получения нужного цвета. Рисования основы – круга. Рисования серединки белым цветом способом тычка. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.
Пальчиковая гимнастика.
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный
пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! (Показывают раскрывающийся бутон).
Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора.
Предложить детям выбрать форму бумаги, цветы, листья на городецких предметах. Уточнить композицию, расположение цветов на листе бумаги. Самостоятельно завершить композицию на предложенной форме с помощью уже известных элементов узора – купавок, ромашек, розанов, листьев.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои доски. Какие они стали?
Дети: Нарядные, яркие, красивые.
Воспитатель: Какие вы цветы рисовали?
Дети: Бутоны и купавку.
Воспитатель: Как называется роспись, которую мы рисовали?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие замечательные доски у вас получились!