Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Зимующие птицы"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. РАСПОЗНАНИЕ ИХ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ. АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ! »
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Цели:познакомить детей с зимующими птицами родного края; правилами оказания помощи птицам в зимнее время года; научить распознавать наиболее часто встречающих птиц по внешнему виду; развитие наблюдательности и познавательных интересов.
Оборудование: раскраски «Зимующие птицы нашего края», цветные карандаши.
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, научимся распознавать наиболее часто встречающихся в нашей местности птиц по внешнему виду. Будем вести разговор о том, как в тяжелое время года помочь птицам перенести невзгоды.
2.Рассказ с демонстрацией.
Осенью улетели в теплые страны перелетные птицы. Почему они покинули родные края? Потому, что перелетные птицы не могут найти себе корм в зимнее время. Но есть среди пернатых и такие, которые остаются на зимовку. Эти птицы называются зимующими. Приведите примеры зимующих птиц.
Зимующие птицы делятся на оседлых и кочующих. Оседлые птицы живут в нашей местности постоянно круглый год, а кочующие прилетают к нам на зимовку.
Предлагаю вам послушать интересную историю, происшедшую в нашем лесу.
«Сидела сорока на заснеженной елке и плакалась:
-Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
-Это, смотря на какой зимовке, Сорока!
-На какой, на какой – на обыкновенной!
-Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать – курортничать с Севера прилетели. Я –Сова белая, они – Свиристель и Снегирь и они – Пуночка и белая Куропатка.
- Что-то я вас не пойму толком! – удивляется Сорока. – Зачем же вам было в такую даль лететь, киселя хлебать? У вас в тундре снег – и у нас снег, у вас мороз - и у нас мороз. Тоже мне курорт – одно горе!
Но Свиристель не согласен:
- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное – это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
-Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь – чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
-В тундре сейчас спрятались все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
- Век живи, век учись! – удивляется Сорока. – Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зимовку на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
- Так-то, Сорока! – кричат все. – А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, - от них пока ни слуху, ни духу».
Ребята, скажите, какие птицы прилетели к нам на зимовку? О чем беседовала с ними Сорока? Чем приглянулись гостям наши края? Что понравилось Свиристели? А что полюбилось Куропатке? Что понравилось Сове?
3.Игра «Птицы перелетные и зимующие»
Водящий называет птиц. Дети машут руками, если называют перелетных птиц; приседают - зимующих птиц.
Ребята, каких птиц вы увидели в видеофильме? Каких из них вы встречали в природе?
5.Осенние приметы
С давних времен люди наблюдали за поведением птиц.На основе их наблюдений появились народные приметы:
1.Ворона кричит зимой - к метели.
2.Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3.Вороны летают и кружатся над одним местом – к морозу.
4.Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.
5.Синичка с утра кричит – ожидай мороза.
6.Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.
7.Снегирь зимою скрепит – на снег, вьюгу и слякоть.
6.Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы России»
Перед вами раскраски зимующих птиц нашего края. Вам необходимо вспомнить наряды птиц и раскрасить их. При выполнении задания вы можете пользоваться иллюстрациями.
7. Выставка раскрасок
Ребята, давайте рассмотрим ваши работы и проанализируем. Все ли дети правильно выполнили задание?
8.1. Акция «Покормите птиц зимой!»
Зима очень суровое время года. Снег покрыл землю, деревья и кустарники. Наша задача – своевременно позаботиться о птицах в это время года. Зимняя подкормка спасает их многих от гибели. Кроме того, этим можно привлечь оседлых птиц гнездиться на нужном участке. Подкормку нужно вести регулярно, без перерывов, иначе многие уже привыкшие к месту птицы улетят навсегда. В гололедицу и сильный мороз кормушка должна быть всегда полной.
Столовые для птиц бывают разные: (Демонстрация простейших кормушек для птиц).
-дощечка с бортиками;
-бутылка из-под молока:
-кормушка-домик;
-кормушка-крючок;
-еловая шишка и т.д.
8.2.Игра «Угощение для птиц»
Водящий предлагает накормить птиц на кормушке. Он называет различный корм. Если он пригоден для подкормки, дети поднимают руки, если нет – хлопают в ладошки.
Ребята очень здорово, что вы готовы помочь птицам пережить столь суровое время для них. Организовав зимнюю подкормку птиц, вы получите уникальную возможность наблюдать за этими чудесными представителями животного мира.
Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!
Вам задачка от синички такова
Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали на кормушку? (синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)
2. В какой день недели прилетали вороны? (в среду)
3. Сколько ворон прилетало? (три)
4. Чем лакомился голубь на кормушке? (кашей)
5. Чем угощались сороки? (пиром)
6. Сколько было сорок на кормушке? (семь)
Молодцы, и с этим заданием справились!
9.Игра «Домики для птиц»
Дети выбирают таблички с названиями птиц. Им необходимо расселиться в три домика: домик для оседлых птиц, домик для перелетных птиц, домик для кочующих птиц.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(278) "Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края». "
["seo_title"] => string(167) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-po-ekologhichieskomu-vospitaniiu-i-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-na-tiemu-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
["file_id"] => string(6) "167777"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1423138717"
}
}