Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему : " Этикет на каждый день".»
Тема: «Этикет на каждый день.»
Цель:
Формировать представление воспитанников об основных эстетических нормах и навыках культурного общения.
Развивать первоначальные умения управлять своим поведением, стимулирование потребности в повышении уровня культуры.
Оборудование: таблички с названиями команд , записи на доске, изображения солнышка и тучки, секундомер.
Ход занятия:
1.Вводная часть
Воспитатель:
- Я рада видеть вас на занятии. Все вежливые люди при встрече всегда здороваются, давайте и мы поздороваемся, но не просто, а в форме игры.
Упражнение «Приветствие по кругу»
Каждый участник по кругу передает фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Привет», «Здравствуйте» и др.
Воспитатель:
-Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям.
2.Основная часть
А)Информационный блок
На доске запись
Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать.
Воспитатель
- Что гласит русская пословица «Встречают по одежке»?
Ответы воспитанников
Воспитатель
-Правильно. Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другого. А главным, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Воспитатель
-Прочитайте на доске определение слова этикет.
Этикет – установленный порядок проведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Воспитатель
-Этикет бывает разный. Посмотрите, на доске записаны виды этикета. Как вы можете объяснить эти понятия?
Виды этикета:
служебный (деловой)
дипломатический
военный
врачебный
этикет за столом
этикет в общественных местах
Воспитанники высказывают свои объяснения.
Воспитатель
- С этикетом тесно связаны правила вежливости.
Правила вежливости:
-Научись сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других
-Научись: не перебивать, не шуметь, не шмыгать носом, не зевать вслух, не вытирать ботинки о штанину брюк.
Б) Командное соревнование
Воспитатель
- Этими правилами мы с вами будем пользоваться на сегодняшнем занятии.
Сейчас мы с вами в форме брейн-ринга проверим ваши знания о правилах этикета. Для этого разделимся на команды.
Деление на команды:
Упражнение «Дерево». Из группы по требуемому количеству команд выбирается несколько участников. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали в свою очередь выбирают следующих. Так по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.
Воспитатель
У нас с вами 2 команды .
Вам нужно придумать название команды и написать ее на табличке.
Воспитанники выполняют задание.
Воспитатель
- За каждый правильный ответ команда получит жетон. У нас действует правило поднятой руки.
Вопросы:
Что такое вежливость?
(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)
Что принято считать хорошими манерами?
(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)
Жетон получает команда назвавшая больше хороших манер.
Кто первый здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается входящий, независимо от пола и возраста.)
Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Проходящий.)
Воспитатель
Следующее задание соблюдение этикета:
В магазине.
Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Кто выходит)
Как правильно спросить: «Кто последний? Или «Кто крайний?» (Кто последний).
Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).
Как обратиться к продавцу? (Ответы детей)
На улице, в транспорте.
С какой стороны обходят прохожего? (Идущих впереди – слева, на встречу - справа).
При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе - наоборот)
Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).
В театре.
Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым? (Идет и ведет к месту мужчина, лицом к сидящим).
Что нельзя делать во время спектакля? (Ответы детей).
Поведение за столом.
Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками, кладут на салфетку, отламывая маленькими кусочками).
Как едят пирожные, торты, пироги? (Торты и бисквиты – маленькими порциями, пироги – держа в руках).
Как выйти из-за стола?
Воспитатель
Следующее задание.
-Кто больше знает вежливых слов?
Воспитатель
Игра «Разрешается – запрещается»
-Я буду читать житейский совет, если вы считаете, что он правильный, - вы встаёте, хлопаете в ладоши и говорите слово «разрешается». Если совет неправильный – сидя топаете ногами и говорите слово «запрещается». Всем понятно? Начинаем.
1.Быть добрым, весёлым – разрешается
2.Грубить и кричать – запрещается
3.Громко смеяться на улице – запрещается
4.Извиниться, если нечаянно толкнёшь кого – то – разрешается
5.Быть с товарищем и только самому есть вкусное яблоко – запрещается
6.Благодарить маму за вкусный обед – разрешается.
7.Иметь в кармане чистый носовой платок – разрешается
8.Съесть конфету и бросить на землю фантик – запрещается
9.Знать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки – разрешается.
10.Во время концерта есть мороженое – запрещается.
Воспитатель
Новое задание.
Игра «Да — нет». Командам по очереди воспитатель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ — 1 балл.
За столом ведут громкие разговоры? (нет)
Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
В) Подведение итогов.
Подсчет баллов.
Рефлексия
Воспитатель
- В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Ответы воспитанников.
-Сейчас я вам раздам листы бумаги , на которых нарисованы солнышко и тучка. Если вам понравилось наше занятие и у вас хорошее настроение, раскрасьте солнышко, если наоборот – тучку.
Воспитатель
-Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.