Цель:
- Расширить представления детей о правилах этикета и культуре поведения.
Задачи:
- Обучающие: в игровой форме формировать у детей культуру поведения, познакомить и историческими моментами современной этики.
- Развивающие: развивать умение формулировать свои мысли, логическое мышление. Пополнять словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения и вежливое отношение к людям.
Оборудование:
- Плакаты с рисунками рыцарей, с изображением дружеских рукопожатий.
- «Волшебные слова».
- Выставка книг посвященная этикету, дружбу и рыцарям.
- Медали «Вежливости» и грамоты активным участникам.
Литература:
- Все об этикете. – Ростов н/Дону.: изд-во «Феникс», 1995. – 512с.
- Этикет. – М.: Рольф, 1999.– 272с.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем рыцарский турнир вежливости. Разделимся на 2 команды, придумаем название, выберем капитанов и познакомимся с жюри.
- ВИКТОРИНА.
- Первое задание: обоюдное приветствие. (Чем вежливее оно будет, тем лучше.)
- Второе задание: разминка. (Каждой из команд задаются вопросы, слушайте внимательно.)
- Кого в прошлом называли рыцарями?
(Ответы детей: В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи – латы, кольчуги, шлемы, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого и обиженного. Благородно относиться к женщине.)
- Какого человека называют рыцарем в наши дни?
(Ответы детей: В наши дни рыцарями называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать свое слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего и слабого. Он готов бесстрашно прийти на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулиганов. Рыцарь бесстрашно бросится в ледяную воду, чтобы спасти тонущего. Он совершит много других прекрасных поступков, в его груди бьется благородное сердце.)
- Третье задание: «Словарь вежливых слов». (Поочередно, каждой команде читаю фразу – вы ее заканчиваете. Выкрикивать нельзя, ответ в таком случае не засчитывается.)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим: (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
- Четвертое задание: «Волшебные слова».
В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждая команда поочередно будет называть по одному «волшебному слову», побеждает та, которая назовет больше всех слов. (Ответы детей: до свиданья, здравствуйте, благодарю, спасибо, извините, простите, будьте любезны, спокойной ночи, подайте пожалуйста, прошу прощения…)
- Пятое задание: «История обычая».
- Объясните, откуда пришел обычай снимать головной убор мужчине, когда заходишь в помещение?
(Ответы детей: обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в помещение, снимать головной убор – остался, этим мы показываем хозяину, что уважаем его дом, уважаем живущих в нем. Это часть культуры поведения.)
- Когда в России впервые появились книги о том, как молодым надо вести себя?
(Ответы детей: более 200 лет назад, появилась книга, о правилась поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была в Российской Академии Наук. Большинство из правил, записанных в книге, годятся и сейчас, хотя написаны они непривычным для нас языком. «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотишь. Над яствою не чавкай, как свинья и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.)
- Шестое задание: «Задачи не на сложение, а на уважение».
- Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки, назовите их.
(Ответы детей: мальчик должен был спокойно обратиться: «Извините, пожалуйста. Скажите, который час».)
- Два мальчика столкнулись в дверях и не как не могут разойтись. Кто из мальчиков должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет?
(Ответы детей: обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее.)
- Седьмое задание: «Блиц-турнир».
- Кто первым заканчивает разговор по телефону, звонивший или собеседник?
(Ответы детей: кто начал разговор или кто старше.)
- Следует ли есть котлету при помощи ножа?
(Ответы детей: нет, ее можно отламывать вилкой, так как она мягкая.)
- Можно ли поздно ночь вламываться в квартиру друга, без видимой причины?
(Ответы детей: нет, некультурно беспокоить людей поздно ночью.)
- Стоит ли поднимать упавший носовой платок?
(Ответы детей: нет, нужно указать человеку на упавший предмет.)
- Можно ли разворачивать сразу полученный подарок?
(Ответы детей: да, тем самым проявишь уважение к человеку, который его подарил.)
- Если подарок вам не нравиться, или у вас уже есть какой, или он вам не нужен, стоит ли об этом говорить?
(Ответы детей: нет, это проявление неуважения к человеку и обидишь его.)
- Можно ли на день рождения идти в спортивном костюме?
(Ответы детей: нет, эта одежда для занятий спортом.)
- Если ты увидел своего товарища в автобусе, стоит ли кричать, чтобы привлечь его внимание и поздороваться?
(Ответы детей: нет, так как ты беспокоишь всех людей в транспорте.)
- Если ты толкнул кого-нибудь, что надо сделать?
(Ответы детей: извиниться.)
- Хорошо ли при встрече говорить всем «Привет».
(Ответы детей: нет, старшим и незнакомым людям нужно говорить «Здравствуйте».)
- Восьмое задание: «Конкурс капитанов».
- Ты ищешь с товарищем по улице, он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком, надо ли здороваться тебе?
(Ответы детей: надо.)
- Ты часто встречаешь человека по дороге в школу, но не знаком с ним, нужно ли тебе здороваться?
(Ответы детей: нет.)
- Навещая заболевшего товарища, почему нельзя долго задерживаться?
(Ответы детей: больного человека легко можно утомить.)
- Рассказывая о чем-то интересном, почему нельзя размахивать руками?
(Ответы детей: можно задеть собеседника.)
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.
Пока жюри ведет подсчет очков, скажите:
- Как вы понимаете слово «вежливость».
(Ответы детей: это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Можно добавить, что слово «вежливость» произошло от слова «вежа», и затем «вежество».)
- Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?
(Ответы детей: перед тем, как войти в дом, вытри ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, встряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, остальным слегка кивнуть и сказать «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, женщина нужно уступить место, себе принести другой стул.)
Сейчас мы награждаем победителей. Спасибо за активную и дружную работу. До свидания.