kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Художественное слово – как средство воспитания речевой выразительности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

  1. Актуализация темы. Вводное слово о сценической речи и необходимости занятий по этой теме с воспитанниками и педсоставом.
  2. Система работы над сценической речью. Практические занятия по каждому разделу темы.

Ход занятия

  1. Актуализация темы.

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейшим его элементом является слово. Сохранение языка в его чистоте т красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.

Однако, было бы огромным заблуждением считать, что занятия сценической речью нужны только деятелям сцены.  Красивой, четкой и правильной речью должен обладать каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием детей. Это та визитная карточка педагога, по которой вас дети встретят и протестируют. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью и, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Художественное слово – как средство воспитания речевой выразительности детей »

Тема; « Художественное слово – как средство воспитания речевой выразительности детей

Цель: познакомить с системой занятий по сценической речи.


План:

  1. Актуализация темы. Вводное слово о сценической речи и необходимости занятий по этой теме с воспитанниками и педсоставом.

  2. Система работы над сценической речью. Практические занятия по каждому разделу темы.


Ход занятия
  1. Актуализация темы.

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейшим его элементом является слово. Сохранение языка в его чистоте т красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.

Однако, было бы огромным заблуждением считать, что занятия сценической речью нужны только деятелям сцены. Красивой, четкой и правильной речью должен обладать каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием детей. Это та визитная карточка педагога, по которой вас дети встретят и протестируют. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью и, безусловно, над речью ваших воспитанников.

  1. Система работы над сценической речью.

Работая над сценической речью, мы должны знать основные разделы, по которым проводятся занятия. Итак:

А) Артикуляционная гимнастика. (тренируем мышцы языка, губ, щек)

  1. Подготовительное упражнение « НА КОЛОК» -правильное положение тела). Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц надо найти правильное положение тела. Встать, ссутулится, расслабить мышцы спины, плеч. Потом попробовать как бы приподнять свое тело (плечи грудь) и откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, плечи и шея –свободной, лёгкой. Такое положение – «тело на колок» ( выражение Станиславского) – должно быть привычным, естественным не только на моменты работы над дыханием, голосом, но и вообще в жизни. 1«КОМАР»,(разогрев мышц лица перед комплексом упражнений). Движением щек, носа, лба согнать с лица комара, ничем другим помогать нельзя. Как можно больше гримасничать.
  2. «КОЛОКОЛЬЧИК»Сделать рот в форме «О».»

  3. « КАЧАЛОЧКА»»Провести кончиком языка по губам.

  4. «УЛЫБКА БУРАТИНО»Вытянуть язык трубочкой.

  5. Растянуть губы по зубам (десны не показывать).

  6. «ПОСКАКАЛИ» сделать щелчки языком, медленно, быстро.

  7. «САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЯЗЫЧОК» Кончиком языка достать кончик носа, до подбородка. «Змеиный язычок» -выбросить острый язык и спрятать

  8. Движение челюстью влево, вправо и по кругу.

  9. «Часики». Губами показать 3, 6, 9, 12.

  10. Поочередно собирать губы в пятачок и растягивать их в улыбке.

  11. Львенок и варенье. Облизать (понарошку) руки, «смыть» варенье.

Б) дыхательная гимнастика.

  1. Выдох на звук пф-пф.

  2. Короткий вдох, на выдох считать громко: 1, 2, 3, потом до 5, 7, 9 и т. д.

  3. Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.

  4. Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.

  5. Вдох через нос, выдох через рот – 10 раз.

  6. «Задувание свечи». Спокойный вдох, задержать дыхание на счет 1, 2, затем медленный равномерный выдох, как будто задуваем свечу.

  7. «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара), звук з-з-з-з – хлопок.

  8. Спокойное дыхание «На берегу моря».

  9. Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.

В) На дикцию.

  1. Проговаривание сложных сочетаний.

Джунь – дзунь

Джань – дзань

Джонь – дзонь


Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи.


Джунгли, дзунгли, джонгли, дзонгли, джангли. Дзангли, дженгли, дзенгли.


Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла.

Работа со скороговорками-Разные интонации Грустно,устало, сердито, радостно и т. д.

Скороговорки. Ехал Грека.., во дворе трава.., шла Саша по шоссе.., Клара у Карла..


Г) Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия)

Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.

«Что болит?» – спросил доктор.

«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.

«МИМОЗЫ мила маме купила? МИМОЗЫ мила маме купила. Мимозы МИЛА маме купила? Мимозы МИЛА маме купила. Мимозы Мила МАМЕ купила? Мимозы Мила МАМЕ купила. Мимозы Мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА.

Интонация – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).

«Конкурс фраз»

Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)

Красный свет – дороги нет. (испуганно)

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позевывая)

«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья. Зевая)

Первый раз в первый класс (как маленький ребенок)

Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)

В лесу родилась елочка. В лесу она росла. (таинственно. Как секрет)

Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)

Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)

Весело, весело встретим Новый год (грустно, жалобно)

Спокойствие, только спокойствие. (испугать, устрашить)

Мама мыла раму (печально)

Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)

Это я, почтальон Печкин (таинственно. Как секрет)

Камчатка – это полуостров (хвастливо)

У воспитанной собаки нету повода для драки (радостно)


Д) Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому актеру просто необходимо научиться сочинять текст речи, рассказ, доводя это умение до профессионализма. И в итоге, научиться красиво говорить экспромтом, без подготовки. Такое умение достигается тяжелым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых мы сегодня рассмотрим. «Рассказ по кругу» (дается первая фраза, отталкиваясь от нее, нужно сочинить рассказ; каждый вносит в будущий рассказ одно предложение за один круг).

Как-то однажды я спешила на вокзал. Время поджимало, и я почти бегом неслась по перрону с двумя сумками в руках. Впереди совершенно неожиданно возникло препятствие в виде колонны. Со всего размаху я в него вписалась….

Е) Умение изобразить любой звук, звукоподражать.

Создать шумовое оформление.

У зубного врача первый пациент. От страха у него сводит зубы. Врач включает бормашинку. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает обороты. Тогда пациент выворачивается и убегает. Врач падает.


Создать шумовое оформление.

Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног.


Создать шумовое оформление.

Полустанок. Путевой осмотрщик, отдуваясь и причмокивая, пьет чай. Мирно тикают ходики, Вдали слышится гудок паравоза. Тяжело вздыхая, осмотрщик встает, роняя стул. Гудок паравоза все громче и громче. Мирно проносится скорый поезд.


Создать шумовое оформление.

Опушка леса. В тишине раздается свист косы. Неожиданно из-под ног косаря выпорхнула с диким карканьем ворона. Косарь со злостью сплевывает, выхватывает из-за пазухи пистолет и стреляет. Пасущаяся рядом корова удивленно мычит.


Создать шумовое оформление.

Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышен звук сирены скорой помощи.


Ж) Упражнения для отработки навыков разговора.


Импровизированный ответ на вопрос: «Зачем ты съел мою котлету»

Представить диалог медведя с ежом, которого он проглотил.

Представить диалог обезьяны с ее хвостом.

Представить диалог крокодила с больным зубом.

Импровизированный ответ на вопрос: «Что новенького в школе?»

Импровизированный ответ на вопрос мамы к детям: «Где вы были?»


«Поговорим ,по рассуждаем» « Отрываешь кран и из него вдруг полился апельсиновый сок. Что ты будешь делать?» и т.д. «ИЗ тучи неожиданно стал падать изюм, твои действия?»

«Речь в движении» -

Синхронизированные речь и движения помогают найти нужный характер звучания речи, а всевозможные движения, положения тела, физические действия помогают непосредственно воздействовать на работу голосового аппарата. Упр. «Иголка» Сидите , шьете.

Ой, иголка вдруг упала!

Где теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно? Нет не видно!

Под столом ты?

Нет, обидно!

Может, спряталась в паркет?

И в паркете тоже нет.

Да, как видно. Мало толку-

Не найти мою иголку!...

Упр. «СКАКАЛКА»

На скакалке я скачу,

Научится я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно, и не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

Можно прыгать целый час!..


В тексте 48 ударений, значит, должно быть 48 прыжков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
« Художественное слово – как средство воспитания речевой выразительности детей

Автор: Приходько Наталья Николаевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Статья "Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_khudozhiestvienno_riechievaia_dieiatiel_nost_doshkol_nikov_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "397043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488392797"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Сказки как средство обогащения словаря дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(68) "stat_ia_skazki_kak_sriedstvo_oboghashchieniia_slovaria_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "347572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475680432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства