Просмотр содержимого документа
«Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников. (из опыта работы)»
Бисерова С.С.,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ №1» г. Заречный
Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников.
(из опыта работы)
Патриотическое воспитание учащихся всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и целенаправленное формирование у учащихся любви к своей Родине. Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. В дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».
Изучение родного края, является основой для формирования любви к своей Малой Родине. Поэтому изучение природы, истории, культуры города Заречного и его окрестностей было организовано мною во внеклассной работе.
На занятиях внеурочного курса «Школа юного краеведа» изучались:
Неживая природа Урала.
Растения родного края.
Насекомые родного края.
Рыбы, обитающие в реках Свердловской области.
Птицы родного края.
Звери, обитающие на территории Свердловской области.
Охрана природы родного края.
На занятиях использовались различные формы и виды деятельности: беседы, экскурсии, инсценировки, сочинения сказок, подвижные и интеллектуальные игры, работа в живом уголке, просмотр фильмов и прослушивание аудиокассет, опыты, посещение музеев, природных объектов.
Ребята сами составляли вопросы для игры «Что? Где? Когда?», проводили викторины: «Этот удивительный мир растений»; «Я - жучок маленький да удаленький»; «Угадай, чей голосок». Интересно прошла игра «Поле чудес» на тему: «Эти забавные животные». Дети участвовали в конкурсе рисунков «Мой четвероногий друг». Родители проводили для детей звёздный час на тему: «Сохраним природу России, Заречного».
Обучающиеся вместе с родителями изготовили 21 кормушку и скворечник. Десять кормушек мы подарили детским садам, остальные – развесили на территории школы.
Рядом с Заречным есть старинное село Большие Брусяны. Ему уже 318 лет. В селе создан богатейший краеведческий музей. Ученики узнали о первой на Урале земской больнице. С большим интересом слушали учащиеся рассказ о детдоме, который появился в Больших Брусянах в военные годы для детей из Москвы и Ленинграда. О нашем земляке, летчике Ананьине С.К., Герое Советского Союза и его однофамильце - военном корреспонденте Ананьине М.П. Его фотографии Хатыни, Брестской крепости, парада Победы обошли весь мир и помещены в учебники истории.
. Мы стали настоящими туристами-исследователями. Так на территории Заречного мы нашли бериллы. А за четвёртым блоком Белоярской АЭС на Гороховом поле – аметисты. Также мы посетили пегматитовую закопушку и кварцевый карьер, где ребята впервые увидели дымчатый и льдистый хрусталь, розовый и молочный кварц. Познавательной была экскурсия в деревню Логиново, где находится памятник природы Базальтовые скалы. Дети совершали восхождение по отвесному склону на вершину горы, где разрывая корнями глыбы скал росли деревья. С восхищением ученики увидели карьер, где добывают белый, серый, розовый, зернистый, как сахарный песок, гранит. Посмотрели ребята и процесс обработки камня в камнерезной мастерской.
Дети познакомились с творчеством П.П. Бажова. Свой сборник сказов Павел Петрович назвал «Малахитовая шкатулка». Сначала в нем было 14 сказов. Потом Бажов добавлял в свою «Малахитовую шкатулку» новые произведения. Всего П. П. Бажов написал 56 сказов. Читали мы сказы с ребятами, а сами думали, о каких же самоцветных камнях пишет Павел Петрович? Какие камешки – минералы летели из-под передней ножки Серебряного копытца? «…вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие». Голубые камни – это аквамарин, лазурит, агат. Красные – яшма, рубин, гранат. Зеленые - берилл, изумруд, хризолит, амазонит, малахит...
Удивились учащиеся, узнав, что в Уральских горах хранится более 800 различных минералов. Прочитали башкирскую сказку о великане, который носил пояс с глубокими карманами, где он прятал свои богатства. Однажды великан уронил его на землю. Пояс растянулся от Карского моря на севере до Каспийского моря на юге. Так возникли Уральские горы. « Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2500 километров. Трудно назвать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах.
Для того чтобы познакомиться с минералами, которые встречаются у нас на Урале, мы поехали в город Екатеринбург на «Минерал-шоу», там мы увидели:
Змеевик – это имя минералу дали на Руси за сходство со змеиной кожей. Обычно это зеленых оттенков непрозрачный камень, из которого изготовляют ювелирные изделия и различные поделки.
Родонит – русское название его «орлец». Красивый минерал розового или малинового цвета, чаще всего пронизанный дендритами черного цвета, придающими ему особую привлекательность. Самые красивые родониты добывают у нас на Урале.
Яшма – один из самых распространенных самоцветов. Это твердая горная порода, содержащая много кварца и халцедона. Яшмы удивительно разнообразны. Они бывают красные, зеленые, фиолетовые, черные, белые. Яшмы могут быть однотонные, полосчатые, пейзажные, пёстроцветные.
Гранат – темно – красные кристаллы граната в породе напоминают зерна плода граната. Отсюда и пошло название камня. Гранаты могут быть не только красного цвета. Встречаются прозрачные, черные камни. А на Урале находят гранаты зеленого цвета.
Горный хрусталь является кварцем. Кристаллы горного хрусталя прозрачны, и напоминают диковинные сосульки. Не случайно слово «хрусталь» в переводе с греческого означает «лед».
Аметист – разновидность кварца. Его характерная примета фиолетовая окраска. В природе аметисты встречаются в виде кристаллов и друз.
Изумруд один из самых дорогих самоцветов. Эти минералы является ярко – зелеными прозрачными бериллами. В России первый изумруд обнаружили в 19 веке на Урале случайно, под корнями вывороченного дерева.
Аквамарин – еще одна разновидность прозрачных бериллов. Они имеют цвет морской воды. Аквамарины называют благородными бериллами.
Посетив памятник природы Тальков камень, каждый из детей нашёл образец талька для своей коллекции.
Прочитав сказы П.П. Бажова, узнав о его жизни, нам захотелось увидеть места, где жил писатель. С классом мы поехали в город Сысерть, где родился и жил П. П. Бажов. Впервые дети увидел старинные предметы, о которых только читали в книгах. Это сани, ушат, корчага, сундук, розвальни, ботало.
В нашем городе тоже есть место, связанное с именем П. П. Бажова. Это одна из центральных улиц Заречного. Отправляясь на экскурсию по улице Бажова, класс разделился на 6 групп. Каждая группа имела своё задание для наблюдений:
Архитекторы:
1 Сколько домов на улице многоэтажных и одноэтажных?
2 Из какого материала сделаны дома?
Штурманы:
1 Рассказать о маршруте «Школа № 1 - улица Бажова»
2 Где находится улица в г. Заречном?
3 В каком направлении она протянулась?
4 Какие улицы её пересекают?
Экологи:
1 Назвать растения которые растут на улице. Описать их.
2 Назвать факторы, определяющие рост и развитие растений.
3 Какие экологические нарушения вы наблюдали?
4 У каких растений вы видели семена, плоды? Опишите их.
Экономисты:
1 Какие учреждения находятся на улице?
2 Их значимость для жителей города?
3 Люди каких профессий работают в этих учреждениях?
4 Какой из этих профессий ты хотел бы овладеть?
Историки:
1 В честь кого названа улица? Чем этот человек знаменит?
2 В каком году появилось это название на карте города?
3 Наши земляки – герои, живущие на этой улице?
Синоптики:
1 Какая температура воздуха?
2 Облачность?
3 Направление ветра, сила ветра.
4 Как светит солнышко по сравнению с летом?
По результатам экскурсии каждая группа сделала иллюстрированный отчёт.
Накопив полученные знания о природе родного края, дети смогли принять участие в городской научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку», которая проходит каждый год в городе Заречный.
Краеведческая работа способствует:
формированию чувства гордости за свою родину, за свой город.
развитию информационно-коммуникативных умений и навыков;
освоению различных правил, норм, обычаев, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
осознанию своей сопричастности к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
получению новых знаний в ходе поисковой и исследовательской работы и их реализации в практической деятельности;
Узнавая природу родного края, осознавая её величие и могущество, ощущая единство с ней, ребёнок учится любить свою малую родину, гордиться ею и беречь её.