kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юные кулинары

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет полноценное своевременное питание. К сожалению, навыки здорового питания вырабатываются не у всех детей. Занятость родителей, ограниченность ассортимента продуктов, сложное финансовое положение в семье ведёт к оскудению меню, уменьшению набора блюд.

Учащиеся, когда остаются одни дома часто, сталкиваются с трудностями в организации своего питания, что может послужить причиной появление проблем со здоровьем. Данный курс позволит им частично преодолеть эти трудности и организовать своё питание достаточно полноценно. Кроме того, программа даёт дополнительные знания и навыки, позволяющие детям, внимательнее относится к выбору продуктов питания, правильно и красиво оформлять приём пищи, чувствовать себя за столом раскованно и уверенно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«юные кулинары »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Юный кулинар





Автор-составитель:

Киселева Ольга Ивановна,

учитель технологии













Березовский 2014

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

  2. Планируемые результаты………………………………………………9

  3. Тематический план……………………………………………………….11

  4. Содержание программы…………………………………………………12

  5. Список литературы для учителя ………………………………………15

  6. Список литературы для обучающихся …………………………………15













































Пояснительная записка



В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет полноценное своевременное питание. К сожалению, навыки здорового питания вырабатываются не у всех детей. Занятость родителей, ограниченность ассортимента продуктов, сложное финансовое положение в семье ведёт к оскудению меню, уменьшению набора блюд.

Учащиеся, когда остаются одни дома часто, сталкиваются с трудностями в организации своего питания, что может послужить причиной появление проблем со здоровьем. Данный курс позволит им частично преодолеть эти трудности и организовать своё питание достаточно полноценно. Кроме того, программа даёт дополнительные знания и навыки, позволяющие детям, внимательнее относится к выбору продуктов питания, правильно и красиво оформлять приём пищи, чувствовать себя за столом раскованно и уверенно.

В школьной программе по технологии отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Однако предусматриваются занятия только для девочек, а приобретение навыков самообслуживания, приготовления пищи необходимо и мальчикам.

Практика показала, что мальчики 12-14 лет успешно и с интересом занимаются в кружках кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе профессии.

Кружки кулинарии, опираясь в своей работе на знания и навыки по приготовлению пищи, полученные обучающимися на уроках технологии, должны расширить и углубить эти знания и навыки, способствовать профориентации школьников.

Кружок организуется в лицее в оборудованном кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет должен быть светлым, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы кружка есть необходимый кухонный инвентарь.

Цели программы:

  • Сформировать у учащихся основные навыки самостоятельного питания;

  • Провести профессиональную пробу по профессиям: повар, диетолог, пекарь, официант;

  • Дать знания о здоровом питании;

  • Реализация целей программы идет через решение ее задач.

Образовательные задачи:

  • сформировать у учащихся основные понятия о кулинарии;

  • расширить знания учащихся о культуре питания;

  • узнать основные профессии, связанные с питанием.

Воспитательные:

  • формировать экологическую культуру;

  • формировать культуру общения при выполнении групповых заданий;

  • прививать навыки точного выполнения заданий.

Развивающие:

  • развивать аккуратность, внимание, чувство ответственности

  • развивать эстетический вкус и этические навыки учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

Реализация задач осуществляется через различные формы занятий: беседа, исследование, практикум, презентация, дегустация, ролевые игры.

Программа предусматривает межпредметные связи с историей, биологией, химией, математикой, информатикой

Теоретическая часть включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека, специальные сведения о культуре потребления пищи.

Практическая часть предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формированию навыков сервировки стола.

Планирование и проведение занятий опирается на следующие педагогические принципы:

  • Уважение к личности ребенка;

  • Признание права ребенка на ошибку;

  • Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;

  • Сохранение здоровья детей.

В воспитании и развитии навыков творческой работы программа опирается на следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Для реализации программы необходимы:

  • дидактическое обеспечение:

  • учебники кулинарии,

  • технологические карты,

  • сборник рецептов,

  • наглядный и раздаточный материал.

  • материалы и оборудование:

  • оборудование кабинета кулинарии школы,

  • фартуки головные уборы на каждого обучающегося.

Продукты приобретаются обучающимися самостоятельно при помощи родителей.

Работа по данной программе рассчитана на 35 часов. Программа экспериментальная и предполагает обучение ребят в возрасте от 11 до 13 лет. Количество от 12 до 15 обучающихся. Набор обучающихся свободный.

Режим организации занятий:

В зависимости от финансирования реализации программы, она может проводиться в течение одной четверти или в течение нескольких недель. В любом случае проводиться по 2 часа. Получение оценок не предполагается, так как занятия не включены в учебный план.

Продукты питания для занятия приобретаются экологические чистые, при покупке обращается внимание на маркировку, не имеет ли данный продукт красителей, добавок, на дату выхода продукта. Приобретение продуктов осуществляется за счет родительских средств и с привлечением родителей. Большое внимание на занятиях кружка должно уделяться экономному ведению домашнего хозяйства, бережному отношению к продуктам питания, особенно к хлебу.

Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и колпака, а также сменной обуви. Руководитель кружка должен строго следить за соблюдением учащимися правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа обучающихся связана с пользованием нагревательными приборами (электрической плитой), режущими инструментами (ножами, мясорубками и др.), с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание обращать на правила безопасности труда. На первом же занятии, знакомя ребят с помещением, его оборудованием, руководитель кружка обучает их правилам обращения с нагревательными приборами и режущими инструментами. На последующих занятиях педагог напоминает правила, необходимые в данный момент. Плакаты с правилами гигиены и охраны труда рекомендуется вывесить на видном месте в учебной кухне.

Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. В конце занятия проводится заключительный инструктаж, мытье посуды и уборка помещения.

Готовить блюда желательно из расчета одна порция на каждого занимающегося (50 – 70 г.). Это даст возможность снимать пробу (дегустация), сервировать стол и одновременно закреплять на практике правила поведения за столом. Нормы продуктов указываются в инструкционных картах приготовления блюд.

Для наилучшей организации работы кружка группу делят на две бригады. Бригадиры, получая задания от педагога, распределяют работу внутри бригады, следят за правильностью ее выполнения. Педагог контролирует бригадиров, проверяя, чтобы все члены бригады были заняты работой.

Дежурят в кружке по бригадам. Дежурные приходят на занятие за 10-15 мин до начала и подготавливают лабораторию: расставляет инвентарь на рабочие места каждой бригады, распределяет продукты. Дежурные следят за тем, чтобы в конце занятия ребята привели в порядок свои рабочие места, вымыли и убрали инвентарь. Затем дежурные выносят мусор, производят влажную уборку помещения.

Позволяет сделать занятие более динамичным показы тематических презентаций с иллюстрациями и мини – видеофильмы.





































Планируемые результаты

К концу окончания курса ученики научаться:

  • Правилам техники безопасности при обработке продуктов питания;

  • Правилам гигиены и санитарии;

  • Определять основной состав продуктов питания;

  • Определять основные группы продуктов питания;

  • Самостоятельно использовать основные понятия, используемые в кулинарии;

  • Самостоятельно рассчитывать калорийности продуктов, состав витаминов и минеральных солей;

  • Правильно выбирать качественно экологические чистые продукты;

  • Самостоятельно выполнять способы механической и тепловой обработки продуктов питания;

  • Самостоятельно находить и выполнять рецепты несложных блюд.

  • Применять основные правила сервировка стола

  • Применять правила поведения за столом

Ученик получит возможность научиться:

  • Соблюдать правила техники безопасности;

  • Соблюдать правила санитарии и гигиены;

  • Выбирать продукты питания. Использовать информацию на упаковке продуктов для качественного их подбора;

  • Выполнять основные приемы механической и тепловой обработки продуктов;

  • Точно следовать инструкционной карте. Организовывать свою работу при приготовлении блюд;

  • Изготавливать блюда из различных продуктов, согласно рецепту;

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • Оформлять готовое блюдо и правильно подавать его на стол;

  • Сервировать стол для различных видов приёма пищи;

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через создание портофолио, выполнением и защитой проектов.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предлагаемые темы проектов

- Национальное блюдо

- Что готовят на масленицу?

- Это вкусный бутерброд

- Я иду в гости

- Это чудо овощи

- Оформление блюд









Тематический план занятий по программе

«Юный кулинар»



Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

I

Введение: правила техники безопасности.

1



II

Бутерброды. Горячие напитки.

6



1

Холодные открытые и закрытые бутерброды.

2

0.5

1.5

2

Горячие открытые и закрытые бутерброды.

2

0,5

1,5

3

Канапе

2

0,5

1,5

III

Блюда из овощей

6



1

Холодные блюда

2

0.5

1.5

2

Горячие блюда

4

1

3

IV

Блюда из круп и макаронных изделий

4



1

Каша

2

0.5

1.5

3

Паста с соусом

2

0.5

1.5

V

Блюда из теста

6



1

Блюда из жидкого теста

2

0,5

1,5

2

Блюда из пресного теста

2

0,5

1,5

3

Различные мучные блюда

2

0.5

1.5

VI

Сервировка и украшение стола

2

0.5

1.5

VII

Национальные блюда народов нашего региона

8

2

6

VIII

Итоговое занятие

2


2

Итого

35











Содержание программы

«Юный кулинар»

Обучение направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (тесто, овощи и т.д.), знакомство с историей данных продуктов и блюд, изготовление простейших блюд, учатся организации своего рабочего места.

I.Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием.

Правила безопасности при проведении кулинарных работ, правила санитарии и гигиены. Состав пищи. Подсчет калорийности, содержания витаминов, минеральных веществ. Правила выбора различных продуктов.

I I. Бутерброды. Горячие напитки.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практическая часть

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

I I I. Блюда из овощей.

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практическая часть

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

IV Блюда из круп и макаронных изделий

Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.

Практическая часть

Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.

Готовить и оформлять блюда из крупы и макаронных изделий.

V Блюда из теста

Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста разных видов.

Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки.

Практическая часть

Анализировать рецептуру и кулинарное использование различных видов теста.

Выполнять механическую кулинарную обработку муки.

Изготавливать тесто и начинку и готовить изделия из разных видов теста.

Соблюдать безопасные приемы труда с горячими жидкостями.

Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов.

VI Сервировка и украшение стола

Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику.

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения за столом в гостях.

Практическая часть

Подбирать столовое белье и посуду для сервировки. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.

Составлять меню.

Выполнять сервировку стола к завтраку, обеду и ужину.

Выполнять сервировку различных видов праздничного стола.

Овладевать навыками эстетического оформления стола.

VII. Национальные блюда народов нашего региона

Изучение многонационального народа, который проживает на Кузбасской земле.

Изучение национальных блюд народа, проживающего в Кузбассе.

Практическая часть

Кулинарное искусство в истории Кузбасса. Рецепты и история блюд народов Кузбасс

Список литературы для учителя

1.Ермакова В. И. Основы кулинарии: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996

2.Искусство кулинарии. - М.: «Аз Буки», ТОО «Игорь»,1993

3.П. Ф. Симоненко. Образцовая кухня. – М.: Типография И. Д. Сытина, 1892

4. Программа технология. Хотунов Ю.А. Симоненко В.Д.

5. Выпечка домашнего приготовления Издательство ПРООР Лукъянченко О.Н. 1999г

6. Рецептура для кондитера

7. Советская национальные кухня. Ю. М. Новоженов, Л. Н. Сопина. Москва «высшая школа», 1991.

8. Секреты русской кухни Воробьева Т. М.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.povarenok.ru/

Литература для учащихся:

  1. Ермакова В. И. Основы кулинарии: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996

  2. Брошюры серии «Повар и поварёнок». – М.: Эксмо, 2006

  3. Большая поваренная книга. Завтраки, обеды, ужины. – М.: РИПОЛклассик, 2007

  4. Здоровое питание. Жукова В. Н.

  5. Тайны кулинарии Вишняченко Т. Н.

  6. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н.















15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
юные кулинары

Автор: Ольга Киселева Ивановна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Интерактивная игра "Юный кулинар""
    ["seo_title"] => string(33) "interaktivnaia_igra_iunyi_kulinar"
    ["file_id"] => string(6) "494590"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547107561"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование продуктивной компетенции через участие учащихся в кружковой деятельности."
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniieproduktivnoikompietientsiichieriezuchastiieuchashchikhsiavkruzhkovoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "265789"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450024037"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Юный кулинар "
    ["seo_title"] => string(13) "iunyi-kulinar"
    ["file_id"] => string(6) "108545"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403750406"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "Юный химик "
    ["seo_title"] => string(12) "iunyi-khimik"
    ["file_id"] => string(6) "127255"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415286150"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект  внеклассного мероприятия по СБО "ЮНЫЕ КУЛИНАРЫ""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-sbo-iunyie-kulinary"
    ["file_id"] => string(6) "263893"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449603449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства