kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Путь земляка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему "Путь земляка" студентки 31 группы ГАПОУ "Тетюшский сельскохозяйственный техникум" Воробьевой Екатерины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Путь земляка"»

Министерство образования и науки республики Татарстан

ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум»








Исследовательская работа на тему

«Путь земляка»





Автор работы: Воробьева Екатерина,

студентка 21 группы

Руководитель:

Козлова Валентина Владимировна,

преподаватель истории,

руководитель музея техникума








г.Тетюши 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ:


1. ВВЕДЕНИЕ………………………………..................................................................................3-4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:…………………………………………………………………………4-14

2.1 «Прерванное детство…»……………………………………………………………………...4-5

2.2 «Война была рядом»…………………………………………………………………………..5-7

2.2. «Дрался храбро и дерзко»…………………………………………………………………..8-12

2.3. «Мирный труд»……………………………………………………………………………….12

Правительственные награды…………………………………………………………………..12-13

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………13-14

4. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………15







ВВЕДЕНИЕ

Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне знаменательна не только для нашего народа, но и для всего прогрессивного человечества. Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Все меньше остаются среди нас ветеранов войны, которые были участниками кровопролитных боев. Они заслужили всенародное уважение. Об их жизненном подвиге нужно знать всем. Тема судьбы человека, который прошел войну, наиболее актуальна в современной жизни. Такая человеческая судьба характерна для многих советских людей. Тысячи бесстрашных воинов заслужили право на доброе имя. Этой работой мы отдаем долг тому человеку, который воевал на этой страшной войне и вернулся живым. Потомки должны знать своих героев.

Данная работа посвящена изучению жизни моего соседа, Ванямова Дмитрия Андреевича, ветерана Великой Отечественной войны и труда, человека нелегкой судьбы. Он всю свою жизнь проработал на благо своей Родины. (Приложение №1).

Актуальность выбранной темы заключается в том, что через судьбу одного человека можно прочесть историю Родины. Не зная прошлого своего народа, Родины, невозможно разобраться в настоящем и в будущем. Редеют ряды ветеранов – Солдат Великой Победы, тружеников тыла. Судьба у них одна - труд, служение Родине. На их детство выпала репрессия, на молодость выпало невероятно тяжёлое испытание войной, на зрелость – восстановление и укрепление могущества страны.

Основной целью работы является изучение жизненного пути Ванямова Дмитрия Андреевича, человека необыкновенной судьбы, ветерана войны и труда.

В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

1) собрать, изучить и систематизировать семейный архив, фотографии, альбомы, письма, публикации, награды;

2) Перевести личные мемуары Ванямова Дмитрия Андреевича на русский язык;

4) выявить основные этапы его жизненного пути;

5) изучить личность соседа, его нравственные качества, основные жизненные принципы;

Объект исследования: исторический период, который охватил жизненный путь Ванямова Дмитрия Андреевича.

Предмет исследования: судьба человека, его духовное и нравственное становление.

Источниками исследования явились:

• Семейные архивные материалы;

• Мемуары Ванямова Д.А.;

• Домашняя библиотека;

• Фонды музея нашего села.

Основные методы исследования – в своем исследовании я применяла такие методы научного исследования: изучение семейных, музейных архивных материалов, документов, беседа, анализ мемуаров и статей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 «Прерванное детство»

Ванямов Дмитрий Андреевич родился в 1923 году 28 октября в селе Тоншерма.

Через десять дней после рождения его крестили в новой церкви нашей деревни. Это было 8 ноября в Дмитриев день. В честь этого праздника его и назвали Дмитрием. Родители его ласково называли Димочкой. А если сердились, то звали Димкой. В 1930 году ему исполнилось семь лет. В это время как раз строился колхоз. Им предложили вступить в колхоз и забрали любимую лошадь с жеребенком, две сбруи для запряжки, одна сбруя у его отца была для праздников, а вторая - для работы. Его отец отставать от других не хотел.

В 1935 году Ванямов Дмитрий Андреевич окончил школу, тогда в деревне была четырехлетняя школа. В те времена, если человек заканчивал обучение в такой школе, казалось, будто он получил высшее образование. В 1936 году Дмитрия, тринадцатилетнего парня, отправили работать в поле, дали две лошади. Начал каждый день ходить на ферму, ухаживал за лошадями, убирал навоз. К вечеру уставали, но они были молодыми. Когда он приходил домой, мама поила его теплым молоком, сказав, что усталость как рукой снимет. И молодость тянула к друзьям, девушкам.

По рассказу брата Ванямова Алексея Андреевича: «Однажды было так. Он пришел домой на обед, был июнь, тогда они пахали поле. В воскресенье дома никого нет. Тогда в колхозе в столовой не кормили, да и было нечем. Ему очень хотелось кушать, а дома и картошки не было. Вот на дне ведра он увидел немного картофельной кожуры. Он её вымыл, почистил, обвалял в муке и положил жарить на сковороду. Добавил воду, посолил, поставил на огонь, но ему охота есть, он ведь пришел с работы. Глядя на сковороду, он плакал, ему было тяжело. Кожура пожарилась, и он сел кушать. Попробовал, очень кислая еда, проглотить нельзя. Он пошел и налил в кружку воды. Запивая водой, съел. Съев такую еду, голод немного прошел. Он оделся и опять пошел на работу».

В 1937 году его приняли в комсомол. 1937 год был на счастье урожайным.


2.2 «Война была рядом»

Настал 1941 год. Теперь Дмитрий - пахарь, работает плугом. В поле работали только молодые парни. Женатая молодежь шутливо говорила, что они «малы» для пахоты.

Однажды, 22 июня, запрягая три лошади, пахали около села Кляшево. Настал полдень. Садясь на лошадей, поехали в сторону деревни.

И вот они едут по деревне. Видят, возле правления выставили небольшую трибуну. Там по праздникам собирался народ. А сегодня что случилось, не поймут. Они еще не знают в чем дело, женщины плачут, мужчины поют солдатские песни. Они завели лошадей в сарай, дали им поесть и пошли к трибуне, где собрался народ.

- Что случилось? - спрашивают Дмитрий с друзьями.

– А вы еще не знаете, началась война с Германией, - ответили им.

В это время председателем сельсовета был Кузнецов Сергей Николаевич. Он позвал Дмитрия и начал объяснять, что ему, как члену комсомола, придётся стать секретарём комсомола, потому что он сам уходит на войну.

- Да, еще возьми руководство над избой-читальней, там тоже никого нет. Ты теперь «избач» и секретарь комсомола. А я пойду провожать мобилизованных солдат, – сказал Сергей Николаевич. И он ушел. Вот так за пять минут он стал культработником.

До войны Дмитрий был слаб здоровьем, часто болел, но он все-таки стал годным для службы в армии. Как все советские люди, он тоже рвался на фронт, чтобы защищать свою Родину. Война продолжалась. Немецко-фашистские войска хотели захватить Москву, с каждым днём продвигались всё дальше.

Когда уходил на войну, это он хорошо запомнил.(См. Приложение №2, Воспоминания Ванямова Д.А. ).

После «учебки» Дмитрий Андреевич стал специалистом - миномётчиком.

2.2 «Дрался храбро и дерзко…»

1942 год. Как только потеплело, их отправили в лагерь, который находился в сосновом лесу. В лесу наши солдаты жили в маленьких палатках. Из-за голода они каждый день жевали сосновую смолу. Им сообщили, что немцы приближаются к Сталинграду и подбросили минометчиков на поля сражений. Здесь шли ожесточенные бои. Немцы хотели взять Сталинград и переправиться через Волгу, затем идти на Урал. Нельзя было подпускать немцев к Волге. Все это знали. Им приказали рыть быстрее окопы. Говорили, сейчас здесь могут появиться немецкие танки. Окопы рыли в два метра глубиной. Усталым и голодным солдатам было тяжело копать окопы, но они справлялись с трудностями, потому что понимали, что от них зависит многое на этой войне.

Здесь прошли очень страшные кровопролитные бои, где наши и немцы потеряли много солдат, техники, оружия. Город почти полностью был разрушен. Прошли бои. Теперь наша часть стала 39 гвардейской пехотной дивизией.

В своих мемуарах Ванямов Дмитрий Андреевич описывает не только об участии в военных сражениях, но и о том, как он попал в плен к немцам, а затем чудом вырвавшись от фашистского плена оказался в чешской семье.

Так он и жил у них. Помогал им, и они его за это полюбили. Предложили остаться у них навсегда. Говорили, что советские войска уже близко. Каждый день линия фронта приближается к ним. Весной 1945 года войска вошли в эту деревню. Все обрадовались. В этой деревне теперь расположился военный штаб советских войск. Ванямов Дмитрий Андреевич, как честный человек, пошёл в штаб. За столом сидел майор. Рассказал, что он советский солдат и что попал в плен к немцам. Потом сбежал из плена и жил в этой деревне у чехов. Теперь куда идти, он не знает. Офицер объяснил ему, что дальше делать. Дмитрий Андреевич поблагодарил майора и вышел. Дома рассказал чехам, что нужно ему в город. На следующий день он отправился в город. Дошёл до центра города и зашёл в Генштаб. Начался допрос. Дмитрий Андреевич показал военный билет, который ему выдали в 113 дивизии и который он сумел сохранить, несмотря ни на что. Этот билет очень помог. Они опросили чехов. Те всё подтвердили и подписали нужные бумаги. Его отправили в военную часть, сводили в баню и одели в новую военную форму. Начал служить в этой части. Наши войска двигались в сторону Праги. Расположились в небольшом городке. Месяц обучали, каждый день были занятия.

В июне 1945 года отправили в город Львов. Оттуда посадили на поезд, и отправились в Москву. Тут ещё объявили войну с Японией. Их направили во Владивосток на границу. Только перешли границу с Японией, им объявили об окончании войны и направили на север. Так оказался на Чукотском полуострове. Жили впятером в одной палатке до 7 ноября. Там же работали. Так в течение двух месяцев построили двенадцать бараков. Прослужил на полуострове два года.


2.3 «Мирное время»

В августе 1947 года он вернулся домой. 16 ноября 1947 года у него была свадьба. Взял в жёны красивую и добрую девушку по имени Катя. Они очень любили друг друга. У них родилось четверо детей. Все стали хорошими людьми. Самым успешным является Вячеслав, по мнению отца.

Он трудился более тридцати лет в родном колхозе и заведующим фермой, и разнорабочим, и механизатором. Ему всегда волновала судьба односельчан, он был справедлив, любил правду, не стремился к богатству, для него самое большое богатство было дом, семья, работа, в общем, жил по совести. Сейчас таких людей очень редко встретишь.

Мы провели опрос среди пенсионеров-колхозников, животноводов, которые работали и знали моего соседа. После этого сделали вывод, что Ванямов Дмитрий Андреевич был очень уважаемым и замечательным человеком, знающим свое дело, аккуратный, дисциплинированный, организованный, все его папки, документы были в порядке и систематизированы. К работе относился добросовестно. Сосед по праву является одним из уважаемых людей своего села. В роли наставника обучал мирному делу многих молодых людей, которые начинали работать.

Мой сосед всегда выполнял общественную работу: избирался председателем ревизионной комиссии родного колхоза «Путь Ильича» Тетюшского района, депутатом Кляшевского Сельского Совета, председателем товарищеского суда села Тоншерма, председателем родительского комитета школы. Почетный гражданин села, он является для нас примером для подражания. Прожил свою жизнь с честью и достоинством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю судьбы своего соседа, я убедилась, что она отражает историю нашей Родины. Очень трогательна судьба моего соседа Дмитрия Андреевича, и является наглядным примером для подрастающего поколения. Я была просто поражена, что насколько в нечеловеческих условиях жили люди, как они выживали, что при этом чувствовали. В любых ситуациях он оставался Человеком с большой буквы, сильным духом, выносливым, храбрым, трудолюбивым и честным. Дмитрий Андреевич был одним из самых образованных, одаренных и разносторонних людей своего времени, личностью в полном смысле многогранной.

Исследовав жизненный путь, я выяснила, что он необыкновенной судьбы человек, история его жизни вызывает чувства сострадания, удивления и уважения. Еще когда был жив Дмитрий Андреевич, я любила забираться к нему на колени, и он мне долго рассказывал интересные истории своей богатой событиями жизни. Мой сосед прожил 82 года. Он говорил: «В моей жизни было все: репрессия, война и мир, и горе и радость, и любовь. Я старался все перенести достойно…» В работе вдохновлял личный интерес и желание глубже изучить судьбу любимого соседа.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что материал, собранный и систематизированный в ходе исследования, стал основой экспозиции «История судьбы Ванямова Дмитрия Андреевича в истории страны» в музее. Работа подталкивает ребят к более глубокому изучению истории своих предков. Этим самым я раскрыла поставленную передо мною цель. Его дети очень бережно хранят все документы, фотографии, вырезки из газет.

Я считаю, что это мой долг сохранить память о соседе и рассказать другим о его нелегкой и в то же время интересной судьбе. И я очень горжусь им.

Судьба позволила любознательному и талантливому от природы сыну скромного чуваша выжить в плену, вернуться живым из огненного пекла, продолжить свой род, принять участие в возрождении, восстановлении и укреплении могущества родного края.

Перед нами необычайно интересный человек, который честно выполнил свой долг на Земле. И ему, и всему его поколению хочется сказать:

Мы много лет спокойно смотрим сны,

А вас – и рядовых, и полководцев –

Несправедливо мало остается,

Товарищи, участники войны!

ПУСТЬ ПАМЯТЬ О НИХ НЕ МЕРКНЕТ ВЕКА!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Медаль за бой, медаль за труд, М.: Молодая гвардия», 1975.

  2. Никогда не забудем. Рассказы  о войне. 1962.

  3. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Политиздат, 1984

4. О подвигах, о доблести, о славе...: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; М.: Дет. лит., 1985.

5. С.П. Алексеев. Идёт война народная: Рассказы из истории Великой Отечественной войны. М. Детская литература,1986г.

6. Книга Памяти

7. Газетные вырезки. Районная газета «Авангард»

8. Документы из домашних архивов

9. Мемуары Ванямова Д.А. 1996 год.

10. Воспоминания Ванямова Алексея Андреевича, 1925 года рождения.

11. Воспоминания Ванямова Дмитрия Андреевича, 1923 года рождения.

12. podvignaroda.mil.ru









Приложение №1





Ванямов Д.А. в школе МБОУ «Тоншерминская СОШ»

Приложение № 2 «…В этот день с утра шел дождь. Утром его отец запряг лошадь и отвез в Тетюши. Подъехали к военкомату. К назначенному времени они чуть не успели, начальники начали их ругать, что во время войны опаздывать нельзя, а то вместо армии могут отправить в тюрьму. После того, как все собрались, они спустились к Волге. Лестница к пристани была деревянной. Тогда Дима первый раз спускался к Волге. Оказывается, пароход ждал только его. Он поднялся на борт, пароход поплыл в сторону Казани. Отец ему напоследок крикнул, чтобы он надел шапку, холодно. Он здесь познакомился с чувашами из Буинского района. Очень этому обрадовался. Их звали Харьков Анатолий, Краснов Николай, Попов Алексей. Они сказали, что едут в Казань учиться на лётчиков.

В начале ноября 1941 года пароход нас привез в город Маркс. Когда они спустились на берег, их повели в школу.

К ним зашли офицеры. Спросили, кто хочет в пехоту, кому охота стать минометчиком, кому хочется в пулеметчики. Начали записывать. Те парни-чуваши пожелали быть минометчиками. И Дмитрий, не зная, что такое миномет, записался к ним. Зашел офицер и сказал, что кто записался на минометчиков, построиться. Сто двадцать парней вышли и построились. Их завели в один пустой дом. Сказали обустраиваться. Учеба должна была проходить тоже здесь. Им дали пилу и приказали делать скамейки и кровати. К ночи все было готово.

5 ноября 1941 года роту сводили в баню в преддверии праздника. Они до этого были в той же одежде, в которой приехали. Все стали вшивыми. Их заставили выкинуть одежду, в которой они приехали. Когда они вышли из бани, им выдали солдатскую форму. Оделись, и не узнают друг друга. Перед отбоем им выдали шинели. Стали спать и укрываться шинелью.

Их каждый день выводили в поле на учения. В этот год ноябрь был очень холодный, были тридцатиградусные морозы. Они были обуты в кирзовые сапоги. У кого замерзали ноги или пальцы, то отдавали под суд. На каждом занятии солдаты бегали. На склоне Волги росли деревья, поэтому там они собирали хворост и разводили костер. Холодно. Ноги постоянно замерзали. Грелись возле костра. В ноябре немцы дошли до Москвы. На занятиях командир говорил, чтобы они разжигали большой костер. Но что случилось с их командиром? Он стал нервным и постоянно разговаривал сам с собой. «Если немцы Москву возьмут, тогда всё…», - переживал командир. Две-три недели нормальных занятий не было. После того, как пришло известие о том, что немцев отогнали от Москвы, их командир ожил. На занятиях хотел от солдат добиться лучших результатов. Им винтовки ещё не выдали, у государства оружия не хватало. Еды тоже не хватало. Для трех солдат был один котелок.

Страшная война продолжается. Начался 1942 год. Погода холодная. А у них на ногах кирзовые сапоги, делай что хочешь, а воюй. В феврале начали переводить в город Энгельс. От их части он находился в шестидесяти километрах. Вдруг им сказали, что надо собрать свои вещи и готовиться к походу. Дали хлеба на один день. В тот день, когда они вышли в поход, на улице было сорок два градуса мороза.

Пройдя шестьдесят километров, солдаты устали и замерзли. Их завели в школу. Там они согрелись и уснули. Утром, когда все встали, ноги невозможно болели. Все сильно проголодались. В обед им выдали хлеб, двадцать граммов масла и кусочек рыбы. Хлеб, который был рассчитан на целый день, они сразу съели. Ночью всех посадили в вагоны. Дмитрий еще не видел чугунную железную дорогу. Зеленые вагоны показались ему очень красивыми. Но их на них не посадили, а посадили в деревянные товарные вагоны. Там была небольшая железная печка, затопили ее. Вагон согрелся, стало тепло. Только опять захотелось кушать. Командиры подбадривали их, солдаты стали петь песни. Стало веселее.

Через двое суток им сказали, что они доехали до города Люберцы. Поместили всех в пустые бараки. Здесь тоже было холодно, хотя затопили и печки. Переночевали опять в холоде…»

Приложение №3 «…Я поднялся наверх подышать свежим воздухом. Сел на край окопа и вдруг в метрах пятнадцати от меня со страшным свистом разорвалась бомба. Меня волной отбросило обратно в окоп. В это время моя каска зазвенела. Спустя некоторое время смотрю на каску…. Снаряд помял ее, но не продырявил. Если бы продырявил, я бы умер. Каска ему спасла жизнь. После этого я всегда надевал каску.

В нашей части не было ни танков, ни артиллерии. Только были пулеметы и 89- миллиметровые минометы, несмотря на это готовилась наступательная операция.

Сказали, что будем переплавляться через Дон. Дали новое обмундирование. Лошадей мы переплавляли вплавь. Но немногие доплыли до берега. Только переправились на сторону немцев, нас атаковали из пулеметов. «Минометы к бою!»- скомандовали нам. Мы установили минометы и стали стрелять по позициям немцев. Мы уничтожили врагов, и пошли вперед. Немцы стали стрелять в нас с обеих сторон оврага.

Вскоре мне сказали, что надо следить за немцами в наблюдательном пункте. Рядом с пунктом вырыт был окоп. Туда установили минометы. Я часто смотрел в сторону врагов. Вдруг в 10.00 часов утра послышался взрыв. Харьков, мой земляк, тут же послал туда бойцов. Я немного посидел и спустился в овраг. Смотрю, там Харьков тащит на себе нашего командира. У него одна рука от плеча была оторвана. Плечо перебинтовали. Так и осталась рука командира на берегу Дона. Он учил своих солдат стрелять из миномета. В это время с одним из его подчиненных случилась беда. Из-за неосторожного обращения с миной, по его вине, погибли шестеро солдат, двое ранены. Вот так и окончилась война для него. Его отправили в госпиталь в г. Уфу. После госпиталя он поступает в юридический институт. Потом становится заместителем прокурора, вскоре - прокурором.

Помню такой случай. Я с телефоном сижу в окопе. Смотрю, в нескольких метрах от меня лежит немецкая мина. Позвонил командиру и все ему рассказал. Командир приказал сменить позицию, тогда я взял телефон и ушел оттуда. Но мина не разорвалась. Неразорвавшихся немецких мин было много. И я опять спасся от смерти.

На другой день мы переправились через Дон. Нам сказали, что мы уходим с этого места. Погрузили минометы на повозки лошадей и пошли. Лошади устали, не могли идти. Меня позвал командир, приказал остаться с лошадьми, чтобы они отдохнули. А потом мне нужно было их догнать. Но я не успел …

Когда я отстал от своей части, моей матери отправили письмо. Ей сообщили, что я пропал без вести, но это было не так.

Теперь я оказался в 315 гвардейской дивизии, в третьем полку и в третьем батальоне транспортной роты.

Наши войска взяли немцев в окружение. Через некоторое время наши войска отбили станцию Тормосино, находящейся близ Ростова. На этой станции немцы оставили несколько своих эшелонов. Там находились новая военная техника, боеприпасы, продовольствие.

Получили приказ о том, что мы должны освободить украинский город Шахты. А после этого нас переформировали. Наша транспортная часть осталась в тылу. Пехотинцы были впереди. У нас ни артиллерии, ни танков нет. Штаб 315 дивизии находился в деревне, находящейся неподалеку. И я был вместе со штабом. Утро. Встали. Слышим, говорят, что немцы взяли нас в окружение. Потом нам сказали, что помощи не будет. Выходить из окружения нужно было своими силами. Вот тебе и дошли до Берлина.

10 января 1943 года в 12 часов ночи, когда немцы спали, мы решили прорваться из окружения. Немцы начали стрелять в нас из пулеметов. Неожиданно взорвалась рядом от меня мина. Всех лошадей убило. Капитан упал. Мне осколком ранило руку, я упал. В ушах стоял звон. Открыл глаза. Смотрю. Вокруг меня лежат мертвые солдаты и офицеры. У одного солдата оторвало ноги, а он сидит и смеется. Наверное, он сошел с ума. Что делать? Лошадей у меня нет. Я беру винтовку, бегу. Возле меня разорвалась еще одна мина. Мне в голову попал осколок. Смотрю, идет кровь. Внизу овраг, там лежат раненые солдаты. Я подбежал к медсестре. Говорит, что у нее нет бинтов. Плачет. Нашла небольшой кусочек бинта и прибинтовала мою голову. Закричали, что идут танки. Прошло немного времени, и мы увидели, что на нас идут шестнадцать танков. Кто говорит, что свои, а кто – немецкие. Наши выстрелили. Танки остановились. После этого из танков стали стрелять. Я каким-то образом оказался в большой канаве. Вот танки все ближе и ближе. Я лежу. Смотрю, ко мне подъехал немецкий танк, он был где-то в десяти метрах от меня. Оттуда с автоматом выскочил немец, и закричал: «Рус, сдавайся!». Я приподнял голову, и он приказал мне встать. Из других танков вышло очень много немецких солдат. Они ходили по трупам умерших солдат. А солдат, которые были живыми, сгоняли в одно место. Что делать? Я встал и тоже направился к группе солдат. Нас построили, пересчитали и куда-то погнали. Постоянно кричали: «Sсhneller!». Кто не мог идти, их расстреливали на месте. Вот увидели советского офицера. Немцы издевались над ним и убили.

Теперь я у немцев в плену. В первый же день, немцы заставили нас идти сорок километров. Затем загнали в ветхий дом на ночлег. В доме даже окон не было. Кое-как переночевали. Там была солома, и мы были этому рады. Утром привезли неочищенное пшено, начали мы сами варить. А есть нечем. Насыпали на шинель, есть нечем, у нас ведь нет ложек. Кое-как поели, ведь были голодными. Нас погнали дальше, мы сильно уставали. Когда мы проходили через села, деревни жители кидали нам початки кукурузы, но близко к пленным их не подпускали. Ночью, на четвертый день, загнали нас в сарай. Переночевали. Утром дали кофе. Но попить мы его не смогли, так как не было кружек. Пятый день подряд нас гонят немцы. Люди от слабости начали падать. Их сразу убивали.

Вечером приехали немецкие машины и лошади. Нас выгнали на улицу, построили. И начали выбирать. Кто был моложе, им дали обувь и погрузили на машину. Вот так очередь дошла и до меня. Меня осмотрели и отвели в сторонку. Меня и еще двенадцать пленных людей посадили на машину. Мы поехали.

Нам каждый день находили новую работу. Кормили три раза в день. Дали две сбруи для лошадей. И я стал ездовым, только теперь был у немцев.

Так, пройдя через Украину и Румынию, Венгрию, мы дошли до Чехословацкой границы. Тут жили славяне. И вот мы в самой Чехословакии. Тут, говорят, было много партизан. Эти партизаны уничтожили достаточно много немцев.

Вдруг в небе появились самолеты. Они летят бомбить город, который находится недалеко от нас. Одна бомба разорвалась недалеко от нас. Это были американские самолёты. Земля содрогается от бомбёжек. Самолёты улетели. Немцы стали собирать тех, кто остался в живых. Погибли практически все лошади. Мой друг поляк Йозеф тоже умер. А я снова остался живым».

Надо бежать, и он это понимал. Об этом же ему сказала одна молодая девушка. Он сказал, что никого здесь не знает. «Здесь неподалёку есть село Какари. Постучись в крайний дом, тебя пустят. Тут русских уважают», - так сказала девушка. Это девушка стала для него ангелом. На следующий день Дмитрий Андреевич тайком ушел в это село. Ему сказали, что через пять дней здесь будут русские войска. Дмитрий очень волновался и ждал этого дня.

Вечер. Дмитрий Андреевич спустился к реке и думал о том, как спрятаться. Спрятался под деревьями в реке. Если его будут искать, то здесь не найдут. Он взял и снял одежду. Выкинул. Она уплыла по течению. Спрятался в тине. Вдруг немцы начали его искать. Четверо солдат с автоматами прибежали к берегу. Если бы они его увидели, то убили бы. Но, к счастью, они его не нашли. Прохладно. Солнце ещё не спустилось. «Пока не сядет солнце, не выйду», - думал он. Немцы ушли, и он обрадовался. Ванямов был голым. Если его в поле увидят в таком виде, что будет? Так и лежал, дрожа в воде. Сколько он лежал в воде, сказать никто не мог.

Вот стало темно. Он пошёл дальше. Возле дома, в огороде, что-то послышалось. Вдруг какой-то человек перепрыгнул через забор. Он шел в его сторону. Он думал, что его сейчас убьют. Страшно. Вдруг его позвали тихим голосом: « Выходи, русский, пошли». Это был чех. Дмитрий Андреевич вышел к нему и тот дал ему одежду. Рассказал о том, что немцы ушли. Этого чеха он больше не видел.

Ему ведь надо добраться до следующей деревни. Как быть? Он пошёл по полю до деревни.

Интересно описал в мемуарах об этом случае Дмитрий Андреевич. «Подошёл к крайнему дому этой деревни, постучался. «Кто там?»- спросил мужской голос. Ответил, что это я, русский. «Что тебе надо?» – спросил он. Я попросился к ним. Он открыл дверь, и я почувствовал вкусный запах еды. Пригласили в дом. Меня помыли и дали чистую одежду. Показалось, как будто помылся дома в родной бане. Угостили едой, и я переночевал на чердаке.

Проснулся я очень рано. Хозяева ещё спали. Спустился и стал осматривать дом. Зашёл в сарай. Мне было делать нечего. Я почистил сарай. В шкафчике лежали щётки для чистки коров. Я их взял и почистил коров. Вот меня начали искать. Старик зашёл в сарай. Спросил, что я делаю. Я рассказал, что я крестьянин. Мы разговорились. Я сказал, что на Родине меня расстреляют. Чехи меня утешали…»


Приложение № 4

Правительственные награды:

Ванямов Дмитрий Андреевич

Год рождения: 28. 10. 1923 
место рождения: Татарская АССР, Тетюшский р-н, с. Тоншерма 
№ наградного документа: 84 
дата наградного документа: 06.04.1984

№ записи: 1518996114

Орден Отечественной войны II степени 


Многие юбилейные медали и знаки.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Путь земляка"

Автор: Воробьева Екатерина, руководитель Козлова В.В.

Дата: 12.09.2017

Номер свидетельства: 427901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Исследовательская работа Школьные музеи "
    ["seo_title"] => string(45) "issliedovatiel-skaia-rabota-shkol-nyie-muziei"
    ["file_id"] => string(6) "122585"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414301892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Исследовательская работа "1 Мировая война" "
    ["seo_title"] => string(44) "issliedovatiel-skaia-rabota-1-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "200892"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428934182"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Исследовательская работа "Никто не забыт и ничто не забыто" "
    ["seo_title"] => string(63) "issliedovatiel-skaia-rabota-nikto-nie-zabyt-i-nichto-nie-zabyto"
    ["file_id"] => string(6) "107274"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403198516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства