В жизни каждого человека большое место занимают годы, проведенные в школе. Здесь все происходит впервые: первая учительница, первая любовь, первая двойка, первая победа.… В школьные годы человек состоится как личность, ощущает вкус дружбы, познает жизненные ценности, учится любить и ненавидеть. Вот поэтому выпускников тянет в школу, они вновь и вновь хотят почувствовать себя подростками и ощутить сладкие минуты теплого общения со своими сверстниками и, конечно же, кто вел их по стране знаний и много лет назад провожал во взрослую жизнь – учителями.
Нашей школе №18 в 2015 году исполняется 17 лет. Ежегодно на вечере встреч, выпускники с неподдельным интересом рассматривают альбомы с фотографиями, дают советы, оставляют свои координаты для последующих контактов. Все это позволяет сделать вывод о том, что люди остаются небезучастными к своему прошлому, связанному со школой.
Я решила изучить историю родной школы по материалам встреч выпускников, их воспоминаниям, собрать фотографии. У меня появилась идея не только собрать материалы, но и написать работу. Собранный материал использовать для написания экскурсии, которую я хочу провести в школе.
Для выполнения этой цели я поставила задачи:
1. Организовать встречи с выпускниками школы.
2. Собрать сведения об учителях и учениках, воспоминания и впечатления об их школьной жизни.
3. Упорядочить сведения о нашей школе из сохранившихся материалов.
4. Систематизировав материал, написать экскурсию и создать презентацию с целью популяризации знаний о родной школе.
Актуальность проблемы и выбор темы исследования: Я учусь в 8 классе. Свою работу хочу посвятить теме «История образования моей школы» Цель данной работы – узнать о прошлом, исследовать историю образования школы.
Объектом моего исследования является – школа Абдул-Газы Нефтекумского района.
Исходя из цели работы, я ставлю следующие задачи: выяснить время происхождения аула и школы, установить откуда произошло название аула.
При разработке, изучении данной темы и для достижения поставленных задач были применены следующие методы исследования: поиск, теоретическое изучение источников литературы, анализ и обобщение собранного материала.
Сегодня мой аул процветает, строятся новые дома, облагораживаются улицы, есть школа - есть будущее!
1. Начало пути
Великий поэт А.С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я…». История школы материализуется в судьбах людей, в ней живущих. В школе как в зеркале отражаются происходящие перемены в обществе.
Ученики окончили школу с отличием, а также стали в жизни прекрасными учителями, врачами, учеными, поэтами, журналистами и самое главное – хорошими людьми. Ими не только славится школа, а также наша страна Россия.
1. 2. Время возникновения первой школы в ауле.
В маленьком ауле Абдул-Газы, расположенном в ногайской степи, в 1961 году впервые открылась начальная школа. В те далекие годы она являлась филиалом Озек-Суатской средней школы. Первыми учителями, преподававшим в образовательном учреждении, были Джумасет Ильясович Ильясов и Ситдыкова Хатима Хамзаевна .
Джумасет Ильясович Ильясов интеллигентный, добрый, методически грамотный человек, который создал в школе доброжелательную обстановку.
Хатима Хамзаевна Ситдыкова у неё было материнское отношение ко всем детям. Строгая, требовательная и в тоже время чуткая и внимательная. Она гуманный педагог, приобщает детей к знаниям, представляется перед ними как образец человечности. Дети платят тем же, они очень её любят, а, значит, недаром она вкладывает огромные силы в их образование и воспитание.
Окончив Кизлярское педучилище в 1954 году по направлению поехала работать в Уллуби-Юртовскую школу. Там ей дали класс комплект1,3 классы. За один урок она должна была опросить, объяснить и закрепить знания. Молодой специалистке было по началу очень трудно, но она старалась днем и ночью. И в конце года дала высокие качества знаний. С 1954г. по 1960 г. она проработала в этой школе.
В 1961 году по направлению она приехала в а.Абдул-Газы и все началось заново. Она начала работать в маленькой школе, в которой было только 2 классные комнаты, по 2 класса в каждой , то есть опять классы комплекты. Проходили годы… Между тем её выбрали в депутаты, награждали многократно почетными грамотами. И в 1985 году за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР, решением Исполкома Ставропольского края Совета народных депутатов наградили её медалью «Ветеран труда». А в 1987 году 5 декабря назначили пенсию по выслуге лет. Но она продолжала работать. Она не раз была награждена почетными грамотами отдела образования и Министерство Просвещения РСФСР. Умерла она 2001 году, но навсегда осталась в памяти учеников, учителей, всех, кто её знал и любил.
В 1985 году было воздвигнуто новое здание начальной школы, но и оно являлось филиалом Озек-Суатской средней школы. Учителями начальных классов работала тогда Джуманьязова Айсултан Мухаметовна , Кочекеева Гульнара Керимуллаевна, Джуманьязова Менархан Алиевна.
Айсултан Мухаметовна Джуманьязова окунулась в серьёзную работу, так как на учителе начальных классов лежит тяжёлое бремя формирования моральных ценностей в маленьком человеке. Обучая и воспитывая, она приобщала детей к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений. Она гуманный педагог, приобщает детей к знаниям, представляется перед ними как образец человечности. Дети платят тем же, они очень её любят, а, значит, недаром она вкладывает огромные силы в их образование и воспитание. Доброта и любовь к детям не позволяли ей никогда себе лишнего действия или слова. Вот за что во многом и любят они её.
К Гульнаре Керимуллаевне тянутся дети благодаря ее личным качествам. Она человек доброй души, любит детей такими, какими они есть. Она одинаково любит и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям у нее являются не только переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом ее педагогической деятельности, общения с ребенком или совсем классом. Она умеет понимать детей, обладает высоким мастерством воспитанием маленького человека.
Менархан Алиевна свою добрую душу делит поровну между своими воспитанниками. Дети ее любят за то, что у нее доброта, любовь и справедливость не позволяют ей грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство. Она умеет замечать огорчения и радоваться успехам каждого из них, приходить на помощь без замедления. Она педагог большой души, всем сердцем любящий ребёнка.
1.3. Школьная жизнь.
В 1998 году в ауле открылась Абдул - Газинская основная общеобразовательная школа на 120 мест. Школа являлась основным культурным и образовательным центром в ауле. Первым директором был назначен Яхъяев Батырхан Пашаевич, учитель русского языка и литературы. Батырхан Пашаевич работал в должности директора ровно год. За короткий период своей работы он успел сделать многое и показать себя только с положительной стороны. Он обладал административно - организаторскими способностями, был инициативен, требователен к себе и педагогическому коллективу. Под его руководством работало 15 учителей. Педагоги и учащиеся школы являлись активными участниками районных мероприятий.
В сентябре 1999 года директором Абдул-Газинской школы была назначена Митюкова Гульхабира Зулкарниевна. Она не только учитель, но и умелый руководитель, обладала творческой чуткостью и педагогическим тактом. Вдумчивый, любящий свое дело работник, умеющий находить рациональные методы педагогического воздействия, глубоко интересующийся индивидуальными особенностями детей. Гульхабира Зулкарниевна — это человек с открытой душой, чистым сердцем и добрыми намерениями. Глядя на этого директора и учителя, всегда хочется улыбаться и с новыми силами идти на познание всё новых и новых наук. За свою долгую педагогическую деятельность она неоднократно награждалась грамотами за воспитание подрастающего поколения. Много позитивных эмоций и новшеств внёс этот учитель в текущую жизнь школы. Высказывание Сухомлинского «Своё сердце целиком и полностью отдаю детям» можно с полной уверенностью отнести к ней. Своим энтузиазмом и непосредственностью, молодостью души она зажигает не только учеников, но и преподавателей. Удивительным, обаятельным, скромным и поистине необычайным учителем нашей школы.
Ежегодно на торжественных линейках учащихся школы принимали в пионеры. В своих отрядах ребята оформляли пионерские уголки, стенгазеты. Проводили пионерские сборы, линейки. В 1998 году при школе создаётся пионерский отряд. Вначале в отряде было 8 человек, постепенно численность увеличилась до 25 человек. Традиционно возле школы проводились пионерские костры, игры «Зарница».
В сентябре 2002 года в ауле была открыта долгожданная двухэтажная школа. «Астраханец»- злой, колючий с песком, восточный ветер с клубящимися шлейфами пыли, задувший неожиданно и некстати, не помешал состояться настоящему празднику в нашем ауле Абдул-Газы. Школа была построена путем народной стройки - её строили всем аулом.. Новое двухэтажное здание имеет свою особенность. Роль строителей в основном была отведена родителям школьников. Все пришли посмотреть на дело рук своих – новую школу. Дался объект нелегко: семь потов сошло со взрослых, кровавыми мозолями отмечены руки мужчин. Сами заливали фундамент, сами возводили стены, а женщины сами мазали, штукатурили.
Самыми почетными гостями праздника были – министр образования края А.Е.Шабалдас, глава Нефтекумской районной администрации М.И.Товчигречко, заведующая РОО Л.Г.Девятко, заместитель главы Нефтекумской районной администрации З.Н.Полонская, начальник районного сельскохозяйственного управления М.Х.Джуманьязов, первый и старейший учитель аула, туркменский поэт и просветитель Д.И.Ильясов, глава муниципального образования Озек-Суатского сельского совета Н.М.Джуманьязов, директор ОАО «Овцевод» С.М.Аюпов.
2. Школа аула Абдул-Газы сегодня.
С сентября 2003 года по настоящее время директором школы является Джуманьязов Ахмет Мухомедалиевич, мастера спорта по борьбе дзюдо, учитель физической культуры, имеет высшую квалификационную категорию. С первых дней своей работы Ахмет Мухомедалиевич успел сделать много и показать себя с положительной стороны. Он инициативен, требователен к себе и педагогическому коллективу, способен убеждать, поддерживает тесную связь с родительским комитетом школы, попечительским советом и общественными организациями. Является почетным работникам образования. Был награжден почетными грамотами отдела образования, Министерство образования и Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.
Его рабочий день делится на две части: в первой половине он директор, а во второй – тренер и руководитель секции по дзюдо и самбо. Его цель – создать настоящих профессиональных спортсменов, мастеров спорта, которые будут прославлять Нефтекумский район, край на соревнованиях.
Благодаря кропотливому труду Ахмета Мухомедалиевича, наша школа оснащена высокими информационными технологиями. Под его умелым руководством работают 14 учителей. Из них 13 – имеют высшее педагогическое образование, 1 учитель – имеет высшую квалификационную категорию, 12 учителей – имеют первую квалификационную категорию. Весь педагогический коллектив в совершенстве владеет компьютерными технологиями, работает «в ногу» с новым образовательным стандартом нового поколения. Эти люди — настоящие профессионалы своего дела. Их объединяет преданность профессии, любовь к своему предмету и детям.
В настоящее время в нашей школе обучается 54 человека. У нас есть библиотека, куда с удовольствием ходят дети. Есть спортивный зал, в котором проводятся уроки физкультуры, спортивные секции и спортивные мероприятия. У школы есть свой сайт, на который мы можем зайти, чтобы узнать школьные новости, объявления.
В школе работают различные спортивные секции, кружок «Рукодельница». На втором этаже есть компьютерный кабинет. В нашем классе имеется скайп и проектор. Ежегодно в школьном спортивном зале проводится турнир по дзю-до, посвященный памяти Х. Эюпова нашего земляка, кандидата в мастера спорта по дзю-до. Каждое лето при школе работает летняя оздоровительная площадка «Радуга», куда ребята ходят с большим удовольствием. За 17лет школа добилась многих успехов. Наши учителя и ученики участвуют в различных конкурсах и показывают неплохие результаты и в учёбе, и в спорте и, особенно, в культурных мероприятиях.
Несмотря на различные нововведения, школа чтит традиции и ежегодно проводит такие мероприятия, как вечер встречи с выпускниками, «Праздник урожая». В школе отмечают мусульманские национальные праздники, встречи, различные мероприятия. Школа работает по здоровье сберегающей технологии. Ежедневно перед занятиями школьники делают зарядку. Аул процветает и по национальному составу является чисто туркменским.
С 1998 года школу окончили 204 учеников. Из них с образцовым аттестатом – 25 выпускников. Среди бывших учеников нашего аула есть глава администрации, директора совхозов, директор школы, врачи, медицинские сестры, адвокаты, учителя, агрономы, работники банка, продавцы.
Ахмет Мухомедалиевич считает, что самое главное – это ученики, которые постоянно радуют своими успехами в учебе, спорте, олимпийском движении, творческих делах (создают различные программы художественной самодеятельности, участвуют в районных, всероссийских соревнованиях) и т.д.
Улучшились условия в школе: на всех этажах восстановили канализацию и частично заменили окна на современные пластиковые.
2.1. Анкетирование.
Составили вопросы и провёли анкетирование среди учащихся средних и старших классов.
1. В каком году появился наш аул?
2. Когда была открыта первая школа в ауле?
3. На какой улице находилось предыдущее здание школы?
4. В каком году было построено здание школы, в котором мы учимся сейчас?
5. Кто такие пионеры? Чем они занимались?
Выяснила, что ученики 3, 5, 9 классов не знают или знают очень мало о своей школе.
Результатом моей исследовательской работы стало проведение классного часа.
Также мною было проведено интервью с директором школы Джуманьязовым Ахмет Мухомедалиевичем :
- С какого года вы работает в нашей школе? С 2003 года.
- Нравится ли вам работать с детьми? Конечно, это моё призвание.
- Что вы чувствуете, когда ваши дети получают призовые места? Радость. «Чтобы не жалеть за бесценно прожитые годы ».
И учителем начальных классов Джуманьязовой Айсултан Мухаметовной
- Нравится ли вам ваша профессия и работа с детьми? Про должность учителя она говорит: «Каждый из нас — творец нескольких сотен судеб; в наших классах, как в кузницах, куётся счастье наших воспитанников».
«Профессию свою очень люблю, особенно потому, что всегда видишь результат своего труда. Детей всегда любила и люблю, поэтому работать в школе — это моё призвание, так я считаю!» Мы очень рады, что такой учитель работает в школе и радует нас своим появлением в ней, выпускает таких замечательных человечков для нашей страны и для повышения авторитета нашей школы перед другими.
- Что вы чувствую, когда ваши дети занимают призовые места? Это мечта каждого учителя. Это гордость?
- Нравится ли вам ваша профессия? Вот так говорит Гульнара Керимуллаевна: «Профессию свою очень люблю, особенно потому, что всегда видишь результат своего труда. Детей всегда любила и люблю, поэтому работать в школе — это моё призвание, так я считаю!
2.2. История аула.
Аул появилось очень давно, и многие хотели бы узнать, как именно он появился, почему его так назвали . В своей работе я попытаюсь рассказать о нём всё, что узнала сама.
Наш аул Абдул-Газы расположен на ногайских степях. Он находится между Нефтекумском и Затеречным, в 4 километрах от трассы. Судьбы двух народов- ногайцев и туркмен – переплелись в ней. Итак, бывший ногайский, ныне туркменский аул. Аул маленький, но его история большая и тернистая. Первыми облюбовали эти места ногайцы Меситского куба джембойлуковского народа. В середине 19 века на том месте, где расположен аул, стоял кишлау аулбая Абдул-Казия. У него было 7 сыновей и 2 дочери. От него и пошло название аула Абдул-Газы. Вопрос оседлости не сходил с повестки дня. Бурлили сходы, то бурные до драки, то молчаливые, полные раздумий. Составляли «приговоры»: «Мы, нижеподписавшиеся ногайский народ, изъявляем желание поселиться оседло в урочище». Неграмотные вместо росписи ставили отпечатки пальцев.
Один из приговоров на поселение принят под впечатлением стихийного бедствия - небывалого разлива Кумы весной и летом 1902 года, парализовавшего нормальную жизнь округи. Почти весь джембойлуковский народ положил глаз на Абдул-Газы. Но столь симпатичное желание оседло поселиться, удовлетворить не представилось возможности.
Законопослушные абдулгазинцы остались в своей юдоли. Вели полукочевой –полуоседлый образ жизни. Занимались земледелием, но доминирующим занятием было скотоводство.
587 десятин абдулгазинского надела приходилось на пашню и 774 десятины на сенокос. Пашня находилось в средней полосе их надела: к северу - солонцы, к югу- пески. Переход к землепашеству не простой шаг, как кажется со стороны.
Размеры пашни посевов не ограничивались: сколько осилишь. Основным скотом у них считались лошади и рогатый скот. Рабочего скота по существу не было, имелось 15 плугов. 26 дворов не имели лошадей, 40- рогатого скота, 80 хозяйств не держали овец и коз, а в 24 не было никакого скота.
Источником существования для абдулгазинской бедноты был извозный промысел, сезонные и разовые работы.
Пользовались большим спросом кибитки, изготавливаемые на заказ местными умельцами. Весьма доходным и надежным считались сапожное ремесло.
По данным 1908 года в нашем ауле Абдул-Газы с населением 402 человека числились 100 хозяйств на 49 саманных хат, 83 кибитки и 19 отовов и джулунов. 10 семей в ауле не имели никакого жилья, они жили по 2-3 семьи в одной юрте по найму, как байгуши, у богатых ногайцев.
1914 год был роковым для кочевников России. Мировая война оказалось социальным потрясением такой силы, после которого десятилетия они не могли подняться с колен. Беда, как известно, в одиночку не ходит: голод, разруха, эпидемии, эпизоотии и самое обидное – правовой беспредел.
В 1916-1917 годы бело- зеленые бандиты наводнили ногайские степи.
Советская власть установилась весной 1920 года, часто менялась. Банды мародерничали, грабили, убивали, насиловали. Ждать от властей защиты было бесполезно. Она сама нуждалась в помощи и защите. Ногайцы и туркмены искали спасение в камышах, бурунах, забытых урочищах, в соседних кругах и селениях.
Абдул-Газы был брошен на произвол судьбы. Голод в 20-годы довершил черное дело. Аул обезлюдел. Много лет его именовали Развал-аул, а среди туркмен в Озек-Суате его называли «Дешекли» (дыра) или «Десекли».
На 1 июня 1925 года в ауле жил ровно 400 человек. (201 мужчин и 199 женщин). По национальному составу аул стал чисто туркменским. В аул на постоянное место жительства в 1924 году приехали туркмены из аула Шанкрык (ныне село Садовое Левокумского района.)
Название аула сохранил прежнее – Абдул-Газы. Абдулгазинцы, приняв оседлость, успели примерить на себя некоторые формы простейшей кооперации .В основном объединявшие бедняцко-середняцкое хозяйство, они не стали школой хозяйствования, отличались низкой производительностью труда, такой же товарностью.
Весной 1932 года в ауле образовался колхоз имени Карла Маркса, с животноводческим уклоном. Но даже по меркам тех лет колхоз был захудалым хозяйством. Государство оказало солидную финансовую поддержку. Радужные шаги первых социальных преобразований сыграло с людьми , наивными и доверчивыми, далекими от реалий современной жизни, опьяняющую роль. Все те блага, которые сыпались на поселенцев. Воспринимались ими как должное без трезвой оценки. Жилые дома, хозяйственные постройки, воздвигаемые государством безвозмездно, земля, вода, все на блюдечке. В ауле работал артезиан, вода свободно изливалась, заболачивая окрестности. Этот артезиан до сих пор функционирует. Сами иногда пьем артезианскую воду.
В годы Отечественной войны немцы рассчитывали на поддержку кавказских народов. Но просчитались. Война была священна для всех народов Советского союза. В Абдул-Газах с октября располагался штаб 4 КККК. Здесь же находился Объединенный штаб партизанского движения края. В бессильной ярости немецкие изверги предали наш аул огню. Предупрежденные жители сумели скрыться с детьми на руках и немощными стариками. Спасаясь, кто как мог, люди ушли в степь, раздетые, разутые и голодные. Шли всю ночь в направлении Озек-Суат. Там их приютили, накормили, жили по2-3 семьи, зимовали в Озек-Суате, весной вернулись на родные пепелища, построили времянки, начали восстанавливать колхоз. Они не хотели менять название своего колхоза, так и остался имени Карла Маркса.
«Развал-аул»- стал нарицательным для Абдул-Газы. Не потому, что лежал в равнинах. Ирония шла по адресу беспомощности хозяйства. Без инициативности «верхов». Долго поднимались на ноги. Медленно наливались силою мускулы. В 1957 году колхоз был ликвидирован. Абдул-Газы стал отделением Ачикулакского совхоза, а с 1967 года- Нефтекумского совхоза. Незавидное наследство досталось совхозу; на дворе юбилей – 50 лет Советской власти, а в ауле ни медпункта, ни детсада, ни клуба, ни библиотеки. Во всем ауле ни одного телефона. На аул один продовольственный ларек, в котором работал инвалид Великой Отечественной войны, вернувшийся с фронта Бекетов Сулейман Ахметович. Радио безмолвствует. Мимо проходит высоковольтная линия, а люди сидели при свете керосинных ламп. Но со временем аул начал преображаться. В 1970 году был посажен парк, где установлены качели, лавочки. В данное время парк является местом отдыха взрослых и детей. Летом здесь отдыхают дети с летней оздоровительной площадки. Весной и осенью школьники проводят экологические десанты, субботники по очистке парка от мусора и сухих веток, производятся побелку штамбов, развешивание скворечников. В 1984 году построен сельский дом культуры. В здании клуба находятся библиотека и медпункт. К Дому культуры стекаются жители со всего аула. Библиотека излюбленное место учеников и жителей села. Местный сельский клуб для степняков, жителей – это и музей, театр, и дом творчества. И этот нетленный огонь творчества несет людям свет прекрасного, свет музыки искусства.
В 1990 году асфальтирована основная улица Эюпова, проведены тротуары.
В 1999году – проведен газ, а к 2001 году газифицировано весь аул.
В 2002 году проведена вода с дожимной насосной станции г. Нефтекумска.
Заключение.
Именно в школе мы получаем свои знания, достоверные ответы на многие вопросы и это способствует развитию личности каждого человека. Учителя воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому. Это позволяет нам ощутить себя причастным к его истории.
Школа – это путевка в дальнейшую жизнь, и оттого как мы проявим себя в школьные годы, будет зависеть наш дальнейший путь по жизни. Ведь она социализирует молодого человека, способствует самоиндификации личности.
В истории школы отражается история страны. Я считаю, тернистый путь выпал на долю школы. Но эти трудности только закалила ее. В ходе работы я через воспоминания очевидцев представила историю школы, создала презентацию и начала проводить экскурсию в школе.
Я считаю, что моя работа имеет практическое значение, так как она дает возможность гордиться своей школой.
Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Но мало говорить о любви к школе, о том, в какой школе учился. Важно знать историю родной школы как главную составляющую истории своей малой Родины.
Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические источники, чтобы история была правдивой. Мне бы хотелось, чтобы более серьёзные, знающие люди пересмотрели некоторые факты насчёт основания школы. Чтобы сведения о ней не были противоречивыми.
В основном, работа с документами и вызвала трудности. Но с другой стороны, именно работа с архивными документами, возможность познакомиться с ними напрямую вызвали чувство гордости и ответственности.
Мне было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет, кто такие пионеры. Особую гордость вызвали выпускники нашей школы, которые своими исследованиями и трудами внесли большой вклад в развитие российской науки. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.
Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени, смерти. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
Литература:
1.Интернет - ресурсы:
2. Школьный архив.
3. Очерки истории Ставропольского края
4.Семейные архивы Джуманьязовой А.М. и Ситдыковой Х.Х.
Приложение 1. Ситдыкова Х.Х. со своими учащимися.
Приложение 2.
Приложение 3. Директор школы Яхьяев Б.П.
Приложение 4. Директор школы Митюкова Г.Х. со своими педагогами.
Приложение 5. Директор школы Джуманьязов А.М.
Приложение 6. Сегодня мой аул процветает, строятся новые дома, облагораживаются улицы, есть школа - есть будущее!
Приложение 7. Интервью с Джуманьязовой А.М. , Джуманьязовым А.М.