Научно-исследовательская работа "Учительская династия семьи Ящук-Криштоп"
Научно-исследовательская работа "Учительская династия семьи Ящук-Криштоп"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Лицей №7»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: учительская династия семьи Ящук-Криштоп
Выполнила работу: Ящук Наталья
Руководитель: О.В. Чернышёва
г. Минусинск
2010 - 2011 уч. год
Исследовательская работа.
Тема: Учительская династия семьи Ящук -Криштоп.
Цель: выяснить, кто в нашей семье по материнской линии работал учителем и сколько лет составляет общий педагогический стаж нашей семьи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Собрать и систематизировать материал по данной теме.
Показать, как важен труд учителя через трудовую династию нашей семьи
Составить педагогическое древо моей семьи.
Объектом данной исследовательской работы является родословная.
Предметом – изучение конкретных фактов из жизни моих родственников по материнской линии.
Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передается потомкам.
Планируемый результат:
познакомить учителей, одноклассников и других ребят лицея со своей исследовательской работой.
Методы:
Беседы с родственниками.
Изучение семейного архива (фотографии, документы).
Подготовка наглядного материала и презентации для исследовательской работы.
Анкетирование педагогов лицея.
Введение
Учитель сколько нужно любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили.
Чтобы помнили люди тебя…
Большие и быстрые перемены происходят на нашей планете. Но в любой стране есть вечные ценности – верность своему делу, любовь к своей Родине, своей профессии, к своему близкому и дорогому, что окружает нас с рождения. И так будет всегда пока, существует наш мир.
Родина … Россия… Земля наших отцов – наша Отчизна!
Заботясь о потомках, отцы овладевали ремеслом, совершенствовали орудия труда, прятали от чужих глаз свои профессиональные секреты, старались своим усердием прославить свою фамилию.
Мир профессий разнообразен. Каждая профессия по- своему трудна и интересна, важна и необходима. Одной из первых профессий, с которой встречается маленький человек - это учитель. Имя учителя – свято. 2010 год - Год Учителя и мне хочется рассказать о самых близких и дорогих моему сердцу людях – учителях.
Для любого человека учитель – это память о детстве, о школе, которая остается на всю жизнь. Для меня профессия учителя памятна и понятна вдвойне, ведь моя мама-учитель, учителями работают тёти и дяди, работали бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Профессия учитель с одной стороны древнейшая, а с другой самая современная. Никогда не была спокойной эта мирная профессия. Никогда она не давала возможности приостановиться, передохнуть.
Моя работа посвящена моим предкам, внёсшим свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И я чувствую огромную радость и гордость оттого, что след, оставленный ими, сохранится в памяти многих людей на долгие годы.
Результаты анкетирования.
Я провела анкетирование учителей начальных классов нашего лицея. Из анкет я выяснила, что 80% учителей принадлежат к педагогическим династиям, педагогический стаж которых от 30 до 250 лет. К сожалению, только 30% учителей хотели бы, чтобы их дети получили профессию педагога. Но зато 90% учителей смогли привить любовь к учительской профессии у своих учеников. Следовательно, можно сделать вывод, что люди, которые нас окружают, которые значимы для нас, как, например, первый учитель, влияют на выбор профессии.
Учительская родословная.
Под педагогической родословной я понимаю повествование о роде с профессиональной преемственностью, в котором устанавливается происхождение, степень родства членов семьи, даются фактические сведения, оценочная характеристика тех представителей рода, которые являются носителями фамильного дела, то есть составляют педагогическую династию.
История семьи (родословная) долгое время была для россиян востребованным и хорошо освоенным жанром. В нём находили своё место знаменательные для людей события: рождение детей, регистрация браков, профессиональные достижения и заслуги, участие в защите Отечества, награждение знаками отличия за боевую и трудовую доблесть и многие другие факты. Часто они были интересны не только для тех, кто имел кровную связь с героями повествования о роде, но и для современников и потомков, живших судьбами России. В традициях повествователя – автора родословной было помещать в таком тексте следующую информацию: семейный герб, древо рода, фотографии, поколенные росписи, таблицы. Особое место в истории рода всегда занимали сведения о семейном деле и фамильных профессиях. Наследование занятия предков, их ответственного отношения к делу, зачастую считалось незыблемой, достойной гордости и уважения обязанностью следующего поколения, накладывало моральную ответственность на потомков за свои поступки. Испокон веков, как объективно свидетельствуют источники – памятники национальной культуры (например, мемуарная литература российского дворянства о семейных кланах Пушкиных, Лермонтовых, Толстых, Вяземских и др.) русская семья хранила и передавала по наследству потомкам отеческие вещи-реликвии. А также семейный архив с трогательными письмами о любви, душевными переживаниями, мудрыми наставлениями старших молодым, детскими дневниками с первыми наивными стихами и рисунками, ценные бумаги, пожелтевшие от времени снимки, где исторические события последних веков трагически отразились в судьбах многих российских семей. Социальные потрясения разрушили многовековые национальные традиции, в первую очередь фамильные, родовые, те, которые помогали выживать в самых сложных условиях, не забывать о своих исконных корнях, а порой и черпать силы для духовного и нравственного возрождения.
Вся работа в документе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Учительская династия семьи Ящук-Криштоп"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Лицей №7»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: учительская династия семьи Ящук-Криштоп
Выполнила работу: Ящук Наталья
Руководитель: О.В. Чернышёва
2010 - 2011 уч. год
Исследовательская работа.
Тема: Учительская династия семьи Ящук -Криштоп.
Цель: выяснить, кто в нашей семье по материнской линии работал учителем и сколько лет составляет общий педагогический стаж нашей семьи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Собрать и систематизировать материал по данной теме.
Показать, как важен труд учителя через трудовую династию нашей семьи
Составить педагогическое древо моей семьи.
Объектом данной исследовательской работы является родословная.
Предметом – изучение конкретных фактов из жизни моих родственников по материнской линии.
Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передается потомкам.
Планируемый результат:
познакомить учителей, одноклассников и других ребят лицея со своей исследовательской работой.
Методы:
Беседы с родственниками.
Изучение семейного архива (фотографии, документы).
Подготовка наглядного материала и презентации для исследовательской работы.
Анкетирование педагогов лицея.
Введение
Учитель сколько нужно любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили.
Чтобы помнили люди тебя…
Большие и быстрые перемены происходят на нашей планете. Но в любой стране есть вечные ценности – верность своему делу, любовь к своей Родине, своей профессии, к своему близкому и дорогому, что окружает нас с рождения. И так будет всегда пока, существует наш мир.
Родина … Россия… Земля наших отцов – наша Отчизна!
Заботясь о потомках, отцы овладевали ремеслом, совершенствовали орудия труда, прятали от чужих глаз свои профессиональные секреты, старались своим усердием прославить свою фамилию.
Мир профессий разнообразен. Каждая профессия по- своему трудна и интересна, важна и необходима. Одной из первых профессий, с которой встречается маленький человек - это учитель. Имя учителя – свято. 2010 год - Год Учителя и мне хочется рассказать о самых близких и дорогих моему сердцу людях – учителях.
Для любого человека учитель – это память о детстве, о школе, которая остается на всю жизнь. Для меня профессия учителя памятна и понятна вдвойне, ведь моя мама-учитель, учителями работают тёти и дяди, работали бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Профессия учитель с одной стороны древнейшая, а с другой самая современная. Никогда не была спокойной эта мирная профессия. Никогда она не давала возможности приостановиться, передохнуть.
Моя работа посвящена моим предкам, внёсшим свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И я чувствую огромную радость и гордость оттого, что след, оставленный ими, сохранится в памяти многих людей на долгие годы.
Результаты анкетирования.
Я провела анкетирование учителей начальных классов нашего лицея. Из анкет я выяснила, что 80% учителей принадлежат к педагогическим династиям, педагогический стаж которых от 30 до 250 лет. К сожалению, только 30% учителей хотели бы, чтобы их дети получили профессию педагога. Но зато 90% учителей смогли привить любовь к учительской профессии у своих учеников. Следовательно, можно сделать вывод, что люди, которые нас окружают, которые значимы для нас, как, например, первый учитель, влияют на выбор профессии.
Учительская родословная.
Под педагогической родословной я понимаю повествование о роде с профессиональной преемственностью, в котором устанавливается происхождение, степень родства членов семьи, даются фактические сведения, оценочная характеристика тех представителей рода, которые являются носителями фамильного дела, то есть составляют педагогическую династию.
История семьи (родословная) долгое время была для россиян востребованным и хорошо освоенным жанром. В нём находили своё место знаменательные для людей события: рождение детей, регистрация браков, профессиональные достижения и заслуги, участие в защите Отечества, награждение знаками отличия за боевую и трудовую доблесть и многие другие факты. Часто они были интересны не только для тех, кто имел кровную связь с героями повествования о роде, но и для современников и потомков, живших судьбами России. В традициях повествователя – автора родословной было помещать в таком тексте следующую информацию: семейный герб, древо рода, фотографии, поколенные росписи, таблицы. Особое место в истории рода всегда занимали сведения о семейном деле и фамильных профессиях. Наследование занятия предков, их ответственного отношения к делу, зачастую считалось незыблемой, достойной гордости и уважения обязанностью следующего поколения, накладывало моральную ответственность на потомков за свои поступки. Испокон веков, как объективно свидетельствуют источники – памятники национальной культуры (например, мемуарная литература российского дворянства о семейных кланах Пушкиных, Лермонтовых, Толстых, Вяземских и др.) русская семья хранила и передавала по наследству потомкам отеческие вещи-реликвии. А также семейный архив с трогательными письмами о любви, душевными переживаниями, мудрыми наставлениями старших молодым, детскими дневниками с первыми наивными стихами и рисунками, ценные бумаги, пожелтевшие от времени снимки, где исторические события последних веков трагически отразились в судьбах многих российских семей. Социальные потрясения разрушили многовековые национальные традиции, в первую очередь фамильные, родовые, те, которые помогали выживать в самых сложных условиях, не забывать о своих исконных корнях, а порой и черпать силы для духовного и нравственного возрождения.
Учительская династия нашего рода по линии матери:
Поколение
Фамилия, имя,
отчество
Место работы,
должность
СатжСтаж
I.Первое
поколение
Криштоп Иван
Прокопьевич
Учитель истории
Директор детского дома
45 лет
Криштоп Надеж да
Ивановна
Учитель начальных классов (Ирбейское)
40 лет
Устюгов Георгий
Евграфович
Учитель математики Субботинская школа
42 года
Устюгова Анна
Васильевна
Учитель начальных классов, Субботинская школа
42 года
Устюгова Мария
Евграфовна
Учитель начальных классов, Сизинская школа
40 лет
Устюгова Клавдия
Евграфовна
Учитель литературы, Малый Кибеж, Ужурский район
10 лет
II. Второе
поколение
Криштоп Алексей
Григорьевич
Директор Субботинской школы
51 год
Криштоп Мария
Григорьевна
Учитель истории школы в
г. Заозерный
40 лет
Криштоп- Глинская Александра Григорьевна
Учитель начальных классов Усть - Янская школа
51 год
Криштоп Иван
Григорьевич
Директор Субботинской школы
40 лет
Криштоп - Горбанович Екатерина Дмитриевна
Учитель литературы Петропавловская школа Ирбейский район
Я решила присоединиться к тем, кто захотел проследить историю своего рода.
Итак, меня зовут Ящук Наталья Андреевна. Я родилась 5 июня 2002 года в городе Минусинске. Учусь во 2«А» классе МОБУ «Лицей №7». В данной работе я начала исследование учительской династии по линии моей мамы Ящук Елены Ивановны, учителя начальных классов МОБУ «Лицей №7».
Из рассказа моей прабабушки
Устюговой Анны Васильевны.
- Ничего необыкновенного в моей биографии нет. Родилась здесь, в Субботине, закончила сельскую школу. Как и все, любила и мечтала. И еще хотела стать педагогом. Моим кумиром была учитель русского языка и литературы О. П. Богуславская, ушедшая добровольцем на фронт, - рассказывает Анна Васильевна Устюгова. - В 1942 году закончила Минусинское педучилище и стала работать в родной Субботинской школе учителем начальных классов вплоть до ухода на пенсию в 1982 году.
Любимая учениками и уважаемая родителями, Анна Васильевна в каждом ребенке видела прежде всего человека. Добрый и отзывчивый педагог с каждым подопечным умела найти контакт, тактично указать на ошибку и подсказать пути ее исправления. Она старалась так доходчиво объяснить учебный материал, что маленький ученик уверенно его осваивал. С детьми нельзя кривить душой, а предельная откровенность учителя вызывает взаимное доверие и искренность у воспитанников. Бывший директор Субботинской школы Е.И. Глушкова вспоминает: "Всякое случалось в школе, но сельская учительница находила выход из любой ситуации".
Супруг Георгий Евграфович тоже много лет своей жизни посвятил Субботинской школе. Общительный и в тоже время принципиальный, он снискал уважение у сельчан. Мужчин-педагогов и сейчас редко встретишь в школе, а тогда их были единицы. Закончив сначала семилетку в Субботино, а потом 16 июня 1941 года и среднюю школу в Шушенском, добровольцем ушел на фронт. В звании младшего лейтенанта на фронте командовал взводом, получил контузию и несколько ранений. А в конце войны после очередного тяжелого ранения Георгий попал в госпиталь и лишь в августе 1945 года инвалидом возвратился домой. Работал учителем начальных классов и директором школы. После войны тяжело жилось в деревне, многие дети осиротели, поэтому молодому педагогу нужно было быть особенно терпеливым и внимательным к своим учащимся, которые были лишены отцовского тепла. В 1948 году Георгий Евграфович закончил Минусинское педучилище, а с 1953 года преподавал в 5-7 классах математику.
72 года составляет педагогический стаж супругов Устюговых, а династии Устюговых -Криштопов - 350 лет. 53 года счастья на двоих - так можно с уверенностью сказать о жизненном пути этой семейной пары. Дети и внуки продолжают их дело: дочь Галина преподает математику, зять Иван Григорьевич -математик и директор школы, а внучка Лена (на снимке) тоже стала педагогом. Анна Васильевна с улыбкой говорит: "Дома у нас частенько проходили малые "педсоветы", да и по сей день школьные проблемы нас волнуют не меньше".
Вся жизнь педагогов Устюговых является ярким примером преданности школе, своему выбранному пути.
Из рассказа прадедушки Устюгоав Георгия Ефграфовиач
21 августа 1945 года я прибыл из госпиталя домой в с. Субботино. 3 сентября 1945 года поехал в Шушенское в райвоенкомат встать на военный учет. Был замечен моими друзьями, которые работали в Районо. Они окликнули меня и представили заведующей районо Маркеловой. Внимательно оглядев меня, выяснив что-то для себя, она назначила меня учителем математики в Субботинскую среднюю школу. Проработал 1945-46 учебный год учителем математики и был переведен заведующим в Субботинскую начальную школу (Юрасовскую), где проработал 5 лет.
В 1952-53 учебном году снова я был переведен учителем математики в Субботинскую среднюю школу, где проработал до августа 1974 года. С сентября 1974 года работал воспитателем в группе продленного дня. А с сентября 1977 г. вышел на пенсию.
А вот еще некоторые данные из биографии.
Год рождения 1922. Окончил 10 классов Шушенской средней школы 16 июня 1941 года. С ноября 1941 года служил в Армии. Учился в Киевском военно-пехотном училище. Воевал за границей, в Монголии, служил в качестве заместителя командира по политической части, а потом командиром автоматного отделения. В феврале 1943 года меня направили по моей большой просьбе в Сретенское пехотное училище, где проучился до марта 1944 года. В марте поехал на фронт, воевал командиром стрелкового взвода и роты. В мае 23 числа 1944 года был контужен. 23 декабря 1944 года был ранен в руку, а 3-е ранение получил 19 апреля 1945 года.
Как просто и скупо сказано: ... а 3-е ранение получил 19 апреля 1945 года. А ведь это ранение - ампутация ноги. И вот все эти годы после войны - печальная память о войне. А работа учителя - это ведь постоянное хождение по классу. Глядя на Георгия Ефграфовича Устюгова, вспоминаешь стихотворение Федорова:
Тетрадки и книжки,
И школьные доски,
И класс мой - нелегкая радость моя.
Учителю в школе работать непросто,
Учителем в школе работаю я.
Жизнь прожита.
И позади тревоги, поиски, волнения.
Но в памяти живы они,
Дни настоящего горения.
Фотографии из семейного альбома.
Вахрушев А.А. и Ящук Е.И.
Иван Григорьевич
и Мария Григорьевна
Криштоп
Криштоп Галина Георгиевна
Филимонова Галина (2-я слева)
Галина Григорьевна и Иван Григорьевич
Устюгова А.В., Криштоп Г.Г. и Криштоп И.Г.
На выпускном у Насти.
Вывод:
Проведя исследование по изучению нашей педагогической династии, удалось выяснить: 1. Педагогической деятельностью в нашей семье занималось три поколения. 2. Педагогов в нашей семье 22 человека. Это учителя истории, математики, литературы, физкультуры, технологии, учителя начальных классов, директора школ. 3. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет на сегодняшний день 703 года. 4. Педагогическое древо нашей семьи составить полностью удалось только со стороны моей мамы Ящук Елены Ивановны.
Подводя итог ко всему сказанному о династии Ящук-Криштоп , можно сделать вывод, что действительно любовь к детям в моей. семье передалась по наследству.
Заключение
Когда я начала исследование учительской династии своей семьи, я не предполагала, как это интересно и увлекательно. К работе привлёкла родителей, родственников.
Но, несмотря на трудности, несмотря на сложнейшие профессиональные задачи, люди из поколения в поколение идут работать с детьми. Удивительное это явление - династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови», дар учить, переданные по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, на то необходимо веление души.
В ходе исследования я узнала, что профессия учителя в нашей семье передаётся по наследству по мужской и женской линии. В педагогической династии Ящук-Криштоп удивительным образом развиты традиции, преемственность поколений. Преподавание в моём роду -это уже не просто профессиональное занятие, это культурное явление. Когда я была маленькой, мне всегда казалось, что мои мама, бабушки и дедушки родились учителями. Теперь я в этом не сомневаюсь.
В дальнейшем, обязательно продолжу исследовательскую работу, чтобы мои потомки не начинали, как я, с чистого листа изучать свою родословную. Кроме того, данная работа - это способ выразить огромную искреннюю благодарность не просто отдельным людям, а целой семье, посвятившей жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Рассказ о педагогической династии - лишний повод задуматься о том, что Учитель -это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!